ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1328/2021 от 20.05.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-1328/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Кривошеевой И.В.,

с участием прокурора ЕАО ФИО1

представителя департамента здравоохранения правительства ЕАО ФИО2,

при помощнике судьи Михайловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области в лице правительства Еврейской автономной области к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора ЕАО обратился в суд в интересах Еврейской автономной области в лице правительства Еврейской автономной области с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности. В обоснование указал, что прокуратурой Еврейской автономной области в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, допущенные департаментом здравоохранения правительства Еврейской автономной области.

В нарушение требований постановления правительства Еврейской автономной области от 14.12.2017 № 508-пп «Об определении случаев проведения независимым аудитором обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности областных государственных унитарных предприятий», учредителем государственного предприятия Еврейской автономной области «Фармация» - департаментом здравоохранения правительства Еврейской автономной области, несмотря на то, что финансово-хозяйственная деятельность указанного предприятия по окончании 2019 г. являлась убыточной, до настоящего времени, не принято решение о проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП ЕАО «Фармация», не утвержден аудитор и не определен размер оплаты его услуг.

Вследствие чего, аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП ЕАО «Фармация» за 2019 год не проведена.

Неисполнение ответчиком указанных требований закона нарушает права Еврейской автономной области в лице правительства Еврейской автономной области на управление государственной собственностью области.

Просит обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области в срок до 01.06.2021 принять решение о проведении в 2021 году аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного предприятия Еврейской автономной области «Фармация» за 2019 год.

В судебном заседании прокурор ЕАО ФИО1, обосновав заявленные требования нормами действующего законодательства, требования и доводы иска поддержал в полном объеме. Полагал возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2021.

Представители департамента здравоохранения правительства ЕАО ФИО2, в судебном заседании исковые требования признала. Просила суд, при определении срока исполнения решения суда, учесть порядок финансирования департамента здравоохранения правительства ЕАО, объем и стоимость работ, которые необходимо провести для исполнения решения суда, и установить срок его исполнения до 31.12.2021.

Представитель правительства ЕАО, третьего лица ГП ЕАО «Фармация» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, и законных интересов субъектов Российской Федерации.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации регламентируется Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.п. 16 п. 1 ст.20 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

В силу п.1 ст.26 Федерального закона № 161-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами (п.2 ст.26 Федерального закона № 161-ФЗ).

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее Федеральный закон № 307-ФЗ).

Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Правительством Еврейской автономной области 14.12.2017 принято постановление № 508-пп «Об определении случаев проведения независимым аудитором обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности областных государственных унитарных предприятий», в п.1.1 которого определено, что бухгалтерская отчетность областных государственных унитарных предприятий подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, если финансово-хозяйственная деятельность областного государственного унитарного предприятия по окончании финансового года является убыточной либо произошло снижение чистой прибыли областного государственного унитарного предприятия на пятьдесят процентов.

На основании ч.1 ст.1 закона ЕАО от 27.01.2010 № 684-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Еврейской автономной области» (далее - Закон ЕАО № 684-ОЗ) Еврейская автономная область (далее - область) самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается государственной собственностью области.

Исходя из ч.1 ст.2 Закона ЕАО № 684-ОЗ, управление государственной собственностью области производится в соответствии со следующими основными принципами: подотчетности и подконтрольности; гласности; адаптации к условиям рынка и обеспечения условий для развития конкуренции; совершенствования структуры собственности для закрепления государственной собственности области в отраслях, имеющих стратегическое значение для развития области.

Согласно п.2 ч.1 ст.3 Закона ЕАО № 684-ОЗ в государственной собственности области находится, в том числе имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 13 ст. 9 Закона ЕАО № 684-ОЗ правительство области в сфере управления государственной собственностью области:

осуществляет права владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности области в порядке и в пределах, установленных федеральным законодательством и законодательством области;

принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по управлению государственной собственностью области;

осуществляет права собственника имущества в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, устанавливает порядок утверждения устава областного государственного унитарного предприятия, порядок заключения трудового договора с руководителем областного государственного унитарного предприятия, порядок определения состава имущества, закрепляемого за областным

государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;

вправе наделять отдельными полномочиями в отношении объектов государственной собственности области органы исполнительной власти области, формируемые им, аппарат губернатора и правительства области, в том числе в отношении подведомственных им областных государственных унитарных предприятий и учреждений.

На основании п. 3 ч. 3 ст. 19 Закона ЕАО № 684-ОЗ правительство области в соответствии с законодательством контролирует деятельность областных государственных унитарных предприятий.

Согласно п.п. «о» п. 1 постановления правительства области от 24.03.2009 № 87-пп «О полномочиях органов исполнительной власти Еврейской автономной области по осуществлению прав собственника имущества областного государственного унитарного предприятия» органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области (далее – органы исполнительной власти области), в отношении находящихся в их ведении областных государственных унитарных предприятий (далее - предприятия) принимают решения о проведении аудиторской проверки, утверждают аудитора и определяют размер оплаты его услуг.

Судом из материалов дела установлено, что государственное предприятие Еврейской автономной области «Фармация» является действующим юридическим лицом.

Его учредителем является департамент управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области.

Финансово-хозяйственная деятельность данного предприятия в 2019 году являлась убыточной.

В связи с чем, в соответствии с п.1.1 постановления правительства области от 14.12.2017 № 508-пп бухгалтерская отчетность ГП ЕАО «Фармация» подлежала обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Указанные требования учредителем ГП ЕАО «Фармация» не исполнены. 22.01.2021 прокуратура Еврейской автономной области внесла в адрес департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области представление об устранении данных нарушений.

Вместе с тем департаментом здравоохранения правительства Еврейской автономной области решение о проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП ЕАО «Фармация» до настоящего времени не принято, аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП ЕАО «Фармация» за 2019 год не проведена, что не оспаривалось ответчиком.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом мнения сторон, считает, что срок до 31.12.2021 отвечает вышеуказанным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области в лице правительства Еврейской автономной области к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность в срок до 31.12.2021 принять решение о проведении в 2021 году аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного предприятия Еврейской автономной области «Фармация» за 2019 г.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд ЕАО через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Кривошеева

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2021.