ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1326/15 от 03.12.2015 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-1326/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт.Каа-Хем 03 декабря 2015 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Лопсан В.К., при секретаре Саая И.И.,

с участием прокурора Донгак Ш.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва об обязании разработать и направить для утверждения в Хурал представителей <адрес> кожууна программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения сумон Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва об обязании разработать и направить для утверждения в Хурал представителей <адрес> кожууна программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, указывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии с ч. 5.1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам. Приказом Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ N 359/ГС утверждены Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, согласно которому Программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов таких поселений, городских округов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества оказываемых потребителям услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. Программы подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. Однако, в нарушение указанных требований закона в ходе проверки установлено, что генеральный план поселения был разработан в 2012 году, однако, до настоящего времени программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена Хуралом представителей сельского поселения. В связи с чем, прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений закона председателю администрации сумона. Однако, до настоящего времени программа не разработана и не направлена в Хурал Представителей <адрес>. Вместе с тем, разработка и принятие данной Программы обеспечивает сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры. Она представляют собой документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. Отсутствие данной Программы нарушает права граждан на надлежащее получение ими коммунальных услуг, необходимого качества через соответствующие системы коммунальной инфраструктуры, что влечет за собой нарушение прав граждан на здоровье, на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию сельского поселения <адрес> кожууна разработать и направить для утверждения в Хурал представителей <адрес> кожууна программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Донгак Ш.В. полностью поддержала заявление прокурора по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения <адрес> кожууна в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, сведения о причинах неявки суду не представил.

Руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика, поскольку его неявка при наличии сведений о его надлежащем извещении не препятствует к судебному разбирательству.

Выслушав прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 5.1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа.

Приказом Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ N 359/ГС утверждены Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, согласно которому Программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов таких поселений, городских округов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества оказываемых потребителям услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона генеральный план сельского поселения <адрес> был разработан в 2012 году, и до настоящего времени программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена Хуралом представителей сельского поселения.

Согласно справке старшего помощника прокурора Донгак Ш.В., следует, что ею проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства вынесено представление об устранении нарушений закона председателю администрации <адрес> кожууна и протест на постановление администрации пгт. Каа-Хем от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации председателя администрации <адрес> ФИО1 о результатах рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, следует, что администрацией сельского поселения разработаны предложения по программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и направлены для принятия в Администрацию Кызылского кожууна, для рассмотрения и принятия на 2016 год.

Согласно ответу председателя администрации <адрес>, на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что направлена корректировка генерального плана сумона Сукпак Кызылского кожууна. Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается на уровне администрации МР «Кызылский кожуун».

В судебном заседании установлено, что план сельского поселения <адрес> был разработан в 2012 году, и до настоящего времени программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена Хуралом представителей сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 14, п. 6.1. ч. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом сельского поселения сумон «Сукпакский» Кызылского кожууна Республики Тыва, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку в компетенцию органа местного самоуправления входит утверждение в соответствие с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, однако данная обязанность им не исполнена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие программы нарушает права граждан на надлежащее получение им коммунальных услуг, необходимого качества через соответствующе системы коммунальной инфраструктуры, что влечет нарушение прав граждан на здоровье, на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению требований прокурора.

При таких обстоятельствах, иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва об обязании разработать и направить для утверждения в Хурал представителей <адрес> кожууна программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Прокурор и органы местного самоуправления при обращении в суд освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва об обязании разработать и направить для утверждения в Хурал представителей <адрес> кожууна программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения сумон Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва разработать и направить для утверждения в Хурал представителей <адрес> кожууна программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения <адрес> в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 08 декабря 2015 года.

Председательствующий Лопсан В.К.

Копия верна: Лопсан В. К.