ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1327/2015 от 15.04.2015 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2-1327/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2015 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,

при секретаре Яндиковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным решения МВД по Республике Алтай о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения МВД по Республике Алтай о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указывая, что распоряжением МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ заявитель и члены его семьи приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением МВД по Республике Алтай заявитель снят с учета, как необоснованно поставленный на учет. Однако такого основания как снятие с учета необоснованно поставленного на учет Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не предусмотрено. Служба в органах внутренних дел по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 составляет 19 лет 8 месяцев 13 дней. Данное решение считает не законным, нарушающим права и законные интересы его и членов его семьи. В связи с изложенным, просит признать распоряжение МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты» о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты ФИО2 с семьей в составе 4-х человек незаконным, обязать МВД по Республике Алтай поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО2 с семьей в составе 4-х человек: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с даты первоначальной подачи заявления.

В процессе рассмотрения дела от представителя заявителя ФИО6 поступило уточненное заявление, согласно которому просит признать решение МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты ФИО2 с семьей в составе 4-х человек незаконным, обязать МВД по Республике Алтай поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО2 с семьей в составе 4-х человек: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с даты первоначальной подачи заявления.

В судебном заседании заявитель ФИО2 и его представитель ФИО6 уточненные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель МВД по Республике Алтай ФИО7 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты; в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).

Из материалов дела следует, что ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В органах внутренних дел Российской Федерации служит с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время занимает должность старшего полицейского конвоя взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на имя министра внутренних дел по Республике Алтай ФИО8 было подано заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В данном заявлении ФИО2 указано, что его стаж службы в органах внутренних дел составляет 19 лет 07 месяцев 26 дней. В подтверждение данного стажа приложил к заявлению справку помощника начальника отдела руководителя ГРЛС Отдела МВД РФ по г. Горно-Алтайску ФИО3, которая является супругой ФИО2, о том, что ФИО2 служит в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, общий стаж службы в органах внутренних дел на ДД.ММ.ГГГГ составляет 17 лет 8 месяцев 17 дней.

Решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек (он, жена ФИО3, дочь ФИО4, дочь ФИО5), что следует из выписки из протокола заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2 с семьей в составе 4-х человек (он, жена ФИО3, дочь ФИО4, дочь ФИО5) снят с учета на получение единовременной социальной выплаты как необоснованно поставленный на учет. Принимая данное решение, Комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай исходила из того, что на момент рассмотрения заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ согласно ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации ФИО2 составлял 09 лет 03 месяца 28 дней, тогда как в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имею сотрудники, стаж службы в органах внутренних дел которых составляет не менее 10 лет в календарном исчислении.

Статьей ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой закреплено право сотрудника, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, не урегулирован порядок исчисления стажа службы для предоставления данной социальной выплаты. При этом данная норма является отсылочной, поскольку указывает, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Принятое в соответствии со ст. 4 вышеуказанного Федерального закона Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, также не определяют, какие периоды службы сотрудника подлежат включению в стаж, необходимый для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Поскольку периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для предоставления единовременной социальной выплаты, Правительством Российской Федерации не определены, следует руководствоваться положениями ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которой законодатель в части первой указал, что стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В пункте 2 ст. 38 данного Федерального закона дан общий перечень периодов службы, которые подлежат включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а далее в пунктах 3 - 6 указано, какие периоды включаются в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних для предоставления конкретных социальных гарантий и выплат и порядок их исчисления.

Социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в данной статье не поименована, однако в пункте указано, что порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем в настоящее время периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для предоставления единовременной выплаты, не определены Правительством Российской Федерации, поэтому в стаж службы для предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения следует включать только те периоды, которые указаны в части 2 статьи 38 указанного Федерального закона.

Согласно данной норме в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: 1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел; 2) период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона; 4) период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона; 5) период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 9) период работы судьей; 10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

В указанном перечне период прохождения службы в органах внутренних дел другого государства отсутствует.

В этой связи право на получение социальной выплаты имеют только те сотрудники, которые имеют стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации. У ФИО2 такой стаж на день принятия его на учет (ДД.ММ.ГГГГ) отсутствовал, что им в судебном заседании не оспаривалось, поэтому он не мог быть поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (уникальный номер от ДД.ММ.ГГГГ г.). Принятие ФИО2 на учет на получение единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, когда у него отсутствовал необходимый стаж службы в органах внутренних дел для постановки на такой учет, привело к нарушению прав тех сотрудников органов внутренних дел, которые на ДД.ММ.ГГГГ имели 10-летний стаж службы в органах внутренних дел, но постановлены на учет позднее ФИО2

При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в случае если законодатель предоставляет право на получение социальных выплат тем сотрудникам внутренних дел, которые проходили службу в странах СНГ, то об этом конкретно указано в нормативных актах.

Так, Правилами исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации для исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учитывается служба в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения).

При этом нельзя согласиться с доводами представителя заявителя о том, что ни одно из оснований, перечисленных в п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, для снятия с учета не имело место в рассматриваемом случае.

Из буквального толкования подп. «г» п. 19 Правил следует, что выявленные сведения должны не соответствовать не только сведениям, указанным в заявлении, но и в представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.

Из материалов дела усматривается, что на заседание Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай ДД.ММ.ГГГГ, на котором было принято решение о постановке заявителя на учет, была предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что стаж службы в органах внутренних дел ФИО2 составляет 17 лет 08 месяцев 17 дней, которая явилась основанием для поставки на учет.

Между тем в данной справке не указано, для каких целей она была выдана, тогда как было указано выше, стаж для предоставления различных социальных выплат исчисляется по разному. В стаж для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения период прохождения службы в органах внутренних дел другого государства не засчитывается, для получения данной выплаты стаж заявителя в органах внутренних дел на ДД.ММ.ГГГГ без учета службы в органах внутренних дел Республики Казахстан составлял 9 лет 03 месяца 28 дней, соответственно указанная справка содержала недостоверные сведения, что и дало МВД по Республике Алтай право снять ФИО2 с учета в соответствии с подп. «г» п. 19 Правил.

Как установлено судом, ФИО2 стал гражданином Российской Федерации только в 2005 году, то есть в стаж службы в органах внутренних дел включен стаж службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, когда заявитель даже не являлся гражданином Российской Федерации. Данное обстоятельство привело к тому, что в стаж службы в органах внутренних дел для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Российской Федерации включен стаж службы в органах внутренних дел иностранного государства иностранного гражданина, что действующим законодательством не предусмотрено.

Довод представителя заявителя о том, что в данном случае следует учитывать Соглашение государств-участников СНГ (к числу которых относится и Казахстан) «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ», согласно которому в выслугу лет сотрудникам засчитывается служба в органах внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР, где они проходили службу, является несостоятельным.

Данное соглашение регулирует только вопросы пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел стран СНГ, а также пенсионного обеспечения их семей, а распространять Соглашение на другие социальные выплаты сотрудникам внутренних дел по аналогии, как того требует представитель заявителя, недопустимо, поскольку пенсионное обеспечение и единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения представляют собой самостоятельные виды социальных гарантий, которые регулируются различными нормами права.

Таким образом, поскольку у заявителя стаж службы в органах внутренних дел на день принятия на учет составлял менее 10 лет, он была обоснованно снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения на основании подп. «г» п. 19 Правил.

То обстоятельство, что в решении Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 снят с учета на получение единовременной социальной выплаты, отсутствует ссылка на подп. «г» п. 19 Правил, само по себе не свидетельствует о его незаконности, поскольку из обстоятельств, изложенных в данном решении, достоверно следует, что ФИО2 снят с учета именно на основании подп. «г» п. 19 Правил, на что в судебном заседании указано и представителем МВД по Республике Алтай.

Проверяя законность решения Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета на получение единовременной социальной выплаты, суд исходит из основания снятия с учета, поэтому тот факт, что на день принятия оспариваемого решения у ФИО2 уже имелся необходимый стаж в органах внутренних дел 10 лет в календарном исчислении, не может являться основанием для признания указанного решения Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай незаконным, поскольку, как указано выше, принятие ФИО2 на учет на получение единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, когда у него отсутствовал необходимый стаж службы в органах внутренних дел для постановки на такой учет, привело к нарушению прав тех сотрудников органов внутренних дел, которые на ДД.ММ.ГГГГ имели 10-летний стаж службы в органах внутренних дел, но постановлены на учет позднее ФИО2 Кроме того, включение в стаж в органах внутренних дел стажа в органах внутренних дел Республики Казахстан приведет к применению наиболее высокого поправочного коэффициента при расчете размера единовременной выплаты (пункт 30 Правил), что является незаконным.

В связи с чем, оснований для признания решения Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется, поскольку оно принято в соответствии с действующим законодательством.

ФИО2 также заявлено требование и о возложении на МВД по Республике Алтай обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 4-х человек: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с даты первоначальной подачи заявления, однако на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления) у ФИО2 отсутствует 10-летний стаж в органах внутренних дел, дающий в силу ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО2 не имеется, а доводы представителя заявителя основаны только лишь на эмоциях и конституционном праве заявителя на жилище, закрепленном в ст. 40 Конституции РФ, которая право ФИО2 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не регулирует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 <данные изъяты> в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек и обязании поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 4-х человек: ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> с даты первоначальной подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Федеральный судья И.Н. Сумачаков

Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2015 года