Дело №
Строка 59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Таловая 13 марта 2012 года
Таловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Лесных А.В.,
при секретаре Коломийцевой Е.В.,
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Трубникова С.Ю.,
представителя органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт, - главы администрации Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Таловского района Воронежской области о признании «Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области» противоречащим закону и недействующим в полном объеме,
установил:
Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка «Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения», утвержденного постановлением администрации Михинского сельского поселения от 25.11.2011 года № 24, на предмет соответствия действующему федеральному, региональному законодательству и наличия коррупциогенных факторов. Данный правовой акт является нормативным, обнародован путем размещения на информационных щитах в общественных местах. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны. Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», полномочия РФ на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Также данной статьей определены права и обязанности органов местного самоуправления поселений при осуществлении первичного воинского учета. Также ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете. Данное Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». Согласно п.8 Положения в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. Разделом II данного Положения утвержден «Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления», которым урегулирована деятельность органов местного самоуправления по ведению такого учета. Сопоставление «Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области» с нормами федерального законодательства показывает, что действующее законодательство не предусматривает принятия на местном уровне нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок осуществления первичного воинского учета. В соответствии с пп. «д» п. 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местно самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, является коррупциогенным фактором. Таким образом, положение принято за пределами полномочий органа местного самоуправления, что является коррупциогенным фактором. Просил суд признать «Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области», утвержденное постановлением администрации Михинского сельского поселения от 25.11.2011 года № 24, противоречащим Федеральному закону от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и недействующим в полном объеме с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя Трубников С.Ю. подтвердил суду фактические обстоятельства по делу, изложенные в заявлении, заявленные требования поддержал, просил суд признать «Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области», утвержденное постановлением администрации Михинского сельского поселения от 25.11.2011 года № 24, противоречащим Федеральному закону от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и недействующим в полном объеме с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт - глава администрации Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области ФИО1 против удовлетворения требований, заявленных прокурором Таловского района, не возражал, подтвердил, что «Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области», утвержденное постановлением администрации Михинского сельского поселения от 25.11.2011 года № 24, действительно противоречит Федеральному закону от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и должно быть признано недействующим в полном объеме с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации (пункт "м" статьи 71) определено, что оборона (в том числе и гражданская оборона) находится в ведении Российской Федерации. Определяя круг обязанностей, возлагаемых в этой сфере на органы местного самоуправления, Федеральный закон от 31 мая 1996 года "Об обороне" устанавливает, что данные органы во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны (подпункт 1 пункта 1 статьи 7).
Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обороны не являются вопросами местного значения. Следовательно, исходя из ч.1 ст.19 Закона полномочия в области обороны являются отдельными государственными полномочиями, которые должны передаваться федеральным законом.
На основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а именно ч.2 ст.8, полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и городских округов и др. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.
Из ч.6 ст.8 вышеуказанного закона следует, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719. Данное положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете. В частности, раздел II данного Положения посвящен порядку осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
В соответствии с п. 8 Положения о воинском учете в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.
Нормами вышеуказанного федерального законодательства не предусмотрено полномочие органов местной власти на принятие какого-либо нормативно-правового акта в сфере организации и осуществления первичного воинского учета граждан на территории сельского поселения, т.е. утвердив «Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области», администрация Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области вышла за пределы своей компетенции.
Согласно Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, коррупциогенными факторами является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, с учетом совокупности исследованных доказательств по делу, суд находит «Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области», утвержденное постановлением администрации Михинского сельского поселения от 25.11.2011 года № 24, противоречащим с момента принятия Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", имеющему большую юридическую силу, а требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать «Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области», утвержденного постановлением администрации Михинского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от 25.11.2011 года № 24, противоречащим Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и недействующим в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Лесных