ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1325/2022 от 08.06.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-1325/2022

УИД 39RS0001-01-2021-010266-72

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 июня 2022 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Кулинича Д.Н.

при секретаре Шалутько А.В.,

с участием: представителя истца ГПКО «Единая система обращения с отходами» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГПКО «Единая система обращения с отходами» к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, пени и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ГПКО «Единая система обращения с отходами» обратился в суд с иском к ФИО2 в котором с учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ФИО2 задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 11.05.2021 г. в сумме 64 634,19 руб.; пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.10.2019 г. по 01.04.2022 г. в сумме 32 637,47 руб.; расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 118 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее- ТКО) на территории Калининградской области и действует с 01.01.2019г.

09.09.2019 г. ответчик подал заявку вх. № 4136 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.

Истец подготовил договор № 230114461 на оказание услуг по обращению с ТКО на основании представленных ответчиком с заявкой документов: перечня объектов отходообразования; перечня ТКО.

Письмом от 25.10.2019 г. исх. № 8872-ДД договор № 230114461 был направлен в адрес ответчика с просьбой подписать его и вернуть подписанный экземпляр в адрес Регионального оператора.

До настоящего времени договор в адрес Регионального оператора не поступал.

Считает, что договор № 230114461 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с 01.01.2019 г. на условиях типового договора по цене Регионального оператора, указанной в договоре.

Истец формировал и представлял ответчику платежные документы на адрес электронной почты, указанный в заявке на заключение договора.

Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 г. № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203» (далее- Приказ № 218).

Расчет объема ТКО ответчика произведен на основании представленных ответчиком документов и норматива накопления ТКО согласно приложению №2 Приказа № 218 по категории объекта:

- «продовольственные магазины» - м куб./мес. (по адресу: ).

17.09.2021 исх. № 12243 истец направил ответчику претензию с предложением погасить задолженность за оказанные услуги по договору.

До настоящего времени задолженность в добровольном порядке ответчиком не погашена.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.03.2022 г. № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» к расчету пени правомерно применять ставку, действующую на 27.02.2022 г., которая составила - 9,5 %.

Сумма основного долга на 01.04.2022 за период с 01.01.2019 г. по 11.05.2021 г. в сумме руб., а сумма пени на 01.04.2022 г. за период с 10.10.2019 г. по 01.04.2022 г. по ставке 9,5 % составляет руб.

Ссылаясь на описанные обстоятельства, истцом заявлены указанные выше исковые требования.

В судебном заседании представитель истца ГПКО «Единая система обращения с отходами» - ФИО1 поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ).

У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Пунктом 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011, установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила обращения с ТКО).

На основании ч.4 ст.24.7 Закона об отходах и п.5. Правил обращения с ТКО, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается по типовой форме между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления.

Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, в соответствии с п. 8 (17) Правил обращения с ТКО в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Договор, содержащий положения о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем не только в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги, но и путем фактического потребления таких услуг.

Таким образом, с физическими лицами, не обратившимися с заявкой, Региональным оператором заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО по типовой форме в силу п. 8 (17) Правил обращения с ТКО.

Исходя из норм действующего законодательства, Региональный оператор заключает договоры непосредственно с собственниками жилых помещений кроме случаев, когда интересы таких собственников представляют организации (в том числе некоммерческие объединения) и исполнители коммунальных услуг. Таким образом, прямые договоры без дополнительных условий заключаются с собственниками индивидуальных жилых домов и квартир в многоквартирных домах, которые имеют непосредственную, не выбранную или не реализованную формы управления.

В соответствии с п. 4.2. Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области от 20.06.2018 Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» с 01.01.2019 приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) потребителям.

С 01.01.2019 Региональный оператор ГП КО «ЕСОО» вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории Калининградской области, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Калининградской области и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, которые ведут органы местного самоуправления городских поселений Калининградской области (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах, Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

В соответствии с п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 от 06.05.2011 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Судом установлено, что ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.04.2014г. с основным видом деятельности - торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. 11.05.2021г. ИП ФИО2 прекратила свою деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

ИП ФИО2 09.09.2019 г. подала в ГП КО «ЕСОО» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 г. по адресу:

На основании заявления ИП ФИО2 истец подготовил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и направил в адрес ФИО2 договор № 230114461 письмом исх. № 8872-ДД от 25.10.2019 г. с просьбой подписать и вернуть один подписанный экземпляр договора в адрес Регионального оператора.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , указанный договор ФИО2 не получен.

Как следует из искового заявления, до настоящего времени договор в адрес истца не поступал.

Согласно п. 8 (11) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору.

В соответствии с п. 8(12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Как следует из п. 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что договор № 230114461 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ответчиком считается заключенным с 01.01.2019 г. на условиях типового договора по цене Регионального оператора, указанной в договоре.

В соответствии с п. 2 ч. 1 указанного договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Как следует из Приложения № 1 к договору № 230114461 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, местом накопления твердых коммунальных отходов является продовольственный магазин, расположенный по адресу: а; объем принимаемых твердых коммунальных отходов составляет 4,583333 м3/мес.

Согласно п. 5 ч. 1 договора, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами- 01.01.2019 г.

Из п. 6 ч. 2 договора следует, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора:

- с 01.01.2019г. по 31.03.2019г.- руб./м3 (без НДС),с 01.04.2019 г. по 31.12.2019 г. - руб./м3 (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа;

- с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. - руб./м3, с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. - руб./м3. НДС не облагается;

- с 01.01.2021 г. по 30.06.2021 г. - руб./м3, с 01.07.2021 г. по 31.12.2021 г. - руб./м3. НДС не облагается.

При вступлении в силу нормативно-правовых актов, изменяющих порядок определения стоимости оказываемых Услуг, а также принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов решения об изменении действующего тарифа, расчеты будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов, с даты, установленной постановлениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

Информация об установлении и изменении тарифов размещается в средствах массовой информации, в сети Интернет на сайте Регионального оператора esoo39.ru. При этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением.

Согласно п. 7 ч. 2 договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.

В соответствии с п. 8 ч. 2 договора, потребители вносят оплату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, крупногабаритными отходами в соответствии с пунктом 9 настоящего договора на основании платежного документа, исходящего от Регионального оператора (иного уполномоченного им лица).

Согласно п. 9 ч. 2 договора, региональный оператор до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет Потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах, счет. Потребитель обязуется принять от Регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть Региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес Регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта.

В случае если Потребитель не получил акт оказанных услуг, счет за отчетный месяц по независящим от Регионального оператора причинам или не направил в адрес Регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной Региональным оператором в полном объеме и принятой Потребителем.

Как следует из материалов дела, истец формировал за спорный период платежные документы, которые направлял ответчику по адресу электронной почты, указанному в заявке на заключение договора, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Соответственно, ответчик ФИО2 была обязана вносить в спорный период плату за нежилое помещение и коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области №28-06кк/19 от 29.03.2019 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 №96-04кк/18» установлен следующий единый тариф на услугу регионального оператора на период с 01.01.2019 по 31.03.2019 – руб./м3 (без НДС); на период с 01.04.2019 по 31.12.2019 – руб./м3 (без НДС). НДС в сумме 20 % исчисляется сверх указанного тарифа.

Приказ службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2020 N 124-05окк/20 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17 декабря 2019 года N 131-07окк/19" установлен единый тариф на услуги регионального оператора за следующие периоды с 01.01.2020 по 30.06.2020- руб. (НДС не облагается); с 01.07.2020 по 31.12.2020 - руб./м3 (НДС не облагается); с 01.07.2021 по 31.12.2021 – руб./м3 (НДС не облагается).

Как следует из искового заявления, у ответчика перед истцом за период с 01.01.2019 г. по 11.05.2021 г. по договору № 230114461 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами образовалась задолженность в размере руб.

В соответствии с п. 23 ч. 7 договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.03.2022 г. № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» к расчету пени правомерно применять ставку, действующую на 27.02.2022 г., которая составила -9,5 %.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, ответчику начислена неустойка за период с 10.10.2019 г. по 01.04.2022 г. по ставке 9,5 % в размере 32637,47 руб.

17.09.2021 истец направил в адрес ответчика претензию с предложением погасить задолженность за оказанные услуги по договору, которая оставлена ответчиком без ответа.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу указанной нормы невыполнение обязанности доказывания приводит к вынесению решения в пользу стороны, доказавшей обстоятельства, на которые она ссылалась. В том случае, когда ответчик приводит возражения против иска, ссылаясь на какие-то обстоятельства, он их и доказывает.

Данными о том, что задолженность по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком погашена, суд не располагает. Доказательств оплаты потребленных услуг после обращения с иском в суд по делу ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019 г. по 11.05.2021 г. в размере 64 634,19 руб., пени за период с 10.10.2019 г. по 01.04.2022 г. по ставке 9,5 % в размере 32 637,47 руб., подлежит взысканию с ФИО2

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку решение суда состоялось в пользу истца с ФИО2 в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере уплаченной при подаче первоначального иска государственной пошлины в сумме 2 861 руб.

Кроме того, исходя из положений ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при принятии уточненных исковых требований подлежала доплата госпошлины в размере 257 рублей, которые не были уплачены истцом, с учетом удовлетворения его уточненных требований с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Калининград» подлежит уплате государственная пошлина в указанном размере - 257 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ГПКО «Единая система обращения с отходами», - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу ГПКО «Единая система обращения с отходами» задолженность за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019г. по 11.05.2021г. в размере 64 634,19 рублей, пени за просрочку погашения задолженности за период с 10.10.2019г. по 01.04.2022г. в размере 32 637,47 рублей и судебные расходы в размере оплаченной госпошлины – 2 861 рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Город Калининград» государственную пошлину в размере 257 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Судья Д.Н. Кулинич