Дело № 2-1327/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2014 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Панаитиди Т.С.,
при секретаре судебного заседания Гергоковой Т.К.,
с участием: истца ФИО3,
представителя истца ФИО3 – ФИО4, действующего на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ,
представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по КЧР – ФИО5, действующего по доверенности № 37 от 09.01.2014 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора мэрии МО г. Черкесска Кремень М.И., действующего на основании доверенности от 03.02.2014г. № 249-01,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании перечислить средства материнского (семейного) капитала на компенсацию понесенных затрат,
установил:
ФИО3 обратилась в Черкесский городской суд КЧР с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в г. Черкесске о признании незаконным решение ГУ ОПФР по КЧР в г. Черкесске от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; обязании ГУ ОПФР по КЧР в г. Черкесске произвести перечисления денежных средств материнского капитала в сумме 189473 (сто восемьдесят четыре тысячи четыреста семьдесят три) рубля 77 копеек на лицевой счет ФИО7 ФИО1, № Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ в Карачаево-Черкесском <данные изъяты>
В судебном заседании истец ФИО3 поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить в полном объеме и показала суду, что она ДД.ММ.ГГГГ получила государственный сертификат на материнский капитал в ГУ-ОПФР по КЧР, в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка. ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в Управление с заявлением о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала, в котором просила направить средства материнского (семейного) капитала в размере 189 473 руб. 77 коп. на улучшение жилищных условий путем оплаты строительства индивидуального жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ-ОПФР по КЧР ей было отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку он противоречит положениям действующего законодательства и нарушает её права и права её детей, в связи с чем полагает необходимым обратиться в суд с требованием об оспаривании решения об отказе в направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», семьям с детьми предоставлено право на материнский (семейный) капитал. Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2006 года, государственный сертификат на МСК является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки. Ссылается на ч. 1, 3 ст. 7, п. 2, ч. 1 ст. 10, п.п. 1.1 п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Полагает, что ответчиком в результате проверки представленных документов оба разрешения на строительство неправомерно признаны несоответствующими закону (п. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), поскольку таких полномочий у него не имелось, уполномоченный орган не заявил в установленном законом порядке о незаконности распорядительного акта. Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № и разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №. никем не оспорены. Её право на получение средств по иным основаниям не оспаривается. Просит: Решение ГУ ОПФР по КЧР в г. Черкесске от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала - признать незаконными; Обязать ГУ ОПФР по КЧР в г. Черкесске произвести перечисления денежных средств материнского капитала в сумме 189473 (сто восемьдесят четыре тысячи четыреста семьдесят три) рубля 77 копеек на лицевой счет ФИО7 ФИО1, № Северо - Кавказского банка Сбербанка РФ в Карачаево- Черкесском отделении ОСБ 8585 <данные изъяты>.
Представитель истца ФИО3- ФИО4 поддержал исковые требования, поскольку необходимость в строительстве жилого дома была продиктована необходимостью, так как многодетной семье необходимо расширить свои жилищные условия. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ГУОПФР по КЧР ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании не признав исковые требования, и не оспаривая прав истца ФИО3 на материнский капитал и на распоряжение средствами материнского капитала, просил в удовлетворении искового заявления ФИО3 отказать в полном объеме, письменные возражения не предоставил.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО6 суду пояснил, что он является супругом истицы. Примерно 13 лет назад они купили дом, и в позапрошлом году начали строительство, сейчас возведен только первый этаж, для этого они все строительные материалы для дома приобретали за счет своих средств, в виде кредита. В настоящее время денег нет и строительство приостановлено. Ввиду нехватки средств нанимал рабочих, которые за работу брали недорого. Они покупали кирпич, плиты перекрытия, доски, песок, отсев, гравий, цемент. Ими было потрачено на строительство примерно 400-500 тысяч рублей.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, дело лица, имеющего право на дополнительные меры господдержки № суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворения.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель для создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться в том числе на улучшение жилищных условий семьи.
Из материалов дела следует, что ФИО3 <данные изъяты>
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная ДД.ММ.ГГГГ, независимо от места их жительства.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика, истец ФИО3 <данные изъяты> согласно представленного свидетельства о рождении, в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ДД.ММ.ГГГГ получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № выданный на основании решения ГУ-УПФР по КЧР в г. Черкесске от ДД.ММ.ГГГГ. №
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 7 Закона).
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения (п.1 ч.1 ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в п.2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862.
Из анализа вышеприведенных норм права усматривается, что лица, получившие сертификат, могут обратиться в пенсионный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения путем безналичного перечисления указанных средств.
При этом положения подпункта 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ предусматривают, что средства материнского (семейного) капитала в данном случае должны быть направлены именно на улучшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах юридически значимым при рассмотрении настоящего спора в суде является установление обстоятельства - улучшились ли жилищные условия семьи.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами по делу, ФИО7 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственницей жилого дома с надворными постройками полезной площадью – 20,0 кв.м., в том числе жилой – 20,0 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.), земельного участка площадью 1338 кв.м. расположенного в <адрес>, на основании Архивной выписки из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года, Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сери № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 впервые обратилась в Управление Отделения пенсионного фонда России по КЧР в г.Черкесске с заявлением о реализации ее права в использовании материнского (семейного) капитала путем направления денежных средств на оплату строительства индивидуального жилого дома в размере 189 473,77 рублей. ДД.ММ.ГГГГ решением Управления Отделения ПФР по КЧР в г. Черкесске за № ФИО3 отказано в удовлетворении её заявления, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственный поддержки семей, имеющих детей».
ФИО3 повторно ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Управление Отделения пенсионного фонда России по КЧР в г.Черкесске. Однако, решением Управления Отделения ПФР по КЧР в г. Черкесске за № ФИО3 отказано в удовлетворении её заявления, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственный поддержки семей, имеющих детей».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с жалобой на имя Руководителя ГУ-Управления Пенсионного фонда в РФ по КЧР. На данную жалобу ГУ-ОПФР по КЧР в г. Черкесске письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № сообщило ФИО3, что в результате проверки документов, представленных в ГУ-ОПФР по КЧР, установлено, что Мэрией муниципального образования города Черкесска выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ. № на строительство индивидуального жилого дома с общей площадью 188, 6 кв. м., возводимого на земельном участке в <адрес>. В соответствии с п. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлен срок действия разрешения на индивидуальное жилищное строительство, который определен в 10 лет. В представленном ФИО3 разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № срок был определен по ДД.ММ.ГГГГ., а также с нарушением установленного порядка после номера разрешения на строительство было внесено слово «продление». ДД.ММ.ГГГГ Управлением ОПФР по КЧР в г. Черкесске было вынесено решение № об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий на возведение индивидуального жилого дома. При повторном обращении ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 представила новое разрешение на строительство, выданное Мэрией муниципального образования г. Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ. №. Срок данного разрешения также был выдан с нарушением по ДД.ММ.ГГГГ.Учитывая изложенное, ДД.ММ.ГГГГ. Управлением ОПФР по КЧР в г. Черкесске было принято решение № об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Вместе с тем, ФИО3 имеет право повторно обратиться в органы ПФР по месту жительства по вопросу реализации права на дополнительные меры гос.поддержки, с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала с приложением необходимых документов, в которых устранены указанные нарушения.
С отказом истица не согласна, считает его незаконным, поскольку он противоречит положениям действующего законодательства и нарушает её права и права её детей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и состоит из Федерального закона, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Основания для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала перечислены в ст. 8 Закона и являются исчерпывающими.
Как следует из п. 2 части 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ ФИО3 отказано в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, установлены Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, а также Правилами подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2008 года № 779н.
В соответствии с п. 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу) в случае предоставления лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья либо кредита (займа), в том числе ипотечного, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья.
ФИО3 при обращении ДД.ММ.ГГГГ в Управление Отделения ПФР по КЧР в г. Черкесске требования Правил соблюдены.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что вместе с заявлением истец ФИО3 представила ответчику необходимый пакет документов, перечень которых предусмотрен пунктами 6 и 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям могут быть направлены, в том числе на улучшение жилищных условий.
Частью 6.1 ст. 7 закона предусмотрено, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Как следует из пояснений представителя ответчика, основанием отказа послужило то, что разрешение выдано сроком не на 10 лет, что противоречит статье 51 ГК РФ.
Так, судом установлено, что согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 ФИО2 продала, а ФИО7 ФИО1 купила домовладение, расположенное в городе Черкесске по <адрес>, состоящее из жилого дома, общей площадью 27,3 кв.м., полезной и жилой площадью 20 кв.м., пристройки, сарая, подвала, веранды, ворот, забора, уборной, расположенных на земельном участке мерою 1327 кв. метров, что подтверждается справкой РУП КЧТИ от ДД.ММ.ГГГГ №. Данный договор был зарегистрирован в Регистрационной палате КЧР от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем свидетельствует регистрационная надпись.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен Земельным кодексом РФ.
На основании архивной выписки из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной РГБУ «Государственный архив» КЧР, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в собственность ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сери № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» получатели государственного сертификата на материнский капитал вправе распорядиться средствами (частью средств) материнского капитала, в частности, направив их на строительство реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 вышеназванного Закона указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при предоставлении засвидетельствованных в установленном законом порядке (пп. 1): 1) копии документа лица, получившего сертификат, подтверждающих право собственности на земельный участок, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; 2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившего сертификат; 3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции.
Из п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 следует, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.
Согласно п. 2 ч. 1.3 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованной в установленном законом порядке копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права.
Из изложенного следует, что средства материнского (семейного) капитала могут быть выданы на компенсацию затрат по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства после 1 января 2007 г. при условии представления засвидетельствованной в установленном законом порядке копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на указанный реконструированный объект жилищного строительства. Указанное предписание абзаца третьего пункта 10(4) Правил полностью согласуется с приведенными положениями Федерального закона, регламентирующими условия выдачи (направления) средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат за реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, поскольку говорит о том, что лицо, получившее сертификат, для компенсации затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, должно представить засвидетельствованную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на реконструированный после ДД.ММ.ГГГГ г. объект индивидуального жилищного строительства. При этом указание на представление копии "свидетельства о государственной регистрации права собственности" на реконструированный после ДД.ММ.ГГГГ. объект согласуется и с п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", устанавливающим, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано разрешение №. на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома общей площадью 188,6 кв. м., жилой площадью 104,5 кв.м., строительный объем 784,6 куб.м., на земельном участке площадью 1338 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>
Частью 5 статьи 10 Федерального закона определено, что правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п.2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007г. № 862, лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), осуществляющему отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору денежные средства на указанные цели.
Таким образом, в силу закона, средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение обязательств, связанных с улучшением жилищных условий, возникших на основании любых не противоречащих закону сделок, в том числе возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Из объяснений сторон и представленной копии заявления истца ФИО3 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала судом установлено, что ФИО3 просила направить средства материнского (семейного) капитала в размере 189 473,77 рублей на улучшение жилищных условий, то есть на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, что соответствует вышеизложенным нормам части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Таким образом, судом установлено, что ФИО3 было избрано и при подаче заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала указано предусмотренное законом направление использования средств материнского (семейного) капитала - улучшение жилищных условий.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ не содержит исчерпывающий перечень способов приобретения жилья с целью улучшения жилищных условий. Главным условием является законность сделок по приобретению жилья. В данном случае судом установлено, что истица представила пенсионному органу, установленные законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" документы, подтверждающие, проведенное после 1 января 2007 года строительство принадлежащего ей жилого дома.
Удовлетворяя исковые требования ФИО3 суд приходит к выводу о том, что строительство жилого дома по адресу: <адрес> подтверждена имеющимися в материалах дела договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ данного домовладения, свидетельствами о государственной регистрации права собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ года, проектной документацией данного жилого дома, составленной ООО «Техпроект» ДД.ММ.ГГГГ многочисленными накладными, квитанциями и товарными чеками на имя истца, а также кредитным договором № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сбербанка России», кредитом от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Альфа-Банка», приобщенными в судебном заседании к материалам гражданского дела.
Из объяснений ФИО3 следует, что производя строительные работы по адресу: <адрес> она и её семья улучшили свои жилищные условия, поскольку ранее у неё в собственности находился жилой дом общей площадью 27,3 кв.м., а при строительстве данного дома общая площадь будет составлять 188,6 кв.м. и в последующем, согласно обязательства зарегистрируют общую долевую собственность на всех членов семьи.
Так, из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, технического паспорта № ФИО3 купила домовладение, расположенное в городе Черкесске по <адрес>, состоящее из жилого саманного строения общей площадью 27,3 кв.м., полезной и жилой площадью 20,0 кв.м., пристройки, веранды, подвала, ворот, забора, уборной, возведенных на земельном участке мерою 1327 кв. метров, <данные изъяты>
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано разрешение №. на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома общей площадью 188,6 кв. м., жилой площадью 104,5 кв.м., строительный объем 784,6 куб.м., на земельном участке площадью 1338 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Срок данного разрешения также был выдан по ДД.ММ.ГГГГ
В данном случае ссылка ГУ-ОПФР по г.Черкесску КЧР на то, что у ФИО3 и ее семьи при совершении данной сделки не улучшаются жилищные условия, ввиду того, что в выданном ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 разрешении №. на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома общей площадью 188,6 кв. м., расположенном по адресу: <адрес> срок данного разрешения был выдан с нарушением по ДД.ММ.ГГГГ., является несостоятельной.
Так, в соответствии с пунктом 10 (2) названных Правил, для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 (1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке: копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Пункт 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указывает, что разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.
Из пояснений представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора мэрии МО г. Черкесска Кремень М.И. следует, что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. было выдано в соответствии с действующим Градостроительным кодексом РФ, также была согласована проектная документация о возведении индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.
В силу п. 10 (2) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862 для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 (1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке: копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат.
Истицей все необходимые документы были представлены в администрацию мэрии МО г. Черкесска и ей выдано разрешение на строительство на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Копия разрешения на строительство была предоставлена истицей в установленном законом порядке. Данное разрешение не признано недействительным и не отменено. Кроме того, согласно пояснений представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора мэрии МО г. Черкесска Кремень М.И. препятствий к осуществлению ФИО3 строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке не усматривается.
Таким образом, судом установлено, что производя строительные работы объекта индивидуального жилищного строительства, ФИО3 воспользовалась необходимой и реальной мерой материальной поддержки своей семьи, улучшив свои жилищные условия доступным для неё способом.
Кроме того, из паспорта ФИО3, домовой книги следует, что ФИО3 зарегистрирована в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно указанной домовой книги по данному адресу также зарегистрированы, <данные изъяты> ФИО9. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что волеизъявление сторон соответствовало его содержанию.
Таким образом, доводы пенсионного органа опровергаются правоустанавливающими документами, из которых следует, что дом по <адрес> приобретался истицей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 имеет на него правоустанавливающие документы.
В силу ч.4 ст.10 Федерального Закона жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 нотариально оформила обязательство, согласно которому она в связи с намерением воспользоваться правом направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по сертификату серии № от ДД.ММ.ГГГГ года, на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома на земельном участке, расположенного по адресу: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, являясь собственником объекта индивидуального- жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем ей, обязуется, оформить в общую долевую собственность: лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 (шести) месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального строительства.
Направление средств материнского капитала на реконструкцию жилого помещения в данном случае в полной мере соответствует целевому назначению этих средств и будет способствовать созданию многодетной семье истицы условий, обеспечивающих достойную жизнь, что провозглашено в Преамбуле Федерального закона как основная цель установления этих мер социальной поддержки. Доказательств о том, что у истца отсутствии намерения создать соответствующие правовые последствия (нецелевого использования средств материнского капитала) ответчиком в судебном заседании не предоставлено.
При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, принимая во внимание неудовлетворительные жилищные условия семьи истицы, фактическое начало строительства жилого дома на приобретенном земельном участке, учитывая фактическое целевое использование ФИО3 средств материнского капитала, суд приходит к выводу о том, что истицей избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий, а отказ ответчика в удовлетворении ее заявления о предоставлении средств материнского капитала на строительство индивидуального жилого дома носит формальный характер, противоречит целям и задачам Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 "О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, уплаченная истцом государственная пошлина в размере 200 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2, 192 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО7 ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в городе Черкесске от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, на оплату строительства индивидуального жилого дома.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в городе Черкесске перечислить средства материнского (семейного) капитала на оплату строительства индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> на лицевой счет ФИО7 ФИО1, № Северо - Кавказского банка Сбербанка РФ в Карачаево-Черкесском отделении ОСБ 8585 <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2014 года.
Судья Черкесского городского суда КЧР подпись Т.С. Панаитиди
Копия верна: