№2-1323/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Иглино 30 августа 2019 года
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулейманова Т.М.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным решения и протокола заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства РБ, признании незаконным решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР Нуримановский район РБ, признании недействительным постановления администрации МР Нуримановский район РБ, признании соответствующей требованиям подпрограммы, обязании восстановлении в подпрограмме, обязании предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным решения и протокола заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства РБ, признании незаконным решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР Нуримановский район РБ, признании недействительным постановления администрации МР Нуримановский район РБ, признании соответствующей требованиям подпрограммы, обязании восстановлении в подпрограмме, обязании предоставлении социальной выплаты, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в Муниципальном казенном учреждении «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан». В ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь. Постановлением администрации МР Нуримановский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на очередь изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ г.» и включена в категорию «молодые семьи, молодые специалисты». Решением рабочей комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ» Министерства сельского хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была исключена из Сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», в связи с тем, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» не относится к социальной сфере, поэтому ФИО1 как работник данной организации не может претендовать на социальную выплату на улучшение жилищных условий. Протоколом заседания межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР Нуримановский район от ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведена из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», признав МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» не относящимся к социальной сфере. Не соглашаясь с указанными действиями ответчиков, истец указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ она обоснованно была поставлена на очередь изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ г.» и включена в категорию «молодые семьи, молодые специалисты», т.к. соответствовала в совокупности следующим условиям: ее семья соответствует понятию «молодая семья», она работает по трудовому договору в социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживает в сельской местности; е семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; у нее имеется в наличие собственные средства. Согласно данным Автоматизированной информационной системы «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», в ДД.ММ.ГГГГ гг. она ежегодно включалась в предварительный список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до ДД.ММ.ГГГГ г.» именно как работник социальной сферы. На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ» от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из Сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ»; признать недействительным протокол заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ» от ДД.ММ.ГГГГ № № в части исключения ФИО1 из Сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ»; признать незаконным решение межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ протокол № в части перевода ФИО1 из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»; признать недействительным постановление администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района» в части перевода ФИО1 из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»; признать ФИО1 соответствующей требованиям подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» как члена молодой семьи, работающей по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности; обязать администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан восстановить ФИО1 в категорию «молодые семьи, молодые специалисты» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», с очередностью, определенной в хронологической последовательности по дате подачи ФИО1 заявления, с порядковым номером, под которым ФИО1 значилась на момент перевода из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»; обязать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан восстановить ФИО1 в сводном списке на ДД.ММ.ГГГГ получателей субсидии по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»; обязать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан предоставить ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году социальную выплату на строительство жилья в сельской местности.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО3 просили исковые требования удовлетворить в полном объеме. ФИО1 дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ она как работник МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» была включена Министерством сельского хозяйства РБ в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», в категорию «молодые семьи, молодые специалисты». Соответственно, Министерство сельского хозяйства РБ признавало данное учреждение организацией социальной сферы, а её сотрудников – работниками социальной сферы. В ДД.ММ.ГГГГ г.г. она также включались в данный сводный список как работник социальной сферы. В ДД.ММ.ГГГГ г. рабочая комиссия Министерства сельского хозяйства РБ незаконно признала МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» не относящимся к социальной сфере и исключила ее из сводного списка.
Представители ответчиков – администрации МР Нуримановский район РБ, Министерства сельского хозяйства РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, в своем письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом администрация МР Нуримановский район РБ не возражала против удовлетворения исковых требований, а Министерство сельского хозяйства РБ предоставило мотивированное возражение, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения истца ФИО1, представителя истца ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ». Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося Приложением№к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ», установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения;
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.
Согласно разделу 3 право на получение социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам имеют:
молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются всовокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.
Согласно п. 36 под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Предоставление молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
г) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
д) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
е) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
ж) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
з) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Указанное Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598, утвердившее федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утратило силу с 1 января 2018 г. Реализация мероприятий данной программы с 1 января 2018 г. осуществляется в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
В соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя или органом исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя (далее - орган местного самоуправления) по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Истец в ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в отдел образования администрации МР Нуримановский район РБ централизованной бухгалтерии отдела образования.
ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования МР Нуримановский район РБ».
ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования» реорганизовано в форме слияния в МБУ «Централизованная бухгалтерия МР Нуримановский район РБ».
ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Централизованная бухгалтерия МР Нуримановский район РБ» переименовано в Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан».
В указанной организации истец работает по настоящее время.
Постановлением администрации МР Нуримановский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь.
Постановлением администрации МР Нуримановский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлена на очередь изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ г.» и включена в категорию «молодые семьи, молодые специалисты».
Согласно данным Автоматизированной информационной системы «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», в ДД.ММ.ГГГГ гг. ФИО1 ежегодно включалась в предварительный список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до ДД.ММ.ГГГГ г.» как работник социальной сферы.
ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве сельского хозяйства РБ прошло заседание рабочей комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», по результатам которого принято решение об исключении истца из Сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ».
Комиссия пришла к выводу, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» не относится к социальной сфере, соответственно ФИО1 как работник данной организации не может претендовать на социальную выплату на улучшение жилищных условий.
Согласно протокола заседания межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР Нуримановский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведена из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ».
Указанное решение межведомственной жилищно-бытовой комиссии утверждено постановлением администрации МР Нуримановский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Орган местного самоуправления согласился с вышеуказанным выводом Министерства сельского хозяйства о том, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» не относится к социальной сфере, что послужило основанием для перевода ФИО1 в иную категорию.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года заявление администрации МР <адрес> РБ удовлетворено, предписание Министерства сельского хозяйства РБ об устранении нарушений законодательства № № от ДД.ММ.ГГГГ, признано недействительны в части пункта 2, требующего обеспечить возврат неправомерно полученных субсидий в сумме 1 094 268,6 руб., при этом суд пришел к выводу, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» обладает статусом социального учреждения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства сельского хозяйства РБ – без удовлетворения.
Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан».
Данной государственной программой предусмотрена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан». В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, не обладающих достаточными собственными накоплениями на указанные цели, подпрограмма предусматривает формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, в том числе механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Согласно Устава МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» казенное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей централизованное бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта и других муниципальных учреждений МР Нуримановский район РБ. Казенное учреждение создается в целях минимизации управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышения эффективности использования бюджетных средств, эффективной организации бюджетного, бухгалтерского, налогового учета и отчетности в обслуживаемых муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления сельских поселений МР Нуримановский район РБ, оптимизации и улучшения кадрового состава бухгалтерских служб.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, дополнительным видом деятельности МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» является «предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания» (ОКВЭД 88.99).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» относится к организациям социальной сферы, а ФИО1 соответствуют требованиям подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» как член молодой семьи, работающая по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. № 49 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Пунктом 22.2 указанных правил предусмотрено право Министерства внести изменения в сводный список, утвержденный на очередной финансовый год, с учетом объема средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и (или) местных бюджетов, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 1.3 настоящих Правил, а также в случае представления администрациями муниципальных районов Республики Башкортостан документов, подтверждающих необходимость внесения изменений. Внесение изменений в утвержденный список рассматривается рабочей комиссией и оформляется протоколом заседания рабочей комиссии.
Указанными Правилами установлен исчерпывающий список оснований для внесения изменений в сводный список. Для исключения ФИО1 из сводного списка указанные основания отсутствовали, соответственно, Министерство сельского хозяйства РБ не вправе было исключать истца из данного списка.
Доводы представителя ответчика Министерства сельского хозяйства РБ о том, что истец исключена из сводного списка на основании полученного из Министерства сельского хозяйства РФ письма, в котором указано, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» не относится к организациям социальной сферы, являются необоснованными, т.к. такое основание для исключения истца из сводного списка Правилами предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов не предусмотрено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным решения и протокола заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства РБ, признании незаконным решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР Нуримановский район РБ, признании недействительным постановления администрации МР Нуримановский район РБ, признании соответствующей требованиям подпрограммы, обязании восстановлении в подпрограмме, обязании предоставлении социальной выплаты удовлетворить.
Признать незаконным решение рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ» от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из Сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ».
Признать недействительным протокол заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ» от ДД.ММ.ГГГГ № № в части исключения ФИО1 из Сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ».
Признать незаконным решение межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ протокол № в части перевода ФИО1 из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан».
Признать недействительным постановление администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района» в части перевода ФИО1 из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане»подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»;
Признать ФИО1 соответствующей требованиям подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» как члена молодой семьи, работающей по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности.
Обязать администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан восстановить ФИО1 в категорию «молодые семьи, молодые специалисты» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», с очередностью, определенной в хронологической последовательности по дате подачи ФИО1 заявления, с порядковым номером, под которым ФИО1 значилась на момент перевода из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан».
Обязать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан восстановить ФИО1 в сводном списке на № год получателей субсидии по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан».
Обязать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан предоставить ФИО1 в № году социальную выплату на строительство жилья в сельской местности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.М.Сулейманов