Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2019 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Свечниковой А.В.,
с участием истца Лаврухина Ю.Г.,
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-132/19 по иску Лаврухина Юрия Геннадьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов,
установил:
Лаврухин Ю.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательно пенсионное страхование, взыскание судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что с 27.03.2008г. по 23.09.2016г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления предпринимательской деятельности им были произведены перечисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ в г. Туле.
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2014 год, с учетом суммы полученных доходов за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, налоговая база для исчисления подлежащих уплате страховых взносов составляет – 812581 руб.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленный исходя из 1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей, составляет 5125,81 рублей (812581 рублей-300000 рублей=512581 рублей; 512581 рублей*1%=5125,81 рублей).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2014 года уплачены истцом в бюджет Пенсионного фонда РФ платежным поручением №659 от 09.11.2015г. в сумме 121299,36 рублей. Размер страховых взносов за указанный период был исчислен истцом из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2104 год составляет 116173,55 рублей (121299,36 руб. - 5125,81 руб.)
Ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П и полагая, что ему неверно исчислена сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 2014 год, что привело к излишней уплате страховых взносов. Сумма в размере 116173,55 руб. не должна была им уплачиваться, в связи, с чем подлежит возврату. Лаврухин Ю.Г. обратился к ответчику с требованием о перерасчете страховых взносов. Однако получил отказ.
На основании изложенного просил обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 116173,55 руб. Взыскать в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Лаврухин Ю.Г. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить и обязать ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 110663,01 руб., т.е за минусом суммы неоплаченной им задолженности по страховым взносам, подлежащим уплате с дохода превышающего 300000 руб. за 2015 и 2016г.г. в размере 5510, 54 руб. (116173,55 руб.- 5510, 54 руб.). Уточнив исковые требования в части расчета суммы, подлежащей взысканию как излишне оплаченной.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании представил письмо, в котором указал, что общая сумма излишне уплаченных Лаврухиным Ю.Г. денежных средств за 2014г. составляет 116173,55 руб., однако по состоянию на 27.11.2018г. Лаврухиным Ю.Г. не оплачена задолженность по страховым взносам, подлежащим уплате с дохода превышающего 300000 рублей за 2015 и 2016г.г. в размере 5510,54 руб. В связи, с чем общая излишне уплаченная сумма страховых взносов, учитывая сумму задолженности – 110663,01 руб. (116173,55-5510,54). Также представил письменные возражения, в которых просил суд снизить судебные расходы до разумных пределов и полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявленные обстоятельства имели место быть до Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П.
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области Подшивалова В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав объяснения истца Лаврухина Ю.Г., представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И., изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает требования истца Лаврухина Ю.Г. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физически лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориями плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательно социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Статьей 18 Закона о страховых взносах (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов зарасчетный периодне превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведениеминимального размера оплатытруда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно п.п. 1 и 4,6 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации. Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии состатьей 346.29Налогового кодекса Российской Федерации. Для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
В соответствии со ст.346.29 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведениебазовой доходностипо определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В свою очередь, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ определено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из материалов дела следует, что Лаврухин Ю.Г. будучи индивидуальным предпринимателем в 2014 году производил исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода свыше 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.
Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2014 год были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 116173,55 руб. Расчет произведен истцом исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2014 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода (подробный расчет страховых взносов приведен истцом в заявлении) и ответчиком в письме от 09.01.2019г., в котором указано, что по учетным данным доход Лаврухина Ю.Г. за 2014г. составляет 812581 руб., в т.ч. доход по декларации по декларации 3-НДФЛ -692197 руб.; доход по ЕНВД -120384 руб. Страховые взносы с дохода, превышающего 300000 руб. – 5125,81 руб. (812581-300000=512581*1%). Оплата страховых взносов произведена п/п №659 от 09.11.2015г. на сумму 121299,36 руб. Общая сумма излишне уплаченных денежных средств составляет 116173,55 руб. (121299,36-5125,81). По состоянию на 27.11.2018г. Лаврухиным Ю.Г. не оплачена задолженность по страховым взносам, подлежащим уплате с дохода превышающего 300000 рублей за 2015 и 2016г.г. в размере 5510,54 руб. В связи, с чем общая излишне уплаченная сумма страховых взносов, учитывая сумму задолженности – 110663,01 руб. (116173,55-5510,54).
На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде 7 Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.
Применительно к статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П вступило в силу 02.02.2016. Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом. Учитывая вышеизложенное, ответчик неправомерно отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014г., в связи с чем решение ГУ-УПФР в г.Туле, подлежит признанию недействительным. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст.20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении 8 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование за 2014 годы должно быть принято ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное). При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить на ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное) обязанность по принятию решения о возврате Лаврухину Ю.Г. излишне уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный период), истекшие до 1 января 2017 года.
Определяя сумму, подлежащую возврату истцу Лаврухину Ю.Г., как излишне уплаченную, суд исходит из расчета, представленного сторонами и с учетом суммы, недоплаченной истцом за 2015-2016г.г. в размере 5510,54 руб., определяет сумму к возврату в размере 110663,01 руб. (116173,55-5510,54), при этом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, разрешает требования в рамках заявленных.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца также подлежат взысканию с ответчика ГУ - УПФРФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Лаврухина Юрия Геннадьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание судебных расходов, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) принять решение о возврате Лаврухину Юрию Геннадьевичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 110663,01 руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) в пользу Лаврухина Юрия Геннадьевича в возмещение расходов на уплату госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Орлова