Дело № 2- 132 / 2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Нязепетровск 17 июля 2019 года
Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Ерофеевой И.А.,
при секретаре Криницыной Л.Н.,
с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, её представителя ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ФИО5 муниципального района <адрес> к ФИО2 о расторжении договора и возврате субсидии (гранта),
УСТАНОВИЛ:
Администрация ФИО5 муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2 о расторжении договора и возврате субсидии (гранта).
В обоснование заявленных требований указано, что в целях реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Нязепетровском муниципальном районе» на 2014 год, в соответствии с Постановлением Администрации ФИО5 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года, №, на основании протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ФИО5 муниципального района и ИП ФИО4 был заключен договор № о предоставлении субсидии (гранта), по условиям которого ответчику были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, выделяемые для реализации проекта «Аптечный пункт в железнодорожном районе <адрес>». Из отчетов о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, усматривается, что целевые показатели хозяйственной деятельности по созданию рабочих мест и выплате среднемесячной заработной плате одного работника не достигнуты, что является основанием для расторжения договора и возврата ответчиком денежных средств в бюджет ФИО5 муниципального района. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года, № ответчик был уведомлен о расторжении данного договора и необходимости возврата денежных средств в доход бюджета ФИО5 муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, но денежные средства не вернул. Просят взыскать с ФИО2 в бюджет ФИО5 муниципального района <адрес> субсидию (грант) в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала заявленные к ответчику ФИО2 исковые требования в полном объёме, полагает, что субсидия (грант) в размере <данные изъяты> рублей, подлежит взысканию с ответчика в связи с неисполнением условий договора. Настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик ФИО2 и её представитель ФИО3 с иском Администрации ФИО5 муниципального района не согласны, субсидия предоставлялась с целью возмещения затрат на реализацию проекта «Аптечный пункт», средства потрачены по назначению, соответствующие документы предоставлены в Управление экономического развития, отчёты, вопросов при этом не возникало. В иске мотивом взыскания указано, что не создано рабочее место, но было установлено, что в аптечном пункте работали два человека- З. Н.В., была принята фармацевтом, и сама ФИО2 Просят в удовлетворении иска, заявленного к ФИО2, отказать.
Заслушав представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, её представителя ФИО3, свидетеля З. Н.В., изучив доводы иска, материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрацией ФИО5 муниципального района <адрес> заявлены к ответчику ФИО2 без достаточных оснований, не подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года, № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федераци, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом пунктом 1 статьи 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально- экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
В силу статей 309- 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Из пояснений сторон, материалов дела следует, что в целях реализации мероприятий муниципальной программы «Развития малого и среднего предпринимательства в Нязепетровском муниципальном районе» на 2014 год, в соответствии с Постановлением Администрации ФИО5 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года, № «Об утверждении порядка предоставления в 2014 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства», на основании протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ года, между Администрацией ФИО5 муниципального района <адрес> и индивидуальным предпринимателем ФИО4 (после перемены фамилии с ДД.ММ.ГГГГ- ФИО2) ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о предоставлении субсидии (гранта) как начинающему субъекту малого предпринимательства (л.д. 6-8).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 указанного договора, средства гранта в форме единовременной, безвозмездной и безвозвратной субсидии, компенсирующей затраты по созданию собственного бизнеса, предоставляются ИП ФИО4 с целью возмещения затрат по реализации проекта «Аптечный пункт в железнодорожном районе в <адрес>», в сумме <данные изъяты> рублей.
Пунктом 1.4 договора о предоставлении субсидии (гранта) № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в результате реализации работ, определяемых настоящим договором, грантополучателем будут достигнуты показатели хозяйственной деятельности, а именно- - 2014 год: объём выручки от реализации товаров- <данные изъяты> тыс. рублей; объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды- <данные изъяты> тыс. рублей;
- 2015 год: создание одного рабочего места; среднемесячная заработная плата одного работника- <данные изъяты> рублей; объём выручки от реализации товаров- <данные изъяты> тыс. рублей; объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды- <данные изъяты> тыс. рублей;
- 2016 год: создание одного рабочего места; среднемесячная заработная плата одного работника- <данные изъяты> рублей; объём выручки от реализации товаров- <данные изъяты> тыс. рублей; объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды- <данные изъяты> тыс. рублей (л.д. 6).
По условиям пунктов 2.4, 2.8, 3.1, 3.2 договора получатель гранта обязался реализовать работы, определённые календарным планом работ, в полном объёме и в установленные срока, представлять Администрации отчётность в соответствии с требованиями и сроками, установленными настоящим договором; представлять в Управление экономического развития в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года отчёты об исполнении показателей хозяйственной деятельности за истекший календарный год, предусмотренных пунктом 1.4 настоящего договора с приложением копий подтверждающих документов.
В соответствии с пунктом 4.1 договора в случае нарушения получателем гранта условий, установленных п. 1.4 договора, а также в случае предоставления недостоверных сведений, указанных в заявлении об участии в конкурсном отборе, субсидия (грант) подлежит взысканию в доход бюджета ФИО5 муниципального района в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Управление экономического развития в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушений направляет грантополучателю субсидии (гранта) уведомление о возврате субсидии.
Постановлением Администрации ФИО5 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, № утверждён Порядок предоставления в 2014 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, определяющий цели, условия и правила предоставления за счёт средств бюджета ФИО5 муниципального района субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (л.д. 13-18).
В соответствии с пунктом 49 Порядка предоставления в 2014 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства установлено, что при предоставлении недостоверных сведений, указанных в заявлении, а также нарушении получателем субсидии условий, установленных в пункте 1.4 договора, субсидия подлежит взысканию в доход бюджета ФИО5 муниципального района в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Управление экономического развития в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушений направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии.
Пунктом 52 указанного Порядка предусмотрено, что Управление экономического развития в обязательном порядке осуществляет документарную проверку соблюдения субъектом малого и среднего предпринимательства условий, целей предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и договором (л.д. 18).
Обязательства по предоставлению гранта ответчику Администрацией ФИО5 муниципального района <адрес> были выполнены надлежащим образом и в полном объёме, в соответствии с платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства перечислены ИП ФИО4(л.д. 34).
Из пояснений сторон, представленных суду документов следует, что в 2014 году ответчиком был открыт аптечный пункт в <адрес>, в помещении МБУЗ «Нязепетровская ЦРБ», по <адрес>, заключен договор аренды данного помещения.
Ответчик произвела ремонт арендуемого помещения в целях приведения в соответствие требованиям, предъявляемым к аптечным пунктам, закупила необходимые мебель, оборудование, холодильники, получила лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, закупила лекарственные средства, ДД.ММ.ГГГГ приняла в аптечный пункт фасовщицей З. Н.В.
В 2015 году ответчик ФИО4 прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Фармацевтическая технология», допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «фармацевтическая технология», ДД.ММ.ГГГГ ей выданы удостоверение о повышении квалификации, сертификат специалиста.
В период с ДД.ММ.ГГГГ З. Н.В. прошла повышение квалификации в фармацевтическом филиале государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «<адрес> медицинский колледж» по дополнительной профессиональной программе «Отпуск готовых лекарственных препаратов и медицинских изделий», допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «фармация», ДД.ММ.ГГГГ ей выданы удостоверение о повышении квалификации и сертификат специалиста.
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 перевела З. Н.В. на должность фармацевта, о чём свидетельствует запись в трудовой книжке.
Из представленного суду акта проверки наличия минимального ассортимента лекарственных препаратов, соблюдения требований по установлению предельно допустимых розничных цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, проведённой помощником прокурора ФИО5 <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в аптечном пункте по <адрес>, следует, что данная проверка проводилась в присутствии фармацевта З. Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 (ранее- ФИО4), зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ года, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 65- 69).
ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации ФИО5 муниципального района <адрес> в адрес ответчика направлено письмо о необходимости вернуть предоставленную субсидию (грант) в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета ФИО5 муниципального района <адрес>, поскольку на основании отчётов о выполнении календарного плана от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не выполнены существенные условия договора, п. 1.4- не достигнуты целевые показатели хозяйственной деятельности по созданию рабочих мест и выплате среднемесячной заработной плате одного работника (л.д. 64).
При анализе вышеуказанных отчётов о выполнении календарного плана работ установлено, что на 2014 год по плановым показателям создание одного рабочего места не было предусмотрено, в 2015 году планировалось создание одного рабочего места, по факту в таблице отчёта об этом не указано, но в пояснениях отражено, что в должности фармацевта по трудовому договору работает З. Н.В. В отчёте за 2016 года не указано о создании рабочего места, тогда как фактически у ИП в аптечном пункте работал фармацевт З. Н.В.
Таким образом, отчёт от ДД.ММ.ГГГГ содержит явные противоречия в отношении создания ИП ФИО4 рабочих мест, но каких- либо проверок деятельности ИП истцом не проводилось, хотя условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ проведение проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и правил предоставления субсидии предусмотрено.
Допрошенная судом в качестве свидетеля З. Н.В. подтвердила факт работы фармацевтом у ИП ФИО4 в аптечном пункте, получения заработной платы, после его открытия, с 2014 года, до прекращения ИП ФИО4 предпринимательской деятельности, до 2017 года, так как прибыли от реализации лекарственных препаратов практически не было, резко повысили плату за аренду помещения, работать стало невыгодно.
При таких обстоятельствах доводы иска Администрации ФИО5 муниципального района <адрес> о том, что ответчик не исполнил принятые на себя обязательства надлежащим образом, не достигнуты целевые показатели хозяйственной деятельности по созданию рабочих мест и выплате среднемесячной заработной плате на одного работника, суд полагает необоснованными, поскольку фактически ИП ФИО2 (ранее- ФИО4) в открытом ей аптечном пункте было создано рабочее место фармацевта, на данную должность была принята ДД.ММ.ГГГГ, после прохождения обучения и получения сертификата З. Н.В., которая работала в аптечном пункте до его закрытия, до 2017 года, получала заработную плату.
Данные обстоятельства нашли своё подтверждение при рассмотрении дела, истцом не оспорены, поэтому оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98 и 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации ФИО5 муниципального района <адрес>, заявленных к ФИО2 о взыскании субсидии (гранта) в размере <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Ерофеева