ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1326/20 от 27.05.2020 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-1326/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2020 года город Челябинск

Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Потехиной Н.В.,

при секретаре Казаковой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска о признании незаконным решения, назначении страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконными решений ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, ссылаясь на необоснованный вывод ответчика о нарушении ею (истцом) процедуры обращения за назначением пенсии на территории РФ в связи с подтверждением факта постоянного проживания на территории Государства Израиль. Не согласившись с таким решением, указывая на наличие у нее гражданства Российской Федерации, статус временного жителя Государства Израиль, просила обязать пенсионный орган назначить страховую пенсию со дня обращения за назначением пенсии (л.д.5-8).

Истец в судебном заседании не участвовала, извещена, не возражала против рассмотрения дела в свое отсутствие. Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель ответчика ГУ Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска – ФИО3 и представитель третьего лица – ОПФР по Челябинской области – ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.

Выслушав стороны и третье лицо, исследовав все материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

В силу ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В силу п. 3 указанной статьи с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территории Государства Израиль и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06 июня 2016 года (далее по тексту Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения).

Действие данного Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям: они являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон; проживают на территории одной из Договаривающихся Сторон; подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон (ст.3 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения).

Согласно ст.17 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения уполномоченные органы заключают административное соглашение по применению настоящего Договора.

Из ст.18 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения следует, что уполномоченные органы сотрудничают непосредственно по всем вопросам социального обеспечения (страхования), которые регулирует настоящий Договор (п.1), представляют друг другу необходимую информацию об изменении законодательства (п.2), в целях обеспечения выполнения настоящего Договора взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие безвозмездно (п.3).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.1 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения уполномоченным органом является орган, уполномоченный определять порядок применения настоящего Договора на территории соответствующей Договаривающейся Стороны, которым признается: в Российской Федерации - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; в Государстве Израиль - Министр социального обеспечения и услуг Государства Израиль.

При этом согласно пп.3 п.1 ст.1 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения в качестве компетентного учреждения (учреждения Договаривающихся Сторон, на которые возложено применение законодательства в отношении того, что предусмотрено в статье 2 настоящего Договора) в Российской Федерации выступает, в том числе, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы - в части вопросов подтверждения уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определения права, исчисления размеров и выплаты страховых и социальных пенсий, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; в Государстве Израиль - Институт национального страхования Государства Израиль.

В целях правильного применения вышеуказанного Договора 11 июля 2017 года было заключено Административное соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министром социального обеспечения и услуг Государства Израиль (далее по тексту Административное соглашение). Понятия, используемые в настоящем Административном соглашении, имеют те же значения, что и в Договоре (ст.1 Административного соглашения).

В соответствии с п.1 ст.5 Административного соглашения с целью реализации права на пенсию в соответствии со статьями 10, 11, 26 Договора, застрахованное лицо либо член его семьи обращается в компетентное учреждение по месту его проживания на территории одной из Договаривающихся Сторон, определенного подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 Договора.

Из пп. 6 п.1 ст.1 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения следует, что под проживанием в Российской Федерации понимается постоянное или временное проживание на законных основаниях на территории Российской Федерации, определяемое в качестве такового законодательством Российской Федерации, в Государстве Израиль - проживание на законных основаниях в соответствии с законодательством Государства Израиль.

Таким образом, из вышеприведенных положений международного пенсионного законодательства следует, что соответствующие лица имеют право выбора обращения за установлением пенсии в зависимости от места проживания, как на территории Российской Федерации, так и в Государстве Израиль.

Установлено, что решениями ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине нарушения процедуры обращения за назначением пенсии на территории Российской Федерации в связи с подтверждением факта постоянного проживания на территории государства Израиль (л.д.10-14, 34-35).

Между тем, при принятии оспариваемых решений ответчиком не учтен тот факт, что ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, в 2018 году имела регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по этому адресу постоянно (л.д.47, 56). В Государстве Израиль истец имеет статус временного жителя, из заработной платы истца фирма-работодатель отчислений в пенсионный фонд за работника не делает, право на пенсию от Института национального страхования Государства Израиль истец не имеет (л.д.20,22). Как следует из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 находится на территории Государства Израиль временно – в гостях у своих детей (л.д.54).

Таким образом, в отсутствие доказательств, опровергающих сведения, представленные истцом в пенсионный орган, вывод ответчика о постоянном характере проживания истца в Государстве Израиль не может быть признан правильным, а решения законными.

В соответствии с преамбулой Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, функции по пенсионному обеспечению в Российской Федерации осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

На пенсионный орган возложено выполнение социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

В связи с чем, с учетом представленных истцом сведений о постоянном месте проживания на территории Российской Федерации на законных основаниях, временном нахождении в Государстве Израиль, при отсутствии бесспорных данных о постоянном проживании на территории другого государства, действия пенсионного органа привели к нарушению прав истца на назначение страховой пенсии по старости. С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению в заявленном объеме.

Руководствуясь ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Признать незаконными решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска назначить ФИО1 страховую пенсию по старости со дня обращения за назначением пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 29.05.2020г.