ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1322/2022 от 25.04.2022 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1322/2022

УИД 55RS0006-01-2022-001752-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 25 апреля 2022 г.

Советский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Гудожниковой Н.В.,

при секретаре Цейзер К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, к Бюджетному общеобразовательному учреждению г. Омска «Лицей № 166» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, к Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятия по охране объекта

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к БОУ г.Омска «Лицей №166» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятия по охране объекта. В обоснование требований указано, что ответчиками не выполнены возложенные на них действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения и антитеррористической защищенности объекта. В ходе проверки выявлены нарушения пп. «г» п. 24, пп. «б» п. 25, пп. «а», «б» п. 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. Лицей является объектом третьей категории опасности, однако не обеспечен сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса в здании лицея в рабочее время обеспечивается вахтером, в ночное время и праздничные дни сторожем. Комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечиваются, в связи с чем, 28.02.2022 директору лицея было вынесено представление об устранении нарушений закона, однако меры до настоящего времени не приняты.

Прокурор просит обязать БОУ г. Омска «Лицей №166» обеспечить охрану объекта по адресу адрес, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать Администрацию г. Омска и Департамент образования Администрации г. Омска выделить финансирование БОУ г. Омска «Лицей №166» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу; взыскать с БОУ г. Омска «Лицей №166» государственную пошлину в доход местного бюджета.

Помощник прокурора Советского АО г. Омска Кириллова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика БОУ г. Омска «Лицей №166» Калмина Г.В., действующая на основании приказа о назначении директором, в судебном заседании факт нарушения законодательства о противодействии терроризму не отрицала, при этом ссылалась на отсутствие финансирования.

Представитель ответчика Администрации г. Омска Тиль О.А., действующая на основании доверенности, в письменных возражениях и устных пояснениях в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что распорядителем бюджета города Омска является Департамент образования Администрации г. Омска, которое является подразделением Администрации г. Омска в сфере образования, наделено правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс. В перечне главных распорядителей бюджета города Омска Администрация города Омска отсутствует, в связи с чем, на Администрацию города Омска не может быть возложена обязанность по финансированию обеспечения охраны объекта.

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска Соловьев Ю.А., действующий на основании доверенности, в письменных возражениях и устных пояснениях в судебном заседании иск не признал, указал, что во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в адрес Министерства образования Омской области были направлены сведения о потребности в финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности объектов. До настоящего времени вопрос о выделении финансирования не был решен. Мероприятия по обеспечению физической охраны планируется исполнить после получения соответствующего финансирования из федерального бюджета.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2, 15, ч. 5, п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в числе прочих относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

Согласно п. 8 ч. 1ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п.7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ « О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу п. 7.1 части 1 ст.16 Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

В силу ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) следует понимать – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующие совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может находиться более пятидесяти человек.

Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Пунктами 1, 5 указанных Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (положения п. 18 Требований).

В силу п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях).

Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б» пункта 25 приведенных требований).

Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из вышеизложенных норм следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Согласно уставу БОУ г. Омска «Лицей №166» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ г. Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.7, л.д.38).

Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования Администрации г. Омска, собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за Учреждением имуществом осуществляет в пределах своей компетенции Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска (п. 1.3, л.д.38).

В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Советского АО г.Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании БОУ г. Омска «Лицей №166», в ходе которой выявлены следующие нарушения: мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории учреждения должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.

По результатам проверки 28.02.2022 директору БОУ г. Омска «Лицей №166» вынесено представление № 07-05-2022 с требованиями принять действенные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь (л.д. 79-82).

В ответе от 11.03.2022 на указанное представление прокурора БОУ г. Омска «Лицей №166» указало, что указанные в представлении нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних не могут быть исполнены из-за отсутствия финансирования. Лицей обратился в Департамент образования Администрации г. Омска с просьбой осуществления финансирования для заключения договоров с частными охранными организациям (л.д. 36).

В ответе от 04.04.2022 на обращение БОУ г. Омска «Лицей №166» Департамент образования Администрации города Омска сообщил, что сумма на заключение договора с частной охранной организацией составляет ориентировочно 720 000 руб. Информация о потребности в финансировании таких расходов учтена, вопрос о выделении финансирования на данные расходы будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета города Омска на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг. (л.д. 84).

Согласно паспорту безопасности БОУ г. Омска «Лицей №166», утвержденному 30.12.2019, зданию лицея, расположенного по адресу адрес, присвоена третья категория опасности (л.д.18).

В акте обследования и категорирования объекта (территории) образовательной организации БОУ г. Омска «Лицей №166» от 18.10.2019 указано, что объект по адресу адрес состоит из одного 2-этажного здания общей площадью 1044,3 м2, территория 4666,6 м2 ограждена по периметру 319,7 м, ограждение – металлическая решетка, высотой 1,85 м, оборудовано одним въездом, для автотранспорта и одним проходом для людей. Прогнозируемое число пострадавших может составить 280 человек. В п. 4 акта «особое мнение» имеется запись капитана полиции, старшего инспектора (ПЦО) №4 ФГКУ «Управление вневедомственное охраны войск национальной гвардии по Омской области» Полошкова Е.А. о несоответствии объекта требованиям п.25 (подп. б, д) Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (л.д.19-21).

В соответствии с Положением об организации охраны и ограничении допуска посторонних лиц в БОУ г. Омска «Лицей №166», утвержденного директором лицея 30.08.2018, функции по контролю за допуском на объект осуществляются: в рабочее время и выходные дни вахтером (с 8 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.) и сторожем (с 20 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин.) (л.д.23-27).

То обстоятельство, что пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса в здании лицея в рабочее время обеспечивается вахтером, в ночное время и праздничные дни сторожем, подтвердила в судебном заседании директор Калмина Г.В. Также в материалы дела представлена копия трудового договора лицея со сторожем (л.д.67-70).

Принимая во внимание, что в силу положений вышеприведенных норм обеспечение указанного объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны является обязательным и в настоящее время БОУ г. Омска «Лицей №166» не реализовано, невыполнение указанных мер может привести к причинению вреда жизни и здоровья обучающихся несовершеннолетних и лиц, которые обеспечивают образовательный процесс. В этой связи суд полагает необходимым требования истца удовлетворить, возложить на БОУ г. Омска «Лицей №166» обязанность обеспечить охрану объекта по адресу адрес, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

При этом суд отмечает, что БОУ г. Омска «Лицей №166» является местом массового пребывания людей, в основном несовершеннолетних, и прогнозируемое число пострадавших может составить 377 человек, из них 32 чел. – работники школы и 345 учащихся.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в данной части в соответствии с заявленными требованиями в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя Администрации г. Омска о том, что преступления террористической направленности на территории г. Омска не регистрировались, судом не могут быть приняты во внимание, в силу того, что к приоритетным мерам по борьбе с терроризмом относятся меры по его предотвращению.

Также не могут быть приняты во внимание доводы представителя Администрации г. Омска о том, что они не являются надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре. Данный довод опровергается Уставом образовательного учреждения, из которого следует, что муниципальное образование городской округ город Омск Омской области является учредителем образовательной организации.

Из вышеприведенных норм следует, что профилактика терроризма, а также минимизация последствий его проявления в границах городского округа, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к нему территорий, а также контроль за соблюдением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006, возлагается на исполнительные органы местного самоуправления, в том числе городских округов. В данном случае таким органом является Администрация г. Омска как собственник здания, в котором расположено БОУ г. Омска «Лицей №166» (адрес).

В силу того, что Решение Омского городского Совета от 29 июня 2011 г. № 413 «О Департаменте образования Администрации города Омска» последний является распорядителем бюджета, суд полагает, что обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по охране объекта (территории) БОУ г. Омска «Лицей №166» необходимо возложить как на Департамент образования Администрации г. Омска, так и на Администрацию г. Омска.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в данной части в соответствии с заявленными требованиями в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика БОУ г. Омска «Лицей №166» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска, действующего в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Лицей № 166» обязанность обеспечить охрану объекта по адресу адресА, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Администрацию города Омска и Департамент образования Администрации города Омска обязанность осуществить финансирование Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицей № 166» на обеспечение мероприятия по охране объекта по адресу адрес, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Бюджетного общеобразовательного учреждения г. Омска «Лицей № 166» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Гудожникова

Мотивированное решение составлено 04 мая 2022 года.

Судья Н.В. Гудожникова

подпись судьи______________

адрес

адрес

адрес

адрес