Дело № 2-1327/2020 УИД 76RS0014-01-2020-000719-20 изг.04.06.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Кохановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возмещении ущерба,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о взыскании материального ущерба, причиненного в результате ДТП.
Требования мотивированы тем, что 02 февраля 2018 года ФИО2, управляя автомобилем ФИО3 г.н. №, и двигаясь по юго-западной окружной дороге (ЮЗОД) г. Ярославля, напротив д.1 ул.Декабристов, выехала на полосу встречного движения, и произвела столкновение с автомобилем ГАЗ-330232 г.н. №, под управлением ФИО4 Считает, что причиной ДТП является ненадлежащее содержание данной дороги, на которой имелась «снежная каша», а также занижение обочины относительно уровня асфальтобетонной проезжей части.
Согласно экспертному заключению, выполненному ИП ФИО1, восстановление транспортного средства истца технически нецелесообразно, рыночная стоимость транспортного средства на дату ДТП составляет 154 400 руб., стоимость годных остатков транспортного средства составит 40 782,33 руб.
Истец просил взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 154 400 руб., судебные издержки.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что истец просит взыскать с ответчика рыночную стоимость транспортного средства, годные остатки автомобиля готова передать ответчику.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил письменные возражения на исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований возражал, указывая на то, что департамент дорожного хозяйства Ярославской области надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку в соответствии с действовавшим на момент ДТП контрактом обязанность по содержанию юго-западной окружной дороги (ЮЗОД) г. Ярославля, напротив д.1 ул.Декабристов, была возложена на АО «Ярдормост». Кроме того, ответчик указывает на то, что ДТП произошло по вине самого истца, нарушившего требования п. 10.1 ПДД РФ.
Представитель третьего лица АО «Ярдормост» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил письменные возражения на исковое заявление, в котором указал, что надлежащим ответчиком по делу является департамент дорожного хозяйства Ярославской области.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) согласно п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0.06 м2, или более.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 02 февраля 2018 года на ЮЗОД г.Ярославля, напротив д.1 ул.Декабристов произошло столкновение автомобиля ФИО3 г.н.№, под управлением ФИО2 и автомобиля ГАЗ-330232 г.н.№, под управлением ФИО4
ДТП произошло при следующих обстоятельствах: двигаясь по проезжей части окружной дороги с Нефтестроя в сторону Брагино, автомобиль, управляемый ФИО2, колесом совершил наезд на выбоину, в результате чего водитель автомобиля ФИО3 г.н. № ФИО2 потеряла контроль над управляемым транспортным средством, автомобиль занесло, он выехал на полосу встречного движения, где произвел столкновение с автомобилем ГАЗ-330232 г.н. №, под управлением ФИО4
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Ярославля от 30.04.2019 года, которое в силу положения ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего гражданского дела.
Согласно Постановлению Правительства Ярославской области от 12.03.2008 года №83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог», автомобильная дорога, на которой произошло ДТП, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2018 года №35-п «О реорганизации органов исполнительной власти», с 16.04.2018 года был образован Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, и ему переданы полномочия Департамента транспорта Ярославской области, в части: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Согласно Положению о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, Департамент дорожного Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является правопреемником Департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области, осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, а также представляет интересы Правительства области в судебных и иных органах при рассмотрении вопросов в пределах установленных полномочий.
Согласно п.4.2 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ярославской области, утв.Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №440-п, содержание региональных автомобильных дорог выполняется подрядными организациями на основании заключенных государственных контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности Ярославской области создано ГКУ ЯО «Ярдорслужба», которое в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2009 года №337-п «Об оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации Ярославской области от 03.10.2001 года №141» осуществляет функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
На основании государственного контракта №2016.345072 от 29.11.2016 года, заключенного между ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и ГП ЯО «Ярдормост» обязанность по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них в 2017-2018 годах была принята ГП ЯО «Ярдормост».
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Надлежащим ответчиком по данному делу является департамент дорожного хозяйства Ярославской области, который, осуществляя полномочия собственника в отношении автомобильных дорог общего пользования не обеспечил надлежащий контроль за техническим состоянием автодороги в пределах его эксплуатационной ответственности, не принял мер по устранению возникших в процессе эксплуатации дороги недостатков, создающих помехи и угрозу безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу ч. 2 ст. 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, бремя доказывания в данном случае возложено на причинителя вреда.
В обоснование размера причиненного материального ущерба истец ссылается на заключение ИП ФИО1, которым установлено, что восстановление транспортного средства истца технически нецелесообразно, рыночная стоимость транспортного средства на дату ДТП составляет 154 400 руб., стоимость годных остатков транспортного средства составит 40 782,33 руб.
Доказательств, опровергающих выводы заключения ИП ФИО1, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, суд полагает, что требования истицы о взыскании с ответчика рыночной стоимости транспортного средства без вычета оставшихся у истицы стоимости годных остатков транспортного средства на основаны на положениях ст.ст. 15,1064 ГК РФ.
Следовательно, в пользу истицы с департамента дорожного хозяйства Ярославской области подлежит ко взысканию 113 700 руб. (рыночная стоимость- стоимость годных остатков транспортного средства).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Поскольку судом удовлетворено 74 % от заявленных исковых требований, в пользу истицы подлежит ко взысканию 74 % от понесенных ей судебных издержек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования ФИО2 к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возмещении ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с департамента дорожного хозяйства Ярославской области в пользу ФИО2 в возмещение причиненного материального ущерба 113 700 руб., оплату услуг эксперта в размере 3700 руб., возврат госпошлины в размере 3474 руб., а всего взыскать 120 874 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева