ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/19 от 01.04.2019 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-132/19

22RS0011-02-2018-003114-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2019 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Тайлаковой Ю.А.,

при секретаре Куковенцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривчунова А.А., Чепуштанова В.М. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края, в котором просили обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края произвести следующие работы по капитальному ремонту многоквартирного дома № *** по ... за счет собственных средств. Капитальный ремонт по замене системы отопления в том числе:

- замена трубопроводов, стояков и подводок к отопительным приборам;

-установка отопительных приборов со встроенными или пристроенными автоматическими терморегуляторами;

-установка запорной арматуры;

-установка автоматизированного узла управления системы отопления;

-установка автоматических балансировочных клапанов на стояках, ветках и кольцах системы отопления;

-установка общедомового узла учета потребления тепловой энергии;

-наладка системы отопления, пуск и наладка автоматизированного узла управления системы отопления.

Капитальный ремонт по замене системы канализации в том числе:

-ремонт и замена трубопроводов, замена канализационных лежаков к сантехприборам;

-ремонт и реконструкция внутреннего водостока;

-устройство водоотводящего лотка.

Капитальный ремонт системы электроснабжения в том числе:

-замена внутридомовых питающих магистралей, магистралей стояков и групповых сетей освещения общедомовых помещений;

-ремонт (замена) вводно-распределительных устройств, домовых, подъездных и этажных электрощитов;

-установка устройств защитного отключения для каждой квартиры, замена освещения общедомовых мест;

-установка фото-выключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением мест общего пользования, аварийного освещения лестничных площадок, входов в подъезды, указателя пожарного гидранта, уличных указателей;

-замена светильников на электроснабжающие светильники в антивандальном исполнении с энергосберегающими лампами.

Капитальный ремонт по замене системы холодного водоснабжения в том числе:

-ремонт, замена трубопроводов, относящихся к общедомовым инженерным системам;

-замена трубной разводки;

-установка запорной арматуры;

-оборудование мест под установку индивидуальных приборов учета холодной воды;

-установка индивидуальных приборов учета холодной воды;

-устройство бытового пожарного крана со шлангом на трубопроводе холодной воды в квартирах;

-замена сантехприборов, находящихся в собственности города;

-ремонт или замена трубопровода пожарного водоснабжения.

Капитальный ремонт по замене системы горячего водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры в том числе:

-выполнить замену трубопроводов системы горячего водоснабжения - разводящих магистралей и стояков с заменой запорной арматуры.

Капитальный ремонт фундамента и фасада жилого дома. В случае если ответчик не исполнит решение в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, разрешить истцам совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на ст.ст. 6, 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указали, что являются собственниками квартир №*** и №*** в жилом многоквартирном доме .... Ответчик является бывшим наймодателем и собственником жилого многоквартирного дома. Согласно приложениям № 2 и № 3 Ведомственных строительных норм (ВСН) 55-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий с каменными стенами, со стенами из кирпича и железобетонными покрытиями составляет *** лет, продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем здания составляет *** лет. Таким образом, продолжительность эксплуатации жилого дома без проведения капитального ремонта превышает сроки, предусмотренные указанными приложениями № 2 и № 3. Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). С момента ввода вышеуказанного дома в *** году в эксплуатацию его капитальный ремонт не проводился, до настоящего времени дом в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда не включен, в связи с чем, ранее возникшее у его жителей дома право требования проведения капитального ремонта сохранено, поэтому обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, по мнению истцов, лежит на Администрации города Рубцовска Алтайского края. Истцы полагают, что ответчик должен произвести следующие работы за счет собственных средств, отнесенные к капитальному ремонту: капитальный ремонт по замене системы отопления с заменой непригодной запорной арматуры, капитальный ремонт по замене системы канализации, капитальный ремонт системы электроснабжения, в том числе, водно-распределительного устройства, замены электрической межэтажной проводки, стояковой разводки, установки устройства заземления; капитальный ремонт по замене системы холодного водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры, капитальный ремонт по замене системы горячего водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры.

Истец Кривчунов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Кривчунова А.А. – Соснов Е.А., действующий на основании нотариальной доверенности, требования и доводы, изложенные в иске, поддержал, просил назначить по делу повторную экспертизу.

Истец Чепуштанов В.М. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме. Ходайство предствителя истца Соснова Е.А. о назначении повторной экспертизы по делу поддержал.

Представитель ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края Антонова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала по доводам, изложенным в письменной отзыве. Возражала против назначения по делу повторной экспертизы.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из содержания Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Согласно ст. 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.

В соответствии с п.п. 1.2, 5.6 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ведомственные строительные нормы (ВСН) 58-88-р), утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, плановые сроки начала и окончания капитального ремонта и реконструкции зданий и объектов должны назначаться на основании норм продолжительности ремонта и реконструкции, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, устанавливаемом органами отраслевого управления. Указанное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Согласно приложениям № 2 и № 3 Ведомственных строительных норм (ВСН) 55-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий с каменными стенами, со стенами из кирпича и железобетонными покрытиями составляет *** лет, продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем здания составляет *** лет.

В силу ст.ст. 6, 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 399-ФЗ) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен (часть 1 ст. 190.1 ЖК РФ).

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 2 ст. 190.1 ЖК РФ).

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 ст. 190.1 ЖК РФ, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 3 ст. 190.1 ЖК РФ).

Судом установлено, что истец Кривчунов А.А. на основании договора дарения от *** является собственником квартиры № *** по адресу: ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ***.

Истец Чепуштанов В.М. на основании договора о передаче жилья в общую совместную собственность супругов № *** от *** является собственником квартиры № ***, по адресу: ... что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Дом № *** по ... был построен и сдан в эксплуатацию в *** году.

Согласно представленным, по запросу суда, копиям материалов первой приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: ... первый договор о передаче жилья в собственность был заключен *** (ул. Калинина, ***).

Согласно ответу Администрации города Рубцовска Алтайского края от *** в *** году был произведен капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: ... по краевой программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на *** годы. Информацией о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: ... в другой период времени Администрация города Рубцовска не располагает. В соответствии с Законом Алтайского края от 28.06.2013 №37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на *** годы многоквартирный дом по адресу: ... внесен в реестр многоквартирных домов, включенных в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Рубцовска. Планируемый перечень работ по капитальному ремонту: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, холодного и горячего водоснабжения, воотведения в период *** -*** годы; ремонт фасада и фундамента в период *** годы. Документами о проведении капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома Администрация города Рубцовска не располагает ввиду отсутствия договорных отношений с некоммерческой организацией «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Определением Рубцовского городского суда от *** назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы».

Согласно заключению эксперта ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от *** объектами исследования являются инженерные системы (системы отопления, система канализации, система электроснабжения, система холодного и горячего водоснабжения) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ....

Анализом данных, имеющихся в материалах исследуемого гражданского дела, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что:

- состояние системы холодного водоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., на ***, определенное согласно ВСН 58-88(р) «Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования» соответствует ***-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние» (фактический срок эксплуатации *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет), следовательно, состояние системы холодного водоснабжения требовало проведение капитального ремонта;

- состояние системы горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., на ***, определенное согласно ВСП 58-88(р) «Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования» соответствует ***-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние» (фактический срок эксплуатации *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет), следовательно, состояние системы горячего водоснабжения требовало проведение капитального ремонта;

- состояние системы отопления многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., на ***, определенное согласно ВСН 58-88(р) «Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования» соответствует ***-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние» (фактический срок эксплуатации *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет), следовательно, состояние системы отопления требовало проведение капитального ремонта;

- состояние системы канализации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., на *** г., определенное согласно ВСН 58-88(р) «Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования» соответствует ***-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние» (фактический срок эксплуатации *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет), следовательно, состояние системы канализации требовало проведение капитального ремонта;

- состояние системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., на ***, определенное согласно ВСН 58-88(р) «Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования» соответствует ***-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние» (фактический срок эксплуатации *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет), следовательно, состояние системы электроснабжения требовало проведение капитального ремонта.

Анализом данных, имеющихся в материалах исследуемого гражданского дела, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что:

- по состоянию на *** фактический срок эксплуатации систем холодного и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., составлял *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет, что свидетельствует об истечении минимальной продолжительности эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта;

- по состоянию на *** фактический срок эксплуатации системы отопления многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., составлял *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет, что свидетельствует об истечении минимальной продолжительности эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта;

- по состоянию на *** фактический срок эксплуатации системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., составлял *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет, что свидетельствует об истечении минимальной продолжительности эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта;

- по состоянию на *** года фактический срок эксплуатации системы канализации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., составлял *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет, что свидетельствует об истечении минимальной продолжительности эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта.

Анализом данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что ремонтно-строительные работы по замене систем отопления, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения и канализации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., относятся к капитальному ремонту.

Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что:

-по состоянию на дату проведения экспертного осмотра многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., необходимо выполнить работы по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения вышеуказанного многоквартирного жилого дома;

-для проведения капитального ремонта общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., необходимо выполнить следующие виды работ, с указанием объемов работ:

выполнить замену проводки системы электроснабжения - внутридомовых разводящих магистралей и стояков коммунального и квартирного освещения, электропроводки системы освещения помещений подъездов и помещений подвала, длиной 233,9 м.п.;

выполнить установку этажных распределительных щитков, в количестве 8 шт.;

выполнить установку светильников с рассеивателями и защитными решетками в помещениях подъездов и подвала, в количестве 28 светильников;

выполнить установку выключателей системы освещения в помещениях подъездов и подвала, в количестве 28 шт.;

выполнить установку разветвительных коробок системы освещения в помещениях подъездов и подвала, в количестве 31 шт.

Стоимость работ по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., в ценах на дату производства экспертизы, составляет 182 891 руб.

Данное экспертное заключение соответствуют предъявляемым к ним законом требованиям. Экспертиза была проведена экспертами, имеющими высшее техническое и строительное образование, специальную подготовку необходимой для проведения экспертизы, длительный стаж работы по специальности. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Помимо этого, данное экспертное заключение в целом полностью соответствует другим доказательствам, имеющимся в материалах дела. Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и сделанных в результате него выводов, экспертное заключение достаточно ясно, выводы экспертов содержат последовательные мотивированные ответы на поставленные вопросы.

В судебном заседании представитель истца Кривчунова А.А. – Соснов Е.А. просил о назначении повторной экспертизы, полагал, что экспертом не произведено вскрытие системы холодного и горячего водоснабжения, канализации.

Тем самым, по его мнению, не в полном объеме произведено исследование технического состояния внутридомовых инженерных систем жилого многоквартирного дома по адресу: ...

Суд не усматривает оснований для назначения повторной экспертизы, поскольку ***, в связи с необходимостью дачи дополнительных пояснений в рамках производства судебной строительно-технической экспертизы (Заключение эксперта от ***) по данному гражданскому делу экспертами проведено дополнительное исследование, согласно которому:

Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра инженерные системы (система отопления, система канализации, системы холодного и горячего водоснабжения) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., данных, имеющихся в материалах исследуемого гражданского дела, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено следующее:

-в соответствие с требованиями «Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения» для выявления технического состояния систем отопления, холодного и горячего водоснабжения и канализации, трубопроводы данных систем подвергаются следующим видам технического освидетельствования: наружному осмотру и гидравлическому испытанию. При этом наружный осмотр трубопроводов может производиться без снятия изоляции или со снятием изоляции, наружный осмотр трубопроводов, производимый без снятия изоляции, в том числе имеет целью проверку: отсутствия видимой течи из трубопровода, наружный осмотр трубопроводов, производимый со снятием изоляции, имеет целью выявление изменений формы трубопровода, поверхностных дефектов в основном металле трубопровода и сварных соединениях, образовавшихся в процессе эксплуатации (трещин всех видов и направлений, коррозионного износа поверхностей), и включает визуальный и измерительный контроль. Для обнаружения дефектов трубопроводов косвенными методами (измерительный контроль) рекомендуется использовать современные методы неразрушающего контроля состояния трубопроводов тепловых сетей: инфракрасная техника, акустические и ультразвуковые течеискатели, методы корреляции, магнитные методы, методы акустической эмиссии, вихретоковые методы, длинноволновые ультразвуковые методы и другие. После окончания отопительного сезона оборудование котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, всех систем отопления должно быть испытано гидравлическим давлением в соответствии с установленными требованиями. Система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1,0 кгс/см (0,1 МПа).

Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра инженерные системы (система отопления, система канализации, системы холодного и горячего водоснабжения) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., данных, имеющихся в материалах исследуемого гражданского дела, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено следующее:

- в соответствие с требованиями «Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения» измерительный контроль (неразрушающими методами) выполняется для подтверждения отсутствия или наличия повреждений основного металла трубопроводов и сварных соединений, выявленных при визуальном осмотре, а также соответствия геометрических размеров трубопроводов и сварных соединений требованиям рабочих чертежей, технических условий, стандартов и паспортов (следует отметить, что в материалах исследуемого гражданского дела отсутствует проектная документация, касающаяся систем отопления, канализации, холодного и горячего водоснабжения исследуемого жилого дома). При измерительном контроле основного металла трубопроводов и сварных соединений определяются, в том числе, фактическая толщина стенки трубопровода. Измерение фактической толщины стенки трубопровода рекомендуется выполнять ультразвуковым методом по предварительно размеченным точкам. Для трубопроводов тепловых сетей оценка результатов измерительного контроля принимается по величине уменьшения первоначальной толщины стенки (следует отметить, что в материалах исследуемого гражданского дела отсутствует информация о проектных значениях толщин стенок трубопроводов, откуда следует, что сделать вывод о степени уменьшения первоначальной толщины стенки трубопроводов не представится возможным).

Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра
инженерные системы (система отопления, система канализации, системы холод-
ного и горячего водоснабжения) многоквартирного жилого дома, расположенного
по адресу: ..., данных, имеющихся в
материалах исследуемого гражданского дела, и данных, содержащихся в
нормативно-технической документации, установлено следующее: исходя из того, что в материалах исследуемого гражданского дела отсутствует информация о проектных значениях толщин стенок трубопроводов, сделать вывод о степени уменьшения первоначальной толщины стенки (при определении фактической толщины стенки, например, ультразвуковым методом) трубопроводов не представится возможным.

Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра инженерные системы (система отопления, система канализации, системы холодного и горячего водоснабжения) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., данных, имеющихся в материалах исследуемого гражданского дела, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено следующее: согласно п.4.4. ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами.

Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»: обоснованность проведения капитального ремонта отдельных частей многоквартирного дома, подтверждается отчетами осмотров, где один из способов такого обоснования приведен в строительных нормах ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», в основе которого используется показатель физического износа имущества (следует отметить, что капитальному ремонту подлежит имущество, нормативное техническое состояние которого, невозможно обеспечить в процессе текущего содержания и проведения текущего ремонта). Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в табл.1- 71. Значения величин фактического физического износа, при которых будет иметься необходимость капитального ремонта (замены) систем водоснабжения, отопления и канализации исследуемого жилого должны соответствовать интервалам значений степеней физического износа, для которых в столбцах таблиц «Примерный состав работ» будет указано «Полная замена системы», а степень физического износа должна составлять 61-80%.

Сторонами доказательств, опровергающих выводы эксперта, изложенные в заключение эксперта ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от ***, и в дополнении к нему, либо вызывающих сомнение в их правильности или обоснованности, суду представлено не было.

Кроме того, опрошенный в судебном заседании эксперт ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» Д.А. пояснил, что при проведении экспертизы вскрытие систем горячего и холодного водоснабжения, отопления не требовалось. Необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей определяется на дату осмотра.

Таким образом, суд принимает указанное заключение эксперта ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от *** и дополнение к нему, в качестве допустимого доказательства по делу и берет на основу при принятии решения по настоящему спору и не находит оснований для назначения по делу повторной экспертизы.

Суд полагает, что достаточным основанием для возложения на бывшего наймодателя обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома (отдельных инженерных систем, элементов) либо его финансирования следует считать совокупность следующих обстоятельств: истечение сроков минимальной эффективной эксплуатации объектов общего имущества многоквартирного дома, а также элементов жилых помещений на момент их приватизации; непроведение капитального ремонта многоквартирного дома (отдельных инженерных систем, элементов) на указанный момент; необходимость проведения капитального ремонта дома (отдельных инженерных систем, элементов) на момент разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера требований, обстоятельств по техническому состоянию дома, установленных в судебном заседании, учитывая длительность неисполнения ответчиком обязанности по проведению капитального ремонта, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Учитывая положения п.2 ст.85, ст.ст. 88, 94, 96, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также обоснованность заявленных требований истцов и их удовлетворение, суд полагает необходимым взыскать расходы за проведение судебной строительно-технической с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу экспертного учреждения, поскольку оплата за экспертизу до настоящего времени не произведена, при этом назначенная по делу судебная экспертиза выполнена ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» в полном объеме, заключение представлено суду, расходы за проведение экспертизы составили 37 200 рублей 00 коп.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кривчунова А.А., Чепуштанова В.М. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края произвести следующие работы по капитальному ремонту на многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... за счет собственных средств в течении одного года с момента вступления решения в законную силу:

выполнить замену проводки системы электроснабжения - внутридомовых разводящих магистралей и стояков коммунального и квартирного освещения, электропроводки системы освещения помещений подъездов и помещений подвала, длиной 233,9 м.п.;

выполнить установку этажных распределительных щитков, в количестве 8 шт.;

выполнить установку светильников с рассеивателями и защитными решетками в помещениях подъездов и подвала, в количестве 28 светильников;

выполнить установку выключателей системы освещения в помещениях подъездов и подвала, в количестве 28 шт.;

выполнить установку разветвительных коробок системы освещения в помещениях подъездов и подвала, в количестве 31 шт.

Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 37 200 рублей 00 коп.

Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Тайлакова