ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1326/17 от 17.05.2017 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1326/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2017 года г. Сергиев Посад МО

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миридоновой М.А., при секретаре Зайцевой А.А.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску шумихин АВ к ГБУ социального обслуживания МО «Сергиево-Посадский комплексного обслуживания населения» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с уточненным иском к ГБУ социального обслуживания МО «Сергиево-Посадский комплексного обслуживания населения» о признании действий незаконными (л.д. 117).

В обоснование заявленных исковых требований, истец указал, что является инвалидом 1 группы, получал услуги по социальному сопровождению на медицинские процедуры (гемодиализ) на основании договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее истец получал указанные услуги на основании дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 и ГБУ СО МО «Сергиево-Посадский комплексный центр социального обслуживания». Указал, что за период с октября 2014 года и до обращения истца в суд, ответчик при расчете средне душевого дохода для предоставления социальных услуг на дому включал ЕДВ и компенсации квартирной платы, коммунальных услуг предоставляемые инвалидам в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Полагал, что указанные действия ответчика привели к значительному увеличению ежемесячных платежей за оказанные социальные услуги по сопровождению на гемодиализ. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ обращался к ответчику с письменной претензией о незаконности действий по включению ЕДВ в расчет среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг инвалиду на дому. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ от ответчика, однако претензия не была удовлетворена. Полагал, что указанными действиями ответчик нарушил права и законные интересы истца.

Обратившись в суд, просил признать незаконными действия ГБУ социального обслуживания МО «Сергиево-Посадский комплексного обслуживания населения» по включению в среднедушевой доход истца для оплаты предоставленных социальных услуг на дому: ежемесячной денежной выплаты и мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом 122-ФЗ от 22.08.2004 года за период с октября 2014 года по февраль 2017 года включительно.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования, с учетом их уточнения поддержал, по основаниям изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований, письменными пояснениями по иску (л.д. 2-5, 117, 86-91). Просил уточненные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГБУ социального обслуживания МО «Сергиево-Посадский комплексного обслуживания населения» по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 34-36). Полагала действия ответчика правомерными и не нарушающими норм действующего законодательства, а требования истца не обоснованными. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д. 30-31, 34-36). На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Представителем третьего лица в материалы дела представлен письменный отзыв, из которого усматривается, что Министерство социального развития Московской области полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 25-29).

Представитель третьего лица Министерства финансов МО не явился, извещался судом надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, об уважительности причин неявки суд не известил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является инвалидом с детства, первой группы инвалидности (л.д.6).

Между истцом и ответчиком был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (л.д. 7-9).

По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель ГБУ социального обслуживания МО «Сергиево-Посадский комплексного обслуживания населения» взял на себя обязательства по оказанию услуг заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, выданной в установленном порядке. Исполнитель взял на себя обязательства оказывать услуги надлежащего качества в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, поставщиками социальных услуг в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 года № 1195/51 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области». Заказчик – ФИО1 взял на себя обязательства по оплате услуг, предусмотренных договором, осуществлять оплату услуг в порядке установленном Постановлением Правительства МО от 16.12.2014 года № 1109/49 ежемесячно не позднее 18 числа, за наличный расчет.

На основании пп. «б» п. 9 договора заказчик взял на себя обязанности представлять сведения и документы, необходимые для предоставления услуг, предусмотренные Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Московской области, а также сведения и документы для расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 года № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».

В соответствии с п. 13 договора установлено, что в случае изменения среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», и (или) предельной величины среднедушевого дохода, размер которой установлен Законом Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области», обусловленная пунктом 10 настоящего договора сумма платы за услуги пересматривается.

В материалы дела представлены сведения о размере оплаты за социальное обслуживание на дому (л.д. 56-63, 105-112).

Ответчиком предоставлен расчет среднедушевого дохода, произведенный ФИО1 с учетом доходов членов его семьи, из которого усматривается, что при расчете в среднедушевой доход были включены ЕДВ без социального пакета и ежемесячные компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате ЖКХ и других видов услуг членам семьи (л.д. 94-104).

Справками, представленными в материалы дела подтверждается полученные ФИО1 доходы за 01.01.2014 года по 31.12.2016 года (л.д. 64-82).

Обратившись в суд с настоящим иском, истец просит признать действия ответчика по включению в среднедушевой доход истца для оплаты предоставленных социальных услуг на дому: ежемесячной денежной выплаты и мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом 122-ФЗ от 22.08.2004 года за период с октября 2014 года по февраль 2017 года включительно.

На основании п. 6 ст. 24 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.08.1995 г., в редакции действовавшей до 01.01.2015 года, порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Положения «О порядке и условиях предоставления социального, социально-медицинского обслуживания на дому в государственной системе социальных служб <адрес>», утвержденного Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, регламентировано, что социальное обслуживание на дому осуществляется бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты.

При определении размера оплаты за социальное обслуживание на дому учитываются виды доходов, указанных в перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина при предоставлении социального обслуживания, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 265/12 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина при предоставлении социального обслуживания».

Частью 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина при предоставлении социального обслуживания, установленного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 265/12 определено, что в доходе граждан, находящихся на социальном обслуживании на дому, кроме перечисленных в пункте 2 видов доходов, также не учитываются: ежемесячные денежные выплаты; жилищные субсидии; материальная помощь; пенсия по инвалидности или пенсия по случаю потери кормильца для граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответчиком не оспаривалось, что в период с октября 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ при расчете среднедушевого дохода шумихин АВ и членов его семьи учитывались ежемесячные денежные выплаты и денежные эквиваленты мер социальной поддержки инвалидов.

Поскольку указанной нормой, действующей в спорный период с по ДД.ММ.ГГГГ, установлен специальный расчет среднедушевого дохода, для граждан получающих услуги по социальному обслуживанию именно на дому, а истец получал услуги социального обеспечения подпадающие под действующую норму, суд соглашается с мнением истца, что в период с октября 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком неправомерно производился расчет среднедушевого дохода шумихин АВ, что повлияло на стоимость услуг подлежащих оплате.

В связи с изложенным суд полагает требования истца в указанной части подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), установлено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 4 ст. 31 указанного закона, установлено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Статьей 2 Правил установлено, что расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг, за исключением лиц, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.

На основании ст. 3 Правил в составе семьи учитываются супруги, родители и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг.

Согласно подпункту «ж» ст. 5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме, в том числе: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

Пунктом 7 ч.1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам отнесены пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.10.2014 года № 1075 закреплено, что разъяснения по применению Правил определения среднедушевого дохода дает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Так в разъяснениях Минтруда России данных в письме от 06.05.2015 года № 12-3/10/П-2598 указано, что при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (имеются в виду нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Данное регулирование основано на положениях пункта "ж" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации).

Аналогичные разъяснения содержаться в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2016 года № 12-3/10/В-5678/12-0506/8/47283.

Поскольку истец не относиться к категории граждан установленной ч. 1, 3 ст. 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и не мог претендовать на бесплатное предоставление социальных услуг, что сторонами спора не оспаривалось, суд приходит к выводу о правомерности произведенного расчета среднедушевого дохода истца в период с 01.01.2015 года по февраль 2017 года.

Поскольку сам расчет, с учетом представленных сведений о доходах, истцом не оспаривался, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконными действий ответчика в период с 01.01.2015 года по февраль 2017 года.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований и на основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением данного дела, возмещаются за счет средств местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования ГБУ социального обслуживания МО «Сергиево-Посадский комплексного обслуживания населения» о признании действий незаконными удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ГБУ социального обслуживания МО «Сергиево-Посадский комплексного обслуживания населения» по включению в среднедушевой доход шумихин АВ при расчете оплаты предоставляемых социальных услуг на дому ежемесячной денежной выплаты в период с октября 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований в большем размере отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение месяца после его принятия в окончательной форме.

-

Судья М.А. Миридонова