ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/19 от 21.10.2019 Ленинскогого районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-132/2019 «А»

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2019 года с. Амурзет ЕАО

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего судьи Тимирова Р.В.

при секретаре Булавиной В.А.,

с участием:

заместителя прокурора Октябрьского района ЕАО Мышляева З.А.,

представителей ответчиков Штанько И.В., Натаповой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Солнышко» села Амурзет», администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» о возложении обязанности обеспечить террористическую безопасность учреждения и территории путем установления дополнительных видеокамер, оборудования объекта системой контроля управления доступом, охранной сигнализацией, обеспечения охраны объекта и территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; к администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности произвести финансирование МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» за счет средств районного бюджета для выполнения мер по террористической защищенности объекта и территории.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района ЕАО во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» проведена проверка полноты устранения нарушений по вынесенному 06.12.2018 представлению в рамках проверки соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения – МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет».

В ходе проведенной проверки установлено, что МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» присвоена вторая категория опасности. Таким образом, в учреждении должны выполняться все мероприятия, предусмотренные п.п.22-23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ.

Вместе с тем, по результатам выездной проверки установлено, что в нарушение п.п.«д», «з» п.22, п.п. «б» п.23 Требований в целях исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) на объекте МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» установлено недостаточное количество камер видеонаблюдения, в связи с чем не обеспечивается обзор всей территории учреждения.

Кроме того, в нарушение п.п. «б» п.23 Требований на объекте МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» отсутствуют система контроля и управления доступом, охранная сигнализация.

Также в нарушение п.п. «а» п.23 Требований охрана объекта (территории) осуществляется не сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Выявленные нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» являются недопустимыми и требуют немедленного устранения, поскольку влекут за собой нарушения прав граждан пребывающих в зданиях учреждения, в том числе несовершеннолетних воспитанников.

Согласно п.1.5 Устава МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» учредителем учреждения является администрация МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО.

На основании п.1.8 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель.

Таким образом, антитеррористическая незащищенность учреждения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников учреждения и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, а также влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья.

На основании изложенного, прокурор просил суд:

обязать МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» обеспечить террористическую безопасность учреждения и территории путем установления дополнительных видеокамер, оборудования объекта системой контроля управления доступом, охранной сигнализацией, обеспечения охраны объекта и территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны;

обязать администрацию МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО - произвести финансирование МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» за счет средств районного бюджета для выполнения мер по террористической защищенности объекта и территории.

До рассмотрения дела по существу суду предоставлено письменное заявление и.о.прокурора Октябрьского района ЕАО об уточнении исковых требований, согласно которому в связи с тем, что 26.09.2019 проведено обследование состояния антитеррористической защищенности и категорирования объекта массового пребывания людей в МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» на соответствие Требованиям, утверждённым постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, по результатам которого составлен соответствующий акт, прокурор исковые требования уточнил, просил суд:

обязать администрацию МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» за счет средств районного бюджета для выполнения мер по террористической защищенности объекта и территории для выполнения мероприятий – установления дополнительных видеокамер в количестве 5 шт., обеспечения объекта и территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 31.01.2020;

обязать МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» обеспечить террористическую безопасность учреждения и территории путем выполнения мероприятий - установления дополнительных видеокамер в количестве 5 шт., обеспечения объекта и территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 31.03.2020.

В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района ЕАО Мышляев З.А. иск уточнил, просил суд:

обязать администрацию МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» за счет средств районного бюджета для выполнения мер по террористической защищенности объекта и территории для выполнения мероприятий – установления дополнительных видеокамер, обеспечения охраны объекта (территории) учреждения, в срок до 31.01.2020;

обязать МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» обеспечить террористическую безопасность учреждения и территории путем выполнения мероприятий:

установления дополнительных видеокамер для обеспечения непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории);

обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 31.03.2020.

Доводы, указанные в исковом заявлении в обоснование иска поддержал.

На вопросы суда пояснил, что в связи с утверждением постановлением Правительства РФ 02.08.2019 №1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, было проведено комиссионное обследование МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет», о чем 26.09.2019 составлен соответствующий акт, согласно которому учреждению изменена категория опасности, установленная ранее – со второй на третью, в связи с чем исковые требований уточнены. Указание на необходимость установления дополнительных видеокамер, обеспечения охраны объекта и территории указывалось и в предыдущем акте и в акте от 26.09.2019. До настоящего времени данные недостатки не устранены.

Представитель ответчика МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» Штанько И.В., действующая на основании прав по должности, суду пояснила, что с исковыми требованиями прокурора согласна, однако не согласна со сроком, который просит установить прокурор для выполнения обязанностей, считает его не разумным. При поступлении финансирования, для заключения соответствующих договоров, доставки и установки оборудования потребуется не менее 3 месяцев.

На вопросы суда пояснила, что 19.01.2018 было проведено обследование детского сада, присвоена 2 категория опасности, указано на недостатки и установлен срок для их исправления – до 19.01.2019, в том числе указано на необходимость дооборудовать систему видеонаблюдения дополнительными видеокамерами, обеспечить охрану объекта (территории), оборудовать объект (территорию) системой контроля и управлением доступом. Система видеонаблюдения в учреждении имеется, она состоит из 4 видеокамер – по 2 на улице и в фойе здания. Указанная система была установлена в 2017 году по решению суда. Установленных видеокамер недостаточно, для обеспечения видеонаблюдения всех проблемных участков необходимо около 3 видеокамер на здании, около 2 видеокамер в самом здании. По акту от 19.01.2018 и представлению прокурора она обращалась к главе района с просьбами о выделении денежных средств, получала ответ, что денежных средств нет. Охрана объекта и территории производится в нерабочее время 3 сторожами, в рабочее – сотрудниками учреждения, ответственными за пропускной режим. Также заключен договор с вневедомственной охраной по тревожной кнопке. Здание детского сада находится в оперативном управлении, земельный участок в бессрочном пользовании.

Представитель ответчика администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО Натапова О.А., действующая по доверенности, с иском прокурора к администрации района согласилась. Суду пояснила, что администрация является учредителем МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет», финансирование учреждения осуществляется из местного бюджета. Факт необходимости установления дополнительных видеокамер, обеспечения охраны объекта и территории устанавливался комиссионно и в 2018 году, и в 2019 году. Не согласна со сроком, установленным прокурором для финансирования, считает разумным сроком для исполнения обязанности произвести финансирование администрацией района, а учреждением произвести соответствующие работы и заключить договоры является срок, указанный в акте от 26.09.2019 – до 31.12.2021.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Октябрьского района ЕАО Мышляева З.А., представителей ответчиков Штанько И.В., Натаповой О.А., исследовав письменные доказательства, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В силу ч.1 ст.45, ч.1 ст.46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как следует из ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Как указано в п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Как следует из имеющегося в материалах дела Устава, МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» является дошкольной образовательной организацией по реализации основных общеобразовательных программ – дополнительных образовательных программ (п.2.4). Учредителем учреждения является администрация Октябрьского муниципального района ЕАО (п.1.5). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несёт Учредитель (п.1.8).

Как установлено материалами дела, в МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» установлена система видеонаблюдения, состоящая из 4 видеокамер (2 камеры установлены в здании детского сада, 2 камеры установлены в фойе детского сада).

Указанные обстоятельства подтверждаются решением Ленинского районного суда ЕАО от 26.09.2019, материалами исполнительного производства , информацией директора школы от 13.12.2018, 19.06.2019, 11.12.2018, 22.02.2019, договором от 14.02.2017 №1, счет-фактурой от 31.01.2017.

Суд учитывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1235 были утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности этих объектов (территории) (далее - Требования).

Согласно п.15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования должен быть определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

В соответствии с п.22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: п.п. «з» - исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

В соответствии с п.23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: п.п. «а» - обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; п.п. «б» - оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией)

Во исполнение положений вышеприведенных Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ 07.10.2017 за №1235, межведомственной комиссией, утверждённой постановлений администрации Октябрьского муниципального района от 22.12.2017 №186, проведено обследование и категорирование МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет», о чем составлен соответствующий Акт. Образовательному учреждению определена вторая категория опасности (раздел VIII Акта). Разработаны мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности, в том числе указано в срок 19.01.2019 устранить недостатки, в том числе, - дооборудовать имеющуюся систему видеонаблюдения дополнительными видеокамерами, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом.

Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 были утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с п.25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: п.п. «а» - оснащение объектов системами видеонаблюдения; п.п. «б» - обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В соответствии с п.25 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: п.п. «а» - оборудование объектов (территорий) системами контроля и управления доступом.

Как указано в п.30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Во исполнение положений вышеприведенных Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ 02.08.2019 за №1006, межведомственной комиссией, утверждённой постановлений администрации Октябрьского муниципального района от 16.09.2019 №149, проведено обследование и категорирование МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет», о чем составлен соответствующий Акт. Образовательному учреждению присвоена третья категория опасности (раздел VIII акта). Разработаны мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности, указано на устранения недостатков в срок 31.12.2021, в том числе, - дооборудовать имеющуюся систему видеонаблюдения дополнительными видеокамерами, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, согласно Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ 02.08.2019 за №1006, обязанность оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом имеется в отношении объектов (территорий) второй категории опасности, а МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» изменена категория опасности актом от 26.09.2019 - со второй на третью.

Необходимость в установлении дополнительных видеокамер, а также в обеспечении охраны в соответствии с п.п. «б» п.25 Требований, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, в МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не отрицалось стороной ответчиков.

В п.3 ст.3 Конвенции о правах ребёнка указано, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Суд учитывает, что на МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет», в силу п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ возложена обязанность создать безопасные условия для обучающихся и педагогических работников. При этом нахождение системы видеонаблюдения в ненадлежащем виде, а также непринятие мер к установлению дополнительных видеокамер, обеспечению охраны в соответствии с п.п. «б» п.25 Требований, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, свидетельствует о неисполнении указанной обязанности.

Как следует из п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Суд считает, что администрация Октябрьского муниципального района ЕАО и МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости антитеррористической защищенности зданий образовательного учреждения.

В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Суд учитывает, что МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Также суд учитывает, что отсутствие надлежащих системы видеонаблюдения, охраны объекта (территории) в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет исключить бесконтрольное пребывание на территории посторонних лиц, не обеспечивает предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Действующее законодательство признает за детьми право на реализацию конституционного приоритета интересов ребёнка, его жизни и здоровья, путём обеспечения определенных мер безопасности.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Положениями п.4 ст.123.22 ГК РФ предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» предоставлен последнему в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права от 19.08.2004).

Расположенное на указанном земельном участке нежилое здание – детский сад (условный №79-79-01/009/2011-914) находится в оперативном управлении у МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» (свидетельства о государственной регистрации права от 18.04.2011, от 11.05.2011).

Из приведенных норм права и положений Устава МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» следует, что орган местного самоуправления – администрация Октябрьского муниципального района ЕАО – обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка надлежащей системы видеонаблюдения, обеспечение охраны объекта (территории).

Относительно доводов представителя ответчика Штанько И.В. о том, что в детском саду охрана объекта и территории производится в нерабочее время сторожами, в рабочее – сотрудниками учреждения, а также заключен договор с вневедомственной охраной по тревожной кнопке, суд учитывает следующее.

Материалами дела установлено, что охрана объекта (территории) осуществляется 3 сторожами (физическими лицами), что подтверждается исследованными приказами №55 от 17.02.2015, №37 от 31.10.2014, №7 от 13.03.2018, должностной инструкцией, утверждённой заведующей учреждением 27.11.2018.

Также учреждением ежегодно заключается договор с ФГКУ «ОВО ВНГ России по ЕАО об экстренном вызове наряда полиции с помощью тревожной кнопки (договора от 01.06.2017, 01.01.2018, 01.01.2019).

Суд учитывает, что мероприятия по оборудованию помещения с установкой в нем, в том числе, средств передачи тревожных сообщений предусмотрена в п.п. «в» п.25 Требований, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, которые осуществляются вне зависимости от выполнения данным учреждением требований, содержащихся в п.п. «б» п.25 указанных Требований.

Суд считает, что необходимость осуществления мероприятий, указанных в п.п. «б» п.25 Требований, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При этом в силу п.17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Применительно к детскому саду указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 п.п. «б» п.25, признающего такое присутствие обязательным.

Поскольку в образовательном учреждении отсутствует надлежащие система видеонаблюдения, учреждение не обеспечено охраной в смысле, придаваемом этому п.п. «б» п.25 Требований, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, тогда как в силу действующих правовых норм, денежные средства на выполнение указанных мероприятий учреждению не выделялись, указанные недостатки были выявлены при комиссионном обследовании еще 19.01.2018, до настоящего времени не исправлены, несмотря на предпринимаемые меры учреждения (письма на имя главы района от 11.12.2018, 22.02.2019), суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с планом или программой органов местного самоуправления на какой-либо год, а также с их финансовыми возможностями.

Отсутствие финансовой возможности на их выполнение, наличие установленного в акте от 26.09.2019 срока, установленного комиссией для устранения недостатков до 31.12.2021, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска.

Относительно установленного прокурором срока для исполнения обязанностей, суд учитывает необходимость включения указанных расходов в бюджет на 2020 год, а также климатические условия региона, принимая во внимание социальную значимость разрешенных требований и принципы разумности, суд считает возможным установить ответчикам следующие сроки для исполнения возложенных судом обязанностей: администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО для осуществления финансирования МКДОУ для установления дополнительных видеокамер и обеспечения охраны объекта (территории) – до 01.06.2020; МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» для выполнения указанных мероприятий – до 01.10.2020.

Относительно довода представителя ответчика Натаповой О.А. о разумности установления срока для исполнения обязанности произвести финансирование администрацией района, а учреждением произвести работы по установлению дополнительных видеокамер и обеспечения охраны здания и территории детского сада, указанного в акте от 26.09.2019 – до 31.12.2021, суд учитывает, что ранее, актом от 19.01.2018 учреждению указывалось на необходимость установления дополнительных видеокамер и обеспечение охраны объекта (территории) в срок до 19.01.2019, что выполнено не было, никаких мер по представлению прокурора от 06.12.2018 выполнено не было, финансирование учреждения не произведено. Установление нового срока комиссией в акте от 26.09.2019 для установления дополнительных видеокамер и обеспечения охраны объекта (территории) до 31.12.2021 не является препятствием для установления иного, разумного, по мнению суда, срока для выполнения указанных мероприятий.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с указанным, государственная пошлина взысканию с ответчика – администрации Октябрьского муниципального района ЕАО, в данном случае не подлежит, с МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Амурзет» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Солнышко» села Амурзет», администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанностей - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» села Амурзет» за счет средств районного бюджета для выполнения мероприятий: установления дополнительных видеокамер, обеспечения охраны объекта (территорий), в срок до 01.06.2020 года.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» села Амурзет»:

произвести установку дополнительных камер видеонаблюдения, обеспечивающих непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории);

обеспечить охрану объекта (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 01.10.2020 года.

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» села Амурзет» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (трёхсот) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Тимиров

Мотивированное решение по делу составлено 24.10.2019.