УИД 63RS0№-05
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 января 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Апудиной Т.Е.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя прокуратуры <адрес>ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (<данные изъяты>) по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес>, действующей в интересах неопределенного круга лиц к ГКУЗ СО «Тольяттинский дом ребенка специализированный» об обязании устранения выявленных нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился в суд с иском к ГКУЗ СО «Тольяттинский дом ребенка специализированный» об обязании ответчика, расположенного по адресу: <адрес>, в течении 12 месяцев со дня поступления финансирования устранить выявленные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил заменить на аналогичные, либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией технические средства системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание ворог установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, представил суду заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, представил суду отзыв на исковое заявление, письменно просил рассмотреть дело без его участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
На основании ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федерального закона № 69-ФЗ) нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Статьями 34 и 37 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В развитие вышеуказанных положений среди прочего приняты следующие нормативные документы по пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР РФ), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020), утвержденный приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194; свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013), утвержденный приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 288; свод правил "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 484.1311500.2020), утвержденный приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 582; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009), утвержденный приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 173; требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1464.
Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиком, что в ходе проведения проверки истцом выявлены в ГКУЗ СО «Тольяттинский дом ребенка специализированный», расположенного по адресу: <адрес>, нарушения в сфере противопожарной безопасности, а именно: по истечении срока службы, технические средства системы пожарной сигнализации (далее - СПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (далее - СОУЭ) не заменены на аналогичные, либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией (СПС и СОУЭ эксплуатируются более 10 лет, введены в эксплуатацию в 2012 году). Нарушение: ч. 2 ст. 1, ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.6.3 ФИО4 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; п. 6.7.3 ФИО4 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность». (При наличии данного нарушения, заключение о независимой оценке пожарного риска и расчёт по определению величин пожарного риска № от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание, следовательно, для обеспечения пожарной безопасности, необходимо устранить в том числе и нарушения капитального характера, указанные ниже).
Вышеуказанные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, непосредственно влияют на: время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью; возможность тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.
В связи с выявлением нарушений означенного законодательства прокуратурой <адрес> внесено представление в ГКУЗ СО «Тольяттинский дом ребенка специализированный» расположенного по адресу: <адрес>, с требованием об устранении выявленных нарушений законодательства.
Сторона ответчика не оспаривает факт выявленных нарушений. Вместе с тем, как установлено судом, учреждением совместно с социально-демографической и семейной политики <адрес> ведется работа по устранению выявленных прокуратурой нарушений.
В 2023 году в рамках реализации подпрограммы «Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики <адрес>, организаций социального обслуживания населения» государственной программы <адрес> «Развитие социальной защиты населения в <адрес>» на 2014 - 2025 годы», а также приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации в 2023 - 2025 годах подпрограммы «Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики <адрес>, организаций социального обслуживания населения» на 2014 - 2025 годы государственной программы <адрес> «Развитие социальной защиты населения в <адрес>» на 2014 - 2025 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№».
Учреждению доведены лимиты на проектирование системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей (далее - АПС и СОУЭ) по адресу: 445019, <адрес>А в сумме 94 000,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ учреждением заключен контракт с ООО Производственно-коммерческая фирма «АНТ» на выполнение данных работ. Срок выполнения работ - ДД.ММ.ГГГГ. После получения проектно-сметной документации Учреждением будут направлены документы в ГКУ СО «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» для рассмотрения сметного расчета на предмет достоверности определения сметной стоимости работ. При получении положительного заключения министерством будет рассмотрен вопрос финансирования мероприятия.
Кроме того, в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на монтаж системы АПС и СОУЭ, в которой предусмотрены работы по автоматической разблокировке ворот на въезд в Учреждение и фиксировании их в открытом положении.
С учетом установленных обстоятельств дела и представленных доказательств суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку на момент обращения в суд с иском указанные истцом нарушения со стороны ответчика существовали и не были устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования - удовлетворить.
Обязать ГКУЗ СО «Тольяттинский дом ребенка специализированный» (<данные изъяты>) расположенный по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев со дня поступления финансирования устранить выявленные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- заменить на аналогичные, либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией технические средства системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.Е. Апудина