Дело № 2 –1328/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года город Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего, судьи Ульяненковой О.В.,
при секретаре Виденине И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о понуждении к исполнению законодательства об охране объектов культурного наследия. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в деятельности администрации МО «Смоленский район» Смоленской области выявлены нарушения указанного законодательства. В муниципальной собственности МО «Смоленский район» Смоленской области находится объект культурного наследия регионального значения *** расположенный в <адрес>, кадастровый номер ***. В нарушение требований Положения о зонах охраны объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 охранная зона указанного объекта не установлена. Полагая, что в данном случае затрагиваются правоотношения в области сохранения, исполнения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, просил возложить на администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области обязанность в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда представить в Главное Управление Смоленской области по объектам культурного наследия в целях утверждения границ зон охраны проект охранной зоны на объект культурного наследия *** и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту.
Представитель истца К.А.Ю. требования поддержала по основаниям указанным в иске, дав объяснения полностью соответствующие обстоятельствами изложенными в нем.
Представитель Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области С.Е.В. требования не признала по тем основаниям, что исходя из норм права, обязанность по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия регионального значения не может быть возложена на орган местного самоуправления, поскольку такая обязанность возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являющуюся одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 6 Закона N 73-ФЗ установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В силу п. 3 ст. 64 Закона N 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствий с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории Смоленского района Смоленской области находится объект культурного наследия, подлежащий государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения: *** вторая половина XIX века, расположенный в <адрес>
Данный объект культурного наследия (памятники истории и культуры), находится в муниципальной собственности муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области ( л.д.66).
Согласно сообщению Главного управления Смоленской области культурного наследия от <дата> в отношении указанного объекта культурного наследия проект зоны охраны объекта не разработан (л.д. 26).
Из положений пунктов 3,4 части 1 статьи 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Постановлением Администрации Смоленской области от <дата>№ <номер> утверждено Положение о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию. В соответствии с п.1.1 Положения Главное управление Смоленской области по культурному наследию (далее - Главное управление) является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - объекты культурного наследия) на территории Смоленской области.
Пунктом <дата> Положения определено, что Главное управление осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В статье 9.3 Закона N 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления муниципального района пунктом 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с подп.6 п.2 ст.33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима;
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Частью 4 ст. 34 Закона N 73-ФЗ установлено, что Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, принимаются, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации ( п.3)
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее Положение).
Пунктом 7 Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона Смоленской области от 31.03.2009 N 10-з (ред. от 25.03.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области", решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области по представлению уполномоченного органа на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с указанными выше нормами, суд приходит к выводу о возложении на администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области обязанность разработать проект охранной зоны в отношении данного памятника истории, поскольку данная обязанность в силу закона возложена на орган местного самоуправления, как собственника объекта.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, суд определяет срок исполнения для ответчика шесть месяцев с моменты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области,- удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда представить в Главное Управление Смоленской области по объектам культурного наследия в целях утверждения границ зон охраны проект охранной зоны на объект культурного наследия *** и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной редакции в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 19 октября 2021 года.
Председательствующий Ульяненкова О.В.