Дело № 2-1325/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 21 апреля 2022 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,
при секретаре судебного заседания Самсонове В.Ю.,
с участием помощника прокурора
Центрального района г. Хабаровска Чаусовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Хабаровска к ИП ФИО1 о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно – кассовой техникой,
установил:
Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1 о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно – кассовой техникой.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Хабаровска в рамках анализа законности на территории, по информации полученной из ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, выявлены нарушения требований налогового законодательства в действиях ИП ФИО1 Проверка проведена в отношении платежных терминалов: №, расположенном в магазине «Раз, Два» по адресу: ; №, расположенном в магазине «Раз, Два» по адресу: . Как установлено, данные платежные терминалы принадлежат ИП ФИО1 (ИНН №).Указанные платежные терминалы осуществляют прием от плательщиков денежных средств в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица платежного агента). В соответствии с п. 1 - 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона №103-Ф3, платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона №103-Ф3; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств. В нарушение норм действующего федерального законодательства ИП ФИО1 контрольно-кассовую технику в составе названных платежных терминалов не использует, не обеспечивает в автоматическом режиме печать кассовых чеков и выдачу плательщикам после внесения денежных средств. Выдаваемые платежными терминалами печатные документы не соответствуют требованиям закона, а именно: отсутствуют признаки фискального режима (режима функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающего регистрацию фискальных данных в фискальной памяти). В связи с изложенным следует, что ИП ФИО1 допущены нарушения совокупности требований Федеральных законов от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Использование агентом платежных терминалов с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной j разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), а также прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежных терминалов, поскольку многофункциональное значение совокупности норм Федеральных законов № 103-ФЗ и № 54-ФЗ направлено, в том числе на непосредственную защиту прав потребителей. В соответствии с ч. 3 ст.8 Федерального закона № 103-ФЗ, после ДД.ММ.ГГГГ прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается. Указанное свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность, осуществляемая ИП ФИО1 посредством платежных терминалов, является не законной и подлежит запрету. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 ИНН № использовать для приема платежей плательщиков необорудованные контрольно-кассовой техникой следующие платежные терминалы: №, расположенный в магазине «Раз, Два» по адресу: ; №, расположенный в магазине «Раз, Два» по адресу: .
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Хабаровска Чаусова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, ИП ФИО1, в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Частью 13 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам предусмотренной в законе информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6)способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
В силу части 12 статьи 4, части 4 статьи 6 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
На основании статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно положениям статьи 5 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют платежный терминал или банкомат, обязаны, в частности, использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; применять исправную контрольно-кассовую технику, которая обеспечивает фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.Статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусмотрено, что контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должна быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.
Требования к фискальному накопителю установлены законодателем в ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Согласно ч.1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» кассовый чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя); наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода); наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке; должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет"); регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака; абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен; адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; порядковый номер фискального документа; номер смены; фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных);
QR-код.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» установлен запрет на прием платежей без применения контрольно-кассовой техники после 01.04.2010 года.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, одним из видов экономической деятельности которого является деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами (ОКВЭД №
В целях осуществления предпринимательской деятельности ИП ФИО1 используется платежные терминалы: №, установленный в магазине «Раз, Два» по адресу: ; №, установленный в магазине «Раз, Два» по адресу: .
При осуществлении деятельности по приему от граждан платежей за услуги, в том числе операторов сотовой связи, с использованием платежного терминала ответчиком, не применяется контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в установленном порядке в налоговом органе. При приеме платежей наличными денежными средствами кассовые чеки не выдаются.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки налогового органа, и не оспаривается ответчиком.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что использование ответчиком при приеме платежей платежного терминала, не содержащего в своем составе контрольно-кассовую технику, не обеспечивает, в том числе предоставление плательщикам в автоматическом режиме информации, предусмотренной статьями 4, 5 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга потребителей.
В связи с чем, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Центрального района г. Хабаровска к ИП ФИО1 о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно – кассовой техникой - удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 ИНН № использовать для приема платежей плательщиков необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы: №, расположенный в магазине «Раз, Два» по адресу: ; №, расположенный в магазине «Раз, Два» по адресу: .
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение суда составлено 28.04.2022 года.
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко
Копия верна.
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко
Решение не вступило в законную силу
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2022-000290-52
Подлинник находится в материалах дела № 2-1325/2022 Центрального районного суда г. Хабаровска.
Помощник судьи О.В. Власова