Дело № 2-1327/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 10 октября 2018 года
дело по искам ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах ФИО32 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по иску ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах ФИО33, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах ФИО34 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по иску ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах ФИО35, ФИО36 и по иску ФИО7 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах ФИО32., обратились в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Свои требования мотивируют тем, что <адрес> многоквартирном доме (всего 5 квартир) барачного типа по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1 по праву собственности на основании Договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, фактически зарегистрирован по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ.
Дом построен в 1947 году, находится на подработанной территории горного отвода ликвидированного АООТ «Шахта Пионерка». Произошло подтопление территории в результате затопления горных отработок после ликвидации шахты, что является следствием вредного влияния горных работ на техническое состояние дома.
Поясняют, что под домом происходит постепенное оседание грунта, дом соответственно тоже оседает, что ведёт к деформации строения. Ежегодное подтопление грунтовыми водами. Дом стал ветхим и непригодным для проживания, в квартире имеются деформации фундамента, пола, стен, оконных и дверных проемов, гниль. Текущий ремонт к положительным результатам не приводит. Согласно техническому паспорту инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома составляет 70%, износ фундамента 100%. Считают, что причиной ветхого состояния дома являются горные работы шахты «Пионерка».
При обращении в Администрацию Беловского городского округа с просьбой о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта Пионерка», и о предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным, было дано разъяснение, что согласно нормам действующего законодательства Администрация Беловского городского округа не обладает полномочиями по внесению изменений в список. Указанные изменения могут быть внесены только на основании решения суда и было предложено обратиться в СФ АО «ВНИМИ» для получения заключения о степени влияния горных работ на техническое состояние многоквартирного дома.
Просят обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО32ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих по адресу <адрес>, в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка» и подписать с ними договор о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого, за счёт средств Федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
ФИО6, действующая в своих интересах и в интересах ФИО35., ФИО36 обратилась в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Свои требования истец мотивирует тем, что <адрес> многоквартирном доме (всего 5 квартир) барачного типа по адресу: <адрес> принадлежит ей по праву собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, фактически зарегистрирована по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ. Дом находится на подработанной территории горного отвода ликвидированного АООТ «Шахта Пионерка» и стал ветхим и непригодным для проживания.
Просит обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО35ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО36ДД.ММ.ГГГГ., проживающих по адресу: <адрес>, в уточненный список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка» и подписать с ними Договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств из Федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах ФИО33., ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах ФИО34. обратились в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Свои требования истцы мотивируют тем, что <адрес> многоквартирном доме (всего 5 квартир) барачного типа по адресу: <адрес> принадлежит им на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ№, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, фактически зарегистрирован по месту проживания ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.
Считают, что дом стал ветхим и непригодным для проживания из-за горных работ шахты «Пионерка».
Просят обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО33 ФИО33ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО34 ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих по адресу: <адрес>, в уточненный список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты « Пионерка» и подписать с ними Договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств из Федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания критериям безопасности.
ФИО7 обратился в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Свои требования истец мотивирует тем, что квартира по адресу: <адрес>, расположенная в многоквартирном доме (всего 5 квартир) барачного типа принадлежит ему на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что дом стал ветхим и непригодным для проживания из-за горных работ шахты «Пионерка».
Просит обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>, в уточненный список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка», жители которого имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств из Федерального бюджета.
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года гражданские дела № по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах ФИО32 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ; № по иску ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах ФИО35, ФИО36 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ; № по иску ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах ФИО33, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах ФИО34 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ и № по иску ФИО7 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер №.
В судебное заседание истцы – ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты>., ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты> ФИО7 не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО6, действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты>., <данные изъяты>., ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты>., представитель истца ФИО7 – ФИО8, действующая на основании нотариальной доверенности, исковые требования поддержали. При этом подтвердили обстоятельства, на которых основаны исковые требования, дали показания, аналогичные изложенному в исковых заявлениях.
Ответчик Администрация Беловского городского округа, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своего представителя для участия в деле не направила.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.292 Гражданского кодекса РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В судебном заседании установлено, что по отношению к собственнику жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходится дочерью, ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучкой, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о рождении ( том 4 л.д.15-16).
По отношению к собственнику жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ приходятся сыновьями, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о рождении (том 1 л.д.12-13).
Таким образом, ФИО2, ФИО32 являются членами семьи ФИО1, ФИО35ФИО36 являются членами семьи ФИО6
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 27,3 кв.м., расположенную по адресу:<адрес>9, принадлежит ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи квартиры, удостоверенным нотариусом Беловской нотариальной конторы <адрес>ФИО58ДД.ММ.ГГГГ, реестровый № (том 4 л.д.9), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости (том 4 л.д.8, 26).
Право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 61.4 кв.м., расположенную по адресу:<адрес>3, принадлежит ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО34ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство подтверждается договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Администрацией Беловского городского округа <адрес>, рег.№ (том 2 л.д.12), выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости (том 2 л.д.13-20), данными технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.9-11), согласно которому, год постройки здания - 1947 год, общая площадь квартиры 61.4 кв.м., жилая площадь составляет 39,5кв.м.
Право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 32,3 кв.м., расположенную по адресу:<адрес>8, принадлежит ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство подтверждается договором дарения на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.9-11), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости (том 1 л.д.7-8).
Право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 39,6 кв.м., расположенную по адресу:<адрес>7, принадлежит ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство подтверждается договором дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права <адрес> (том 3 л.д.9-10), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости (том 3 л.д.8).
Из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается – год постройки здания – 1947, общая площадь квартир – 201, 4 кв.м., в том числе жилая площадь – 131, 5 кв.м., физический износ 70% (том 1 л.д.14-21, том 4 л.д.17-24).
Как следует из пояснений истцов, ФИО1 фактически зарегистрирован по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 фактически зарегистрирована по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 фактически зарегистрирован по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 является собственником спорной квартиры с 2001 года.
Оснований не доверять указанным обстоятельствам у суда не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих доводы истцов, стороной ответчика не представлено.
АООТ Шахта «Пионерка» ликвидировано, ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о его ликвидации. Ликвидация юридического лица по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу была назначена судебная техническая экспертиза, производство которой поручено специалистам Государственного научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела (СФ ОАО ВНИМИ).
Согласно заключения ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ по «Оценке степени влияния горных работ ликвидированного АООТ шахта «Пионерка» на техническое состояние жилого помещения по <адрес><адрес> <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса», суммарные горизонтальные деформации земной поверхности от горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" для жилого дома по адресу: <адрес> составили 14,6 мм/м, при допустимых деформациях - 2,8 мм/м. Согласно выполненным расчётам, результаты которых приведены в таблице 1 раздела 3, горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" повлияли на техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения. Согласно п.2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70 %; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %. Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ 70 %, то есть является ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундамента, отсутствие конструктивных мер защиты строения, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, жилой дом по адресу: <адрес> может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" (том 4 л.д.79-80).
Согласно заключения ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ по «Оценке степени влияния горных работ ликвидированного АООТ шахта «Пионерка» на техническое состояние жилого помещения по <адрес><адрес> <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса», суммарные горизонтальные деформации земной поверхности от горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" для жилого дома по адресу: <адрес> составили 14,6 мм/м, при допустимых деформациях - 2,8 мм/м. Согласно выполненным расчётам, результаты которых приведены в таблице 1 раздела 3, горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" повлияли на техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения. Согласно п.2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70 %; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %. Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ 70 %, то есть является ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундамента, отсутствие конструктивных мер защиты строения, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, жилой дом по адресу: <адрес> может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА".
Согласно заключения ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ по «Оценке степени влияния горных работ ликвидированного АООТ шахта «Пионерка» на техническое состояние жилого помещения по <адрес><адрес> <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса»,суммарные горизонтальные деформации земной поверхности от горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" для жилого дома по адресу: <адрес> составили 14,6 мм/м, при допустимых деформациях - 2,8 мм/м. Согласно выполненным расчётам, результаты которых приведены в таблице 1 раздела 3, горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" повлияли на техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения. Согласно п.2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70 %; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %. Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ 70 %, то есть является ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундамента, отсутствие конструктивных мер защиты строения, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, жилой дом по адресу: <адрес> может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА".
Согласно заключения ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ по «Оценке степени влияния горных работ ликвидированного АООТ шахта «Пионерка» на техническое состояние жилого помещения по <адрес><адрес> <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса», суммарные горизонтальные деформации земной поверхности от горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" для жилого дома по адресу: <адрес>, составили 14,6 мм/м, при допустимых деформациях - 2,8 мм/м. Согласно выполненным расчётам, результаты которых приведены в таблице 1 раздела 3, горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА" повлияли на техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения. Согласно п.2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70 %; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %. Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ 70 %, то есть является ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундамента, отсутствие конструктивных мер защиты строения, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, жилой дом по адресу: <адрес> может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ "ШАХТА "ПИОНЕРКА".
Суд полагает указанные экспертные заключения относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда, эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертное заключение содержит сведения о специальности и стаже работы эксперта, мотивированные и полные выводы по поставленным вопросам со ссылкой на источники получения необходимой информации. Не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется. Сторонами данное заключение не оспаривалось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (далее по тексту - Перечень).
Пунктом 8указанного Перечня, утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включено, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п.8 Правил).
Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил).
По смыслу п.8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
То есть законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 N 976 «О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» в пункт 8 были внесены изменения, согласно которым, основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения гонных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 года № 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Анализ указанных выше нормативных актов, регулирующих спорное правоотношение, позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жилье и является одним из направлений государственной жилищной политики.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В судебном заседании установлено и никем не оспорено, что истцы имеют регистрацию, проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, причиной ветхого состояния указанного жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов, отсутствие конструктивных мер защиты строения, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако, основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ шахта «Пионерка», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения, жилой дом может быть рекомендован к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ шахты «Пионерка». Данное жилое помещение является для истцов постоянным и единственным местом жительства, иного постоянного места жительства они не имеют, доказательств иного судом не добыто, никем не представлено. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцы нуждаются в социальной помощи государства.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО1, ФИО2, ФИО32, проживающих по адресу: <адрес>; ФИО3, ФИО4, ФИО33, ФИО5, ФИО34 ФИО34ФИО34, проживающих по адресу: <адрес>, <адрес>, ФИО6, ФИО35, ФИО35, проживающих по адресу: <адрес>, <адрес>, ФИО7, проживающего по адресу: Кемеровская область, <адрес> в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка» и подписать с ними договор о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого, за счёт средств Федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст.88 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом ФИО1 по делу понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, истцом ФИО2 понесены судебные расходы по оплате судебной экспертизы 30000 рублей, истцом ФИО4 по делу понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, истцом ФИО3 понесены судебные расходы по оплате судебной экспертизы 30000 рублей, истцом ФИО6 по делу понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, истцом ФИО7 по делу понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, а также по оплате судебной экспертизы 30000 рублей, всего 30300 рублей.
Указанные судебные расходы подтверждены документально.
Поскольку требования истцов подлежат удовлетворению, с Администрации Беловского городского округа в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов подлежат взысканию 300 рублей, в пользу ФИО2 в счет возмещения судебных расходов подлежат взысканию 30000 рублей, в пользу ФИО4 в счет возмещения судебных расходов подлежат взысканию 300 рублей, в пользу ФИО3 в счет возмещения судебных расходов подлежат взысканию 30000 рублей, в пользу ФИО6 в счет возмещения судебных расходов подлежат взысканию 300 рублей, в пользу ФИО7 в счет возмещения судебных расходов подлежат взысканию 30300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО32ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих по адресу: <адрес>, в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка» и подписать с ними договор о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого, за счёт средств Федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО33 ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО34 ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих по адресу: <адрес>, <адрес>, в уточненный список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка» и подписать с ними Договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств из Федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания критериям безопасности.
Обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО35ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО36ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих по адресу: <адрес>, в уточненный список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка» и подписать с ними Договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств из Федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, в уточненный список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка», жители которого имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств из Федерального бюджета.
Взыскать с Администрации Беловского городского округа в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов 300 (триста) рублей.
Взыскать с Администрации Беловского городского округа в пользу ФИО2 в счет возмещения судебных расходов 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Взыскать с Администрации Беловского городского округа в пользу ФИО4 в счет возмещения судебных расходов 300 (триста) рублей.
Взыскать с Администрации Беловского городского округа в пользу ФИО3 в счет возмещения судебных расходов 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Взыскать с Администрации Беловского городского округа в пользу ФИО6 в счет возмещения судебных расходов 300 (триста) рублей.
Взыскать с Администрации Беловского городского округа в пользу ФИО7 в счет возмещения судебных расходов 30300 (тридцать тысяч триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 12 октября 2018 года.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов