ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1325/16 от 06.06.2016 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1325/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Соликамск 06 июня 2016 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием исполняющего обязанности Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатова С.О.,

представителя ответчика – Рогозникова А.М., действующего на основании доверенности,

при секретаре Денисюк В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «КАМА ХАНТЕР», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о понуждении к заключению договора аренды лесных участков,

у с т а н о в и л :

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор с учетом уточнений обратился в суд с иском, предъявленным в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «КАМА ХАНТЕР», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о понуждении к заключению договора аренды лесных участков. В обоснование иска указал, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края установлено, что ООО «КАМА ХАНТЕР» осуществляет пользование лесными участками, предоставленными для ведения охотничьего хозяйства «<данные изъяты>» на основании долгосрочной лицензии серии от <дата>, выданной Государственной инспекцией по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <...>, в отсутствие заключенного договора аренды данных участков.

Территория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, предоставлена Обществу на основании договора от <дата> на срок <дата> лет в границах, установленных ответчику Приложением к договору, согласно схемы расположения охотхозяйства (Приложение к договору), и включает лесные участки, находящиеся в государственной собственности общей площадью <данные изъяты>. га.

Однако ООО «КАМА ХАНТЕР» осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2009 (далее - ФЗ «Об охоте»), поскольку, несмотря на фактическое использование лесных участков, договор аренды лесных участков, предоставленных на основании долгосрочной лицензии, охотпользователь не заключил, что также подтверждается информацией, предоставленной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об охоте» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Согласно ч,2 ст. 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Получение долгосрочной лицензии на занятие охотничьей деятельностью <дата> до вступления в силу ФЗ «Об охоте» (с 01.04.2010 г.) не является основанием для освобождения ответчика от заключения договора аренды участков лесного фонда. Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ (ч. 5 ст. 36), действовавшей до 01.04.2010 г.

Пользование объектами животного мира в отсутствие заключенного договора аренды лесных участков является причиной неисполнения обязанностей арендатора, предусмотренных лесным законодательством (проведение натурных работ, соблюдение санитарных правил, оказание содействия в проведении лесохозяйственных и лесоустроительных работ), что может привести к возникновению вреда лесным угодьям, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и окружающую среду, а также Российской Федерации.

Кроме того, использование лесного участка в отсутствие заключенного договора аренды на него влечет нарушение принципа платности использования леса, предусмотренного ст. 94 Лесного кодекса РФ.

Следовательно, наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Таким образом, ООО «КАМА ХАНТЕР» обязано заключить договор аренды лесных участков в соответствии с вышеуказанными требованиями ст. 25 ФЗ «Об охоте», ст. 36 Лесного кодекса РФ, а также в соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей случаи заключения договоров в обязательном порядке.

Кроме того, заключение настоящего договора в силу оснований, изложенных в иске, обязательно как для ООО «КАМА ХАНТРЕР» в качестве охотпользователя, так и для Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство), которое согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3.4.24. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п (ред. от 15.10.2015), организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края; проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании.

Полномочия, предусмотренные п. 3.4.24. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п (ред. от 15.10.2015), по организации и заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края органом исполнительной власти должным образом не исполняются.

В силу положений ст. 25 ФЗ «Об охоте», ч. 2 ст. 36 и ч.З ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство, обязанное заключить договор с ООО «КАМА ХАНТЕР», до настоящего времени данную обязанность не исполнило. Более того, мнение органа исполнительной власти, изложенное в отзыве на иск, свидетельствует о том, что он не намерен исполнять данную обязанность.

Оферта в адрес ответчика – ООО «КАМА ХАНТЕР» Министерством не направлена, что является основанием для предъявления иска к органу исполнительной власти в порядке ч. 4 ст. 445 ГК РФ.

Данные действия Министерства противоречат государственным, общественным интересам, способны причинить им реальный вред.

Просил обязать ООО «КАМА ХАНТЕР» заключить с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договор аренды лесных участков в составе территории, предоставленной в пользование для нужд охотничьего хозяйства «<данные изъяты>» на основании долгосрочной лицензии серии от <дата> Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заключить с ООО «КАМА ХАНТЕР» договор аренды лесных участков в составе территории, предоставленной в пользование для нужд охотничьего хозяйства «Кузнецовское» на основании долгосрочной лицензии серии от <дата>.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.

Представитель ООО «КАМА ХАНТЕР» - Рогозников А.М. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что понуждение к заключению договора аренды лесных участков в данном случае не основано на нормах действующего законодательства.

Ответчик – Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О животном мире", "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Лесным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона "О животном мире" охота является одним из видов пользования животным миром.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства, и осуществление охоты является одним из видов использования лесов.

В силу части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Статьей 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Частью 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ (ч. 5 ст. 36), действовавшей до 1.04.2010 года.

Под охотхозяйственным соглашением в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.

В данном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.

Законом Пермского края № 106-ПК от 29 августа 2007 г. «О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений» установлены Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Пермского края.

Согласно статье 1 вышеуказанного Закона лесные участки, предоставляемые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Юридические лица, индивидуальные предприниматели используют леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Согласно статьям 88, 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе.

Исходя из изложенного, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.

В судебном заседании установлено, что <дата> Государственной инспекции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <...> ООО «КАМА ХАНТЕР» выдана долгосрочная лицензия серии на пользование объектами животного мира в границах охотничьего хозяйства «<данные изъяты> расположенного в <...> муниципальном районе <...>, общей площадью <данные изъяты>.га. (л.д. 13).

<дата> между Государственной инспекцией по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <...> и ООО «КАМА ХАНТЕР» заключен договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, согласно которому ООО «КАМА ХАНТЕР» предоставлена в пользование на срок <дата> лет (с <дата> по <дата>), территория, акватория в <...> муниципальном районе <...> для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (охотничьего хозяйства «<данные изъяты>»), площадью <данные изъяты>. га.

Согласно п. 3.1.6 Договора о предоставлении в пользование территорий, (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, пользователь имеет право получать на предоставленной в пользование территории, акватории земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации (л.д. 7).

Согласно п. 3.4.24 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03 сентября 2012 г. № 756-п, Министерство организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности Пермского края, проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании.

В силу ч.2 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч.3 ст. 74 Лесного кодекса РФ.

Согласно п.1 ч.3 ст. 74 Лесного кодекса РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных, в том числе ст. 36 Лесного кодекса РФ.

Из положений, закрепленных в ст. 36 Лесного кодекса РФ, следует, что леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

В силу ч.1-3 ст. 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Эти долгосрочные лицензии не подлежат продлению. При этом юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Судом установлено, что ООО «КАМА ХАНТЕР» осуществляет долгосрочное пользование объектами животного мира на основании договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира от <дата> и долгосрочной лицензии от <дата>, полученной в период действия Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», до введения в действие Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия.

Заключение договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства невозможно без заключения охотхозяйственного соглашения.

Договор аренды лесных участков с ООО «КАМА ХАНТЕР» не заключался, охотхозяйственное соглашение ответчиком не оформлялось.

Суд полагает, что договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми законодательными установлениями, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.

Исходя из буквального смысла нормы права, закрепленной в ст. 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наличие долгосрочных лицензий, полученных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего оформления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми требованиями закона, а только предоставляет определенные законом льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, а именно: данные соглашения заключаются с ними без проведения аукциона.

Статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО «КАМА ХАНТЕР» лишь предоставлена льгота на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, а именно, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Вместе с тем, заключение договора аренды для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства носит заявительный характер. При этом заявитель вправе самостоятельно определить территорию необходимую для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, и для размещения объектов охотничьей инфраструктуры для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства согласно ст. 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (п.14, 17 Приказа Минприроды России от 28.10.2015 г. № 445 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Действующее законодательство не содержит императивных норм, обязывающих охотпользователей взять в аренду всю площадь лесов, предусмотренную охотхозяйственным соглашением.

В соответствии с п.1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Понуждение к заключению договора аренды лесных участков действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено.

С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленных в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «КАМА ХАНТЕР», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о понуждении к заключению договора аренды лесных участков в составе территории, предоставленной в пользование для нужд охотничьего хозяйства «Кузнецовское» на основании долгосрочной лицензии серии от <дата>, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленных в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «КАМА ХАНТЕР», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о понуждении к заключению договора аренды лесных участков в составе территории, предоставленной в пользование для нужд охотничьего хозяйства «Толстиковское» на основании долгосрочной лицензии серии от <дата>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 10 июня 2016 года.

Председательствующая Шатуленко И.В.