ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1328/202321И от 21.06.2023 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1328/2023 21 июня 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Иванова М.А.,

при секретаре Дягилевой К.Д.,

с участием прокурора Тимофеевой М.С.,

третьего лица Борисенко Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-домовое управление «ДАР Плюс» о возложении обязанности обеспечить надлежащее содержание многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-домовое управление «ДАР Плюс» (далее – ООО ЖДУ «ДАР Плюс»), указав в его обоснование, что в ходе рассмотрения обращения граждан, в деятельности ответчика установлены нарушения требований жилищного законодательства при организации содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане (п. Снежный), выразившиеся в необеспечении нормального температурного режима в отдельных жилых помещениях; непринятии мер по предотвращению затопления подвала жидкими бытовыми отходами, вытекающими из близлежащей выгребной ямы, и по восстановлению технической документации на внутридомовую инженерную систему водоотведения (канализации).

В этой связи, просил обязать ответчика обеспечить надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане, а именно:

1) В течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать очистку подвальных помещений от жидких бытовых отходов; выполнить мероприятия по регулировке внутридомовой системы отопления и обеспечить соответствие температурного режима установленным требованиям в квартирах № 26, 28, 29 указанного дома;

2) В течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда восстановить техническую документацию на многоквартирный дом в части внутридомовой системы водоотведения (нецентрализованной канализации).

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял исковые требования, окончательно просил суд обязать ООО ЖДУ «ДАР Плюс»: в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда организовать очистку подвальных помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане от воды и жидких бытовых отходов и просушку подвальных помещений; до 1 сентября 2023 года организовать промывку и очистку внутридомовой системы отопления многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане, в соответствии с требованиями СП 347.1325800.2017 «Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации» с целью обеспечения надлежащей теплоотдачи отопительных приборов и требуемых параметров микроклимата в жилом помещении – квартире № 28 многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане.

Определением судьи от 27 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечены жильцы и собственники помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане: Борисенко Т.Б., Петухова Е.Г., Земляная В.Е., Грохотнева О.С., Малеева О.В., муниципальное образование «Город Магадан», в лице Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения. Ссылаясь на доводы, приведенные в иске и в письменных дополнениях к нему, просил суд их удовлетворить.

Участвовавшая в судебном заседании третье лицо - Борисенко Т.Б. подержала исковые требования.

Представитель ответчика и третьи лица Петухова Е.Г., Земляная В.Е., Грохотнева О.С., Малеева О.В., представитель Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения извещены судом надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили.

Представитель Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана в представленном в материалы дела до начала судебного заседания письменном отзыве на иск, поддержал заявленные прокурором исковые требования в полном объеме.

Суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика и третьих лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 1.1., 1.2., 2.3., 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

В силу ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила № 170) и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 03 апреля 2013 г. (далее – Минимальный перечень), предусмотрено следующее.

Для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах выполняется восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (п.18 Минимального перечня).

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования (п.п. 4.1.1., 4.1.15 Правил № 170).

Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов (п. 5.2.1 Правил № 170).

Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования (п. 5.1.2 Правил № 170).

Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (п. 5.1.3 Правил № 170).

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 г., установлены требования к качеству коммунальных услуг, в соответствии с которыми гражданам предоставляется бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C)

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела документов, ООО ЖДУ «ДАР Плюс» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в соответствии с лицензией № 049000108 от 01.09.2020, выданной Государственной жилищной инспекцией Магаданской области (л.д. 20-22). Так, на основании договора управления от 30 сентября 2012 г. ответчик осуществляет управление многоквартирным домом № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане (л.д. 14-19).

Прокуратурой города Магадана в ходе рассмотрения обращения жительницы указанного многоквартирного дома Малеевой О.В., в результате проведенного 28 октября 2022 г. осмотра установлено, что в нарушение п.п.2, 26 Минимального перечня, п.п. 4.1.1., 4.1.15 Правил № 170 очистка выгребной ямы данного жилого дома своевременно не производится, что приводит к загрязнению и затоплению подвала и невозможности обследования внутридомовой системы отопления, расположенной в подвальных помещениях (нижняя разводка) (л.д. 47).

По данному факту и.о. заместителя прокурора города Магадана 02 ноября 2022 г. в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 52).

30 января 2023 г. прокуратурой города Магадана проведен повторный осмотр общедомового имущества собственников помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане, в ходе которого установлено, что несмотря на ранее внесенное представление, выгребная яма возле дома от жидких бытовых отходов не очищена, подвальное помещение затоплено канализационными стоками (л.д. 92).

Из ответа генерального директора ООО ЖДУ «ДАР Плюс» от 01 февраля 2023 г. на представление прокурора следует, что работы по восстановлению канализации указанного жилого дома запланированы Обществом в летний период текущего года (л.д. 93).

Согласно акту осмотра от 17 мая 2023 г. составленному старшим помощником прокурора города Магадана Духаниной Е.А., на момент осмотра подвальное помещение многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане продолжает быть затопленным (л.д. 94-96).

Из представленного в материалы дела истцом копии ответа генерального директора ООО ЖДУ «ДАР Плюс» от 22 мая 2023 г. следует, что в настоящее время специалистами Общества проводятся работы по очистке подвального помещения многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная от воды и жидких бытовых отходов (л.д. 124). Вместе с тем доказательств устранения воды и жидких бытовых отходов из подвала указанного дома на момент принятия настоящего решения, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства таких доказательств не выявлено. Напротив, как следует из акта осмотра многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане, проведенного прокуратурой города Магадана 31 мая 2023 г., помещение подвала по прежнему затоплено (л.д. 140).

Таким образом, наличие на протяжении длительного времени воды в подвальном помещении многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане свидетельствует о ненадлежащей организации ответчиком работы по обслуживанию и содержанию жилищного фонда и необеспечении надлежащего исполнения вышеприведенных требований п.п. 4.1.1., 4.1.15 Правил № 170.

Помимо изложенного, по результатам проведенной прокуратурой города Магадана в январе 2023 года проверки ответчика по коллективному обращению жителей указанного дома установлено, что в квартирах температура воздуха не соответствует установленным требованиям (л.д. 39-45). При этом проведенными замерами подтверждается, поставка тепловой энергии до границы раздела с многоквартирным домом в соответствии с температурным графиком и надлежащего качества (л.д. 23-37). В связи с чем, нарушение режима теплоснабжения отдельных жилых помещений (квартир №) обусловлено ненадлежащим состоянием внутридомовой системы отопления, что является нарушением п. 10 Правил № 491, абз.3 п.18 Минимального перечня, п.п. 5.2.э1 и 5.2.3 Правил № 170, п. 15 приложения №1 к Правилам № 354).

Актом осмотра многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане, проведенного прокуратурой города Магадана 31 мая 2023 г. установлено, что стояки подающего и обратного трубопровода отопления заменены в квартирах №№ 17, 20, 23, 26, 29. В указанных квартирах рабьотоспособность системы отопления и прогрев отопительных приборов обеспечены. Однако в <адрес> стояки обратного трубопровода отопления в комнате и кухне от подвала до квартиры не заменены. При этом циркуляция теплоносителя необеспеченна (л.д. 140).

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр введены в действие СП 347.1325800.2017, Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации (далее - СП).

В соответствии с п.п. 8.1.2, 8.1.3 СП перед отопительным сезоном проводят испытания системы отопления на герметичность, а также промывку системы отопления.

Согласно представленным в материалы дела объяснениям директора ООО ЖДУ «ДАР Плюс», ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были произведены гидравлические испытания и промывка внутридомовой системы отопления многоквартирного <адрес>, что подтверждается графиком проведения гидравлических испытаний и промывки систем теплоснабжения. При этом, из пояснений директора ООО ЖДУ «ДАР Плюс» следует, что в ходе испытаний системы отопления осуществлялось ее заполнение холодной с увеличением давления до 1,5 раза от рабочего для проверки герметичности с последующим сливом воды из системы, что по мнению руководителя организации, равносильно промывке системы отопления.

Вместе с тем, согласно п. 8.1.3.1 СП 347.1325800.2017 скорость воды в трубопроводах при промывке должна превышать проектную в 3 - 4 раза. Для повышения эффективности промывки используют гидропневматический способ, когда в промываемую воду подмешивают сжатый воздух. Расход сжатого воздуха должен составлять не менее 50% расхода воды. Скорость движения водовоздушной смеси принимают от 2 до 3 м/с (п. 8.1.3.2 СП 347.1325800.2017). Промывку осуществляют до исчезновения грязи и окалины в промывочной воде (п. 8.1.3.4 СП 347.1325800.2017). В открытых системах отопления промывку осуществляют до получения анализов воды (п. 8.1.3.5 СП 347.1325800.2017).

Таким образом, ООО ЖДУ «ДАР Плюс» порядок промывки системы отопления, регламентированный пп. 8.1.3.1-8.1.3.5 СП не соблюден. Что, по мнению истца, повлекло ненадлежащую работу отопительных приборов в <адрес> вышеуказанного дома.

Ответчиком, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ доказательства, опровергающие указанные факты и подтверждающие устранение либо отсутствие выявленных прокурором нарушений, суду не представлены и в ходе судебного разбирательства такие доказательства не установлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора города Магадана в защиту интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-домовое управление «ДАР Плюс» о возложении обязанности законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предложенные прокурором сроки для выполнения исковых требований: в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу, организовать очистку подвальных помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане от воды и жидких бытовых отходов и просушку подвальных помещений; организовать промывку и очистку внутридомовой системы отопления многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане до 01 сентября 2023 года, суд находит разумными и достаточными для устранения установленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Магадана в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-домовое управление «ДАР Плюс» о возложении обязанности обеспечить надлежащее содержание многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-домовое управление «ДАР Плюс» (ИНН 4909115172):

- в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу, организовать очистку подвальных помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане от воды и жидких бытовых отходов и просушку подвальных помещений;

- до 01 сентября 2023 года организовать промывку и очистку внутридомовой системы отопления многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационная в г. Магадане в соответствии с требованиями СП 347.1325800.2017 «Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации» с целью обеспечения надлежащей теплоотдачи отопительных приборов и требуемых параметров микроклимата в жилом помещении – <адрес> многоквартирного дома № 3 по ул. Авиационной в г. Магадане.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Жилищно-домовое управление «ДАР Плюс» (ИНН 4909115172) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Магаданский городской суд Магаданской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Установить день изготовления решения суда в окончательной форме – 28 июня 2023 года.

Судья М.А. Иванов