ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1324/17 от 03.04.2017 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

дело № 2-1324/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 апреля 2017 года г.Нижнекамск

Нижнекамский городской суд республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Исполнительному комитету ... муниципального района Республики Татарстан, Министерству образования и науки ... об оспаривании решения от ... об исключении из реестра детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности восстановить в реестре получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда РТ, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО4 (далее – истица) обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету ... муниципального района Республики Татарстан, Министерству образования и науки ... с вышеуказанными требованиями.

Из содержания иска следует, что решением Озинского районного суда ... отец истицы ФИО2 лишен в отношении нее родительских прав. ФИО4 была передана на воспитание тети ФИО3

Распоряжением заместителя руководителя ИК ... от ...ФИО3 освобождена от опекунских обязанностей над истицей.

Постановлением Главы ... муниципального района от ...... опекуном истицы назначена ФИО8, также за ФИО4 закреплена жилая площадь по адресу: ....

В настоящее время истица трудоустроена в ПАО «...» в цехе ... в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда. Проживает в городе ....

По месту ее прежней регистрации в селе Речное, ..., собственником жилого дома и земельного участка на основании решения Алексеевского районного суда РТ от ..., признана ее сестра ФИО9, которая ... продала указанный жилой дом и земельный участок ФИО10 Иного жилья у истицы не имеется.

С ... истица была включена в льготную очередь на получение государственного жилищного сертификата как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Решением жилищной комиссии при ведомстве Министерства образования и науки РТ от ... истица была исключена из реестра получателей жилых помещении специализированного жилищного фонда на условиях договора найма, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

С указанным решением истица не согласна, считает его незаконным.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из смысла ст. 53 ЖК РФ следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. (Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2 Определения от 19 апреля 2007 года N 258-0-0).

При этом, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Никаких действий, направленных на ухудшение жилищных условий истица не предпринимала, жилое дом по ее прежнему месту регистрации в порядке приобретательной давности передан на основании решения суда ее старшей сестре еще в апреле 2009 года, которая распорядилась им путем продажи. Указанные обстоятельства имели место до совершеннолетия истицы, и не позволяют сделать вывод, об имеющемся у нее умысле на ухудшение жилищных условий.

В связи с этим, истица просит признать решение ответчика Министерства образования и науки РТ об исключении из реестра получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда неправомерным, возложить обязанность восстановить в реестре получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда РТ.

В судебном заседании ФИО4 исковые требования поддержала по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика – Исполнительного комитета ... муниципального района РТ по доверенности ФИО11 в судебное заседание не явилась, о времени и места рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района ... просила отказать, указывая, что Исполком не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 04.05.2013 №312 полномочия по решению вопросов об обеспечении жильем детей – сирот переданы Министерству образования и науки ..., которым и принято решение об исключении ФИО4 из реестра получателей жилых помещений.

Представитель ответчика – Министерства образования и науки ... по доверенности ФИО12, в судебное заседании не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что оспариваемое истцом решение принято с учетом имеющихся сведений о намеренном ухудшении ею жилищных условий, в частности отчуждением, закрепленным за ней жилым помещением, расположенным по адресу: ....

С учетом мнения истицы, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав истицу ФИО4, изучив письменные материалы дела, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных истицей требований.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 1 данного закона для его целей используются, в том числе следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2012 г., то есть в том числе до достижения истцом возраста 23 лет, было определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 1 части 1 той же статьи в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действующей с 01 января 2013 г., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 1, 2 части 1 статиь 1 Закон РТ от 12.01.2013 N 8-ЗРТ (ред. от 09.04.2015) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" (принят ГС РТ 24.12.2012)

Согласно абзацам 3, 9 этой же нормы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 2 статьи 4 упомянутого выше Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, истица ФИО4 родилась .... Матерью ФИО4 является ФИО1, которая ... умерла. Отцом ФИО4 является ФИО2, который ... решением Озинского районного суда ... лишен родительских прав. ФИО4 передана на воспитание ФИО3, родной тете ФИО4

Распоряжением заместителя руководителя ИК ......ФИО3 освобождена от опекунских обязанностей над ФИО4

Постановлением Главы Алексеевского муниципального района от ...... опекуном ФИО4 назначена ФИО8, также за ФИО4 закреплена жилая площадь по адресу: ....

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в собственности у истицы жилого помещения или иного недвижимого имущества не имеется.

... постановлением руководителя Исполнительного комитета ......ФИО4 принята на учет для улучшения жилищных условий по категории: дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма жилых помещений.

Решением жилищной комиссии при ведомстве Министерства образования и науки РТ от ...ФИО4 исключена из реестра получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда на условиях договора найма, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По мнению суда, оспариваемое истицей решение ответчика Министерства образования и науки РТ является неправомерным, принятым в нарушение требований закона и без учета всех юридически значимых обстоятельств.

Так, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Принимая решение об исключении истицу из реестра получателей жилых помещении специализированного жилищного фонда на условиях договора найма, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, ответчик указывает, что ... с согласия истицы решением ... районного суда РТ установлен факт приобретательной давности за ФИО9, являющейся родной сестрой ФИО4, домовладения и земельного участка, расположенного по адресу: РТ, ....

Согласно договору купли-продажи от ... указанный жилой дом и земельный участок были проданы ФИО9 по договору купли-продажи ФИО10

Данные факты, ответчиком расценены как намеренное ухудшение ФИО13 жилищных условий и как следствие неправомерность постановления руководителя Исполнительного комитета ...... от ... о принятии ФИО4 на учет для улучшения жилищных условий.

С выводами ответчика согласиться нельзя по следующим причинам.

Как установлено судом, факт приобретательной давности за ФИО9, являющейся сестрой ФИО4, на домовладение и земельный участок, расположенные по адресу: РТ, ..., установлен вступившим в законную силу судебным решением.

На основании данного решения суда, ... за ФИО9 зарегистрировано право собственности на домовладение и земельный участок, расположенные по адресу: РТ, ...,

... указанный объект индивидуального строительства и земельный участок, расположенные по адресу: РТ, ..., проданы ФИО9 по договору купли-продажи ФИО10

Таким образом, вышеуказанные факты прямо свидетельствуют о том, что ФИО4 каких-либо действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий не предпринимала. Право собственности на иное лицо зарегистрировано на основании решения суда, при этом ФИО9, реализовав, принадлежащее ей имущество, воспользовалась своим гражданским правом.

Кроме этого, указанные обстоятельства, в частности о признании права собственности ФИО9 на жилое помещение, которое ранее было закреплено за ФИО4, имели место до принятия ФИО4 на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий и были учтены органом, наделенным полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа.

Данное постановление руководителя Исполнительного комитета ...... от 04.20.2011 заинтересованными лицами в установленном законом порядке оспорено не было. Повторная переоценка обстоятельств, имевших место до принятия соответствующего постановления о постановке ФИО4 на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий, в частности намеренность ее действий по ухудшению жилищных условий, недопустима.

Министерство образования и науки Республики Татарстан определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями, с 04.05.2013 Постановлением Кабинета Министров РТ от 04.05.2013 N 312.

С указанного времени до ..., Министерство образования и науки РТ, в частности ..., сообщало истице, что она состоит в реестре на улучшение жилищных условий за ..., и ее обеспечение жилым помещение будет осуществляться в порядке очередности. Тем самым Министерство образования и науки РТ в течение свыше 3 лет признавало за истицей право на улучшение жилищных условий.

Произвольный, в отсутствие каких-либо законных прав, пересмотр Министерством образования и науки ... прав ФИО4 на постановку на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий, грубо нарушает принцип правовой определенности и приводит к ущемлению прав истицы на своевременное обеспечение жилым помещением.

В этой связи, суд находит требования истицы к Министерству образования и науки ... подлежащими удовлетворению.

Принятие иного решения, противоречило бы части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

При этом, учитывая, что Исполнительным комитетом ... муниципального района РТ, не принималось каких-либо решений, ущемляющих права и законные интересы истицы, суд находит требования к указанному ответчику не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как следует из представленных истицей документов, ей в рамках настоящего дела были понесены расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей и расходы на юридические услуги по составлению искового заявления в размере 1500 рублей.

По мнению суда, исходя из требований статьи 98 ГПК РФ, расходы на юридические услуги в размере 1500 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с Министерства образования и науки .... Снижая подлежащие возмещению расходы истицы по оплате госпошлины, суд учитывает, что согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей.

Излишне уплаченная истицей госпошлина может быть возвращена в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 194,198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск ФИО4 – удовлетворить частично.

Признать неправомерным решение Министерства образования и науки ... от ... об исключении из реестра детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ФИО4.

Восстановить ФИО4 в реестре детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Взыскать с Министерства образования и науки ... в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей и расходы на юридические услуги по составлению искового заявления в размере 1500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 к Исполнительному комитету ... муниципального района Республики Татарстан – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд РТ.

Судья И.И. Фахрутдинов