РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 октября 2014 года г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Юркиной С.Н.,
с участием прокурора Калашникова К.А.,
при секретаре Воронковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Коркино Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Коркинского муниципального района об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Коркино Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коркинского муниципального района об оспаривании бездействия.
В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. Прокуратурой г. Коркино проведена проверка соблюдения Администрацией Коркинского муниципального района законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Установлено, что Администрацией района в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ не осуществляются полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Так, отвод земельного участка для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (полигона) не осуществлён. Кроме того, Администрацией района ДАТА передан ООО «Коммунальный сервис» земельный участок для временно размещения городской свалки, общей площадью 22000 кв.м., расположенный в АДРЕС. Данный способ обращения с отходами не предусмотрен федеральным законодательством, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с чем, при предоставлении данного земельного участка администрацией района допущено нарушение ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, выразившееся в неосуществлении защиты земель от захламления отходами производства и потребления. В связи с отсутствием городской свалки в государственном реестре объектов размещения отходов, размещение на ней отходов в силу ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещено. Таким образом, Администрацией района в нарушение ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ не организована деятельность в области обращения с отходами в соответствии с законодательством РФ. В связи с чем, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ Администрацией района не осуществляются полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Коркинского муниципального района. В результате бездействия Администрации района земельный участок, используемый для временного размещения городской свалки, загрязнен отходами и нарушено право неопределённого круга лиц Коркинского муниципального района, в том числе жителей Розинского городского поселения на благоприятную окружающую среду. Просит: признать незаконным бездействие Администрации Коркинского муниципального района, выразившееся в не организации деятельности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством РФ, обязать Администрацию Коркинского муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Коркинского муниципального района в срок до 10.10.2015 года (л.д.2-4).
В судебном заседании прокурор Калашников К.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Коркинского муниципального района в судебное заседание не явился, судом был извещён надлежащим образом (л.д. 62).
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрации Розинского городского поселения, ООО «Коммунальный сервис», Территориального отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Управления Роспотребнадзора в г. Коркино, г. Еманжелинске и Еткульском районе в судебное заседание не явились, судом были извещены надлежащим образом (л.д. 63,67,68,69).
Поэтому суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Выслушав объяснения прокурора и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 26 Устава Коркинского муниципального района Администрация района организует утилизацию и переработку промышленных и бытовых отходов.
Кроме того, в суде установлено, что решением Собрания депутатов Коркинского муниципального района Челябинской области от ДАТА НОМЕР утверждено Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Коркинского муниципального района.
Так в частности это Положение содержит:
Администрация Коркинского муниципального района осуществляет следующие полномочия в сфере организации утилизации и переработки отходов:
разработка и принятие нормативных правовых актов и инструктивной методической документации по утилизации и переработке отходов на территории Коркинского муниципального района; разработка проектов планов и программ Коркинского муниципального района в сфере утилизации и переработки отходов, их реализация; участие в разработке областных и межрегиональных программ в сфере утилизации и переработки отходов, их реализации на территории Коркинского муниципального района; Разработка и утверждение нормативов образования бытовых отходов в порядке, установленном действующим законодательством; Организация на территории Коркинского муниципального района инвентаризации, паспортизации, учета образования и движения отходов на всех объектах, связанных с утилизацией и переработкой отходов; Организация мониторинга на объектах размещения, захоронения отходов; Организация на территории района муниципального экологического контроля в области утилизации и переработки отходов; Привлечение в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», для хранения, сортировки, утилизации и переработки отходов на конкурсной основе юридических и физических лиц, имеющих лицензию на ведение деятельности в области обращения с отходами; Контроль и координация деятельности организаций, специализирующихся в области утилизации и переработки отходов; Реализация полномочий по организации экологической экспертизы в области утилизации и переработки отходов; Стимулирование инвестиционной деятельности в области утилизации и переработки отходов, в том числе привлечение внебюджетных финансовых и материально-технических ресурсов для реконструкции и строительства новых объектов по утилизации, переработке, обезвреживанию, захоронения отходов; Контроль над начислением и поступлением платы за размещение отходов, вносимой хозяйствующими субъектами в Коркинском муниципальном районе; Создание муниципальных предприятий (учреждений), специализирующихся в области утилизации и переработки отходов. Отходы утилизируются на объектах размещения отходов - полигонах твердых бытовых отходов, строительство которых осуществляется по специально разработанным проектам. В случаях утилизации отходов не на полигонах, земли, используемые для этих целей, считаются нарушенными.
Нормами ст. 1, ч. 2,7 ст. 12, ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, предусмотрено, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьёй 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, отходы производства и потребления подлежат использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В суде достоверно установлено следующее:
Администрацией Коркинского муниципального района Челябинской области не осуществляются полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, возложенные на неё Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДАТА № 131-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 15). В ходе проверки прокуратурой г. Коркино было выявлены нарушения в сфере утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Коркинского муниципального района. В адрес Администрации Коркинского муниципального района прокурором города Коркино были направлены требования, представление об устранении нарушений законодательства. Однако до настоящего времени указанные требования не исполнены. В связи с чем, прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим иском об обязании ответчика организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствие с требованиями, установленными законодательством.
Установленные в суде обстоятельства нашли своё подтверждение материалами дела: сопроводительной (л.д.5,6), обращением (л.д.7-12), рапортом (л.д.13), фототаблицей (л.д.14-16), требованием (л.д.17), ответом на требование (л.д.18-19), муниципальным контрактом (л.д.20-24), договором аренды (л.д.25-29), актом приема-передачи (л.д.30), соглашением (л.д.31,32), постановлением (л.д.33,34), кадастровым паспортом земельного участка (л.д.35), приказом (л.д.36-37), заявлением (л.д.38-39,44), представлением (л.д.40-42,45-46), сообщением (л.д.43,47-48), решением собрания депутатов Коркинского муниципального района от ДАТА НОМЕР об утверждении Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Коркинского муниципального района (л.д.7176).
Возражения ответчика, указывающие на определённый перечень работ по организации деятельности в области обращения с отходами, не подтверждают, что в результате этих работ решается именно вопрос об утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ссылка ответчика на то, что ООО «Коммунальный сервис» переданы полномочия по утилизации и переработке отходов также является не состоятельной. Так из содержания муниципального контракта НОМЕР от ДАТА усматривается только то, что ООО «Коммунальный сервис» берёт на себя обязательства выполнять работы по размещению и уплотнению отходов на санкционированной свалке.
Допустимых и достоверных доказательств в подтверждение своих возражений стороной ответчика в суд не представлено.
Из указанных действий, названных ответчиком, наоборот усматривается, что Администрация Коркинского муниципального района бездействовала, не предпринимала активных действий по надлежащей организации по утилизации и переработки отходов, что и привело к нарушению прав неопределённого круга лиц Коркинского муниципального района, в том числе жителей Розинского городского поселения на благоприятную окружающую среду.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не были в суд представлены доказательства, подтверждающие заявленные им возражения на иск прокурора.
А поскольку, в судебном заседании достоверно установлено, что бездействие, выразившееся в не организации по утилизации и переработке отходов, в нарушении требований норм законодательства, указанных в настоящем решении, имеет место быть, что влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц. Поэтому нарушенные права подлежат защите, путём обязания ответчика организовать утилизацию и переработку отходов.
При таких обстоятельствах, следует иск прокурора удовлетворить полностью, поскольку требование прокурора ответчиком не исполнено до настоящего времени в добровольном порядке.
Поэтому, суд считает, что следует признать бездействие ответчика, выразившееся в не организации деятельности в области обращения с отходами незаконным и обязать ответчика в срок до ДАТА организовать утилизацию и переработку отходов на территории Коркинского муниципального района.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Коркино Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Коркинского муниципального района Челябинской области, выразившееся в не организации деятельности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязать Администрацию Коркинского муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Коркинского муниципального района в срок до ДАТА.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: