ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/2014 от 17.03.2014 Агрызского районного суда (Республика Татарстан)

              гражданское дело № 2-132/2014

 Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

 г. Агрыз, Республика Татарстан 17 марта 2014 года

 Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зарипова А.Р.,

 с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,

 представителей ответчиков: исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ ФИО3, и представителя МЧС России ФИО4,

 при секретаре Хузяхметовой Г.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО5 к исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Казне Российской Федерации- Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Правительству Российской Федерации, Кабинету Министров Республики Татарстан-Правительству Республики Татарстан, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), третьему лицу- Министерству обороны Российской Федерации о признании за ними права на выплату финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере 50 000 рублей каждому; обязании ответчиков включить их в список на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество и взыскании с ответчиков в пользу каждого из них финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере по 50 000 рублей

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 и ФИО5 обратились в суд с иском к исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ, Кабинету Министров РТ – Правительству РТ, Казне РФ-Министерству финансов РФ в лице управления федерального казначейства по РТ, ГУ МСЧ России по РТ, Министерству обороны РФ о признании за ними права на выплату финансовой помощи за частично утраченное имущество, и взыскании данной финансовой помощи в их пользу в размере по 50000 рублей каждому. В обоснование иска истцы указали, что в ночь со 2 на ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и взрывы снарядов на арсенале номер 102 Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ, расположенном в районе п. Пугачево Удмуртии. В связи со случившимся был поврежден и признан аварийным дом, в котором находится принадлежащая им квартира по адресу: <адрес>. На момент чрезвычайной ситуации в квартире они были зарегистрированы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 9 которых, ассигнования выделяются на оказание гражданам единовременной материальной помощи из расчета до 10000 рублей на человека, и на оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество 100000 рублей на человека. Исполком Агрызского муниципального района РТ письмом от 24.06.2012 года № 1298 разъяснил им, что в соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» в списки на получение единовременной помощи включаются все постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении.

 После чрезвычайной ситуации истцы обратились в исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ с заявлением на выплату денежных средств, в связи с повреждением и утратой имущества.

 В дальнейшем ими было получено по 10000 рублей единовременной материальной помощи. Остальные денежные средства не получены до настоящего времени.

 В дальнейшем им стало известно, что МЧС России исключило их из списка на получение финансовой за частично утраченное имущество, хотя их соседи получили соответствующую выплату. Все документы ими были представлены.

 Поэтому истцы считали, что они не правомерно исключены из списка на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, просили признать за ними право на получение данного вида финансовой помощи, и обязать выплатить денежные средства в размере по 50000 рублей каждому.

 В ходе рассмотрения дела истцы изменили и дополнили свои исковые требования, в качестве ответчиков в иске указали исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Правительство Российской Федерации, Казну РФ – Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РТ, третьим лицом указали Министерство обороны Российской Федерации. Кроме первоначальных требований просили включить их в список на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, из которого они были исключены.

 В судебном заседании истица ФИО1, а также ее представитель ФИО2, представляющая также интересы истца ФИО5, исковые требования, с учетом их изменения поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям, просили иск удовлетворить. Истица также пояснила, что сбором и оформлением всех документов занималась она и ее сын. Все необходимые документы были представлены в исполком в полном объеме и в установленное время, как на нее, так и на сына ФИО5. При приеме документов, каких-либо вопросов об их не полноте или недостоверности у представителей исполкома не возникло. Так как документы ими были представлены в полном объеме, она и ее сын ФИО5 были включены в списки как на получение единовременной материальной помощи, так и на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество. То, что документы на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество ими были представлены в полном объеме подтверждается тем, что данные списки были утверждены на уровне регионального МЧС, а также подписаны от имени субъекта Российской Федерации- Премьер Министром Республики Татарстан ФИО6. Однако, как им стало из позже, они были исключены из данного списка МЧС России. До судебного заседания, причины их исключения из данного списка им были не известны. Она не согласна с доводами представителя ответчика МЧС России ФИО4 о том, что они были исключены из списка на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество в виду отсутствия копии их паспортов, так как копии паспортов ими прикладывались к документам поданными в исполком Агрызского муниципального района РТ на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества. О том, что копии паспортов имелись в данном пакете документов свидетельствует то, что данные их паспортов имеются в указанных списках на получение финансовой помощи, данные списки были проверены в исполкоме, региональном МЧС и подписаны как достоверные Премьер-министром Республики Татарстан, и кроме того, они получили единовременную материальную помощь по 10000 рублей, при этом на получение данной единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество, они собирали один пакет документов. Полагает, что в данном случае именно из-за ошибки МЧС России их не включили в Списки на получение финансовой помощи в связи с частично утраченным имуществом. В результате взрывов в квартире пострадали холодильник, мебельная стенка, кухонный шкаф, разбилась посуда, в том, числе чайные сервизы, тумбочка из-под телевизора и сам телевизор, о чем был составлен соответствующий акт и представлен с пакетом документов в исполком.

 Представитель ответчика исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ ФИО3 иск не признал. Пояснил, что исполком является ненадлежащим ответчиком по делу, так как истцы по представленным ими документам, были включены в списки лиц на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате взрывов на военном арсенале в н.п.Пугачево Удмуртии в ночь с 2 на 3 июня 2011 года. Данные списки были сформированы исполкомом по заявлениям граждан, далее проведены региональным МЧС и утверждены Премьер-министром Республики Татарстан ФИО6. При приеме документов от граждан на получение компенсации, кроме заявления, акта обследования, акта поврежденного имущества, также обязательно принимались копии документов удостоверяющих личность с отметкой о регистрации по месту жительства, так как это является обязательным условием в соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Если бы у истцов не было документов удостоверяющих личность с отметкой о регистрации по месту жительства, в данном случае паспортов, то заявления и иные документы на получение компенсационных выплат, исполком от истцов, не принял бы. То, что пакет документов был полным подтверждается тем, что сформированные исполкомом списки, в которые в том, числе были включены истцы, были проверены и утверждены региональным МЧС и руководством Республики. Он не согласен в доводами представителя Казны Российской Федерации, указанными им в письменном отзыве на исковые требования о том, что компенсационные выплаты являются обязательствами исполкома, так как событие произошедшее в ночь с 2 на 3 июня 2011 года на военном арсенале в с.Пугачево Удмуртии, признано чрезвычайной ситуацией федерального значения, и поэтому выплаты являются долговыми обязательствами Российской Федерации.

 Представитель МЧС России – по доверенности ФИО4 в суде исковые требования не признал. Подтвердил свои доводы, указанные в письменном возражении на исковые требования. Дополнительно пояснил, что он является старшим юрисконсультом юридического отдела Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и представляет интересы МЧС России по доверенности. Причины по которым истцов исключили из списка на получение финансовой помощи ему известны лишь из телефонного разговора с представителем МЧС России расположенным г.Москва. По телефону ему сообщили, что истцы были исключены из списка в виду отсутствия копии паспортов.

 Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РТ - ФИО7 в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Минфин РФ иск не признает, так как является ненадлежащим ответчиком. Истцы были включены в список граждан пострадавших в результате взрывов на артиллерийских склада Удмуртской Республики, сформированный исполкомом Агрызского муниципального района РТ, однако в дальнейшем были исключены из него МЧС России, и поэтому истцами денежные средства не получены. Документов подтверждающих неправомерность действий МЧС России в суд не представлено. Истцами получена единовременная материальная помощь и жилищный сертификат. Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 данной статьи. В рассматриваемых правоотношениях соответствующими главными распорядителями являются исполком Агрызского муниципального района РТ и МЧС России.

 Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан – по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть требования в его отсутствии. Направил письменный отзыв, в котором указал, что в связи со взрывами боеприпасов на складах МО РФ возле н.п.Пугачево Удмуртской Республики, на территории г.Агрыз Республики Татарстан возникла чрезвычайная ситуация, в результате которой объектам ЖКХ, социальной сферы и гражданам, нанесен значительный материальный ущерб. Из-за недостаточности финансовых средств на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации Президентом Республики Татарстан было направлено обращение от 02.07.2011 года № 01-5568 в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований, том числе и на оказание материальной и финансовой помощи гражданам. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения данных бюджетных ассигнований и определена процедура обращения органов исполнительной власти субъектов РФ с просьбой выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам из расчета 10 000 рублей на человека и оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости 50 000 рублей за частично утраченной имущество на человека, 100 000 рублей - за полностью утраченное имущество на человека. Срок оформления обосновывающих документов составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда не рассматривается. В соответствии с методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, утвержденных заместителем Министра РФ МЧС России от 02.11.2010 года № 2-4-60-12-22, организация работы по подготовке подтверждающих документов и формирования списков возложена на органы местного самоуправления, на основании работы соответствующих комиссии. По результатам проведенной работы в Правительство РФ по факту чрезвычайной ситуации были предоставлены списки граждан на получение материальной и финансовой помощи, в которые также были включены и истцы, однако при проверке документов в МЧС России, было выявлено отсутствие у истцов части документов, дающих право на соответствующие выплаты, и поэтому они были исключены из списка на получение финансовой помощи. Все обязательства в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации Правительство РФ исполнило в полном объеме. Оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в рамках реализации Постановления Правительства № 750 от 13.10.2008 года не является обязанностью государства по возмещению вреда. Вред, причиненный имуществу граждан в результате чрезвычайной ситуации должен возмещаться в гражданско-правовом порядке причинителем вреда. Более того, Кабинетом Министров Республики Татарстан и органами местного самоуправления не принимались нормативные правовые акты, предусматривающие выплату материальной и финансовой помощи гражданам.

 Представитель ответчика Правительства Российской Федерации и третьего лица Министерства обороны РФ, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений против иска не представили. В связи с чем суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц, а также представителей Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РТ и Кабинета Министров Республики Татарстан.

 Свидетель ФИО13 в суде показал, что является соседом семьи Х-вых и проживает в <адрес>. Подтвердил, что в результате взрывов боеприпасов в Пугачево Удмуртской Республики, пострадал дом в котором они проживают, а также имущество жильцов. Он сам заходил в квартиру Х-вых и видел, что в окнах были разбиты стекла, были сломаны телевизор и тумбочка на которой он стоял, была разбита посуда, сломаны дверцы кухонного шкафа и мебельной стенки. С документами на получение материальной и финансовой помощи ходили его родители. Обращались в исполком. Из разговоров с соседями ему также известно, что все соседи также обращались с заявлениями в исполком. В дальнейшем они получили деньги по 10000 рублей и по 50000 рублей. Деньги получили все прописанные в квартире.

 Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

 Факт чрезвычайной ситуации, произошедшей в результате пожара и взрывов снарядов в войсковой части 86696 на складах Министерства обороны РФ возле населенного пункта Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики в ночь со 2 на 3 июня 2011 года является общеизвестным и доказыванию не подлежит. Никто из лиц, участвующих в деле данный факт не оспаривает. В результате взрывов пострадал г. Агрыз РТ.

 Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ был подготовлен Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания в г.Агрыз РТ, разрушенных в результате возникшего пожара с последующими взрывами на территории артиллерийских складов Министерства обороны РФ в районе н.п. Пугачево УР в ночь со 2 на ДД.ММ.ГГГГ. В указанный сводный реестр жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания включен дом по адресу: <адрес>

 В <адрес> на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства и проживали: истица ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и истец ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметками о регистрации в их паспортах. Истцы были признаны пострадавшими в результате взрывов в ночь с 2 на ДД.ММ.ГГГГ и включены в списки на получение единовременной материальной помощи по 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества по 50 000 рублей, что не оспаривается ответчиками.

 В дальнейшем истцы получили по 10000 рублей в виде единовременной материальной помощи, что не отрицается ответчиками, подтверждается показаниями самих истцов и выписками по лицевым счетам, открытым в ОАО «АК БАРС» Банк.Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закона № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 Статьей 2 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 Согласно п. «л» ч.1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

 Статьей 18 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. «г»). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18).

 Согласно ч.1 ст. 24 Закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.

 Согласно п.2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

 При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (п.4).

 Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 п.6 Правил).

 В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 п.7 Правил).

 В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

 Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий № 2-4-60-12-22 (далее - Методические рекомендации).

 Федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в течение месяца подготавливает, согласовывает и представляет в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, обосновывающие документы. Формы обосновывающих документов приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

 Ответственность за подготовку обосновывающих документов и достоверность содержащихся в них сведений возлагается на руководителя федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившегося в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда, и представившего их в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

 В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.

 Списки граждан на получение как единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, подписываются руководителем (его заместителем) ОУФМС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждаются руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с п.9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 г. № 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, табуреты, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы АГВ. Указанный перечень является закрытым.

 В соответствии с Методическими рекомендациями, список граждан на получение единовременной материальной помощи должен соответствовать приложению № 6, а список граждан на получение финансовой помощи приложению № 7 «а». При этом согласно Методическим рекомендациям граждане включаются в список на получение единовременной материальной помощи на основании проведенного обследования, по результатам которого составляются акты обследования частных жилых помещений (приложение № 6а), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, а в качестве документов, удостоверяющих личность принимаются: паспорта нового образца; свидетельства о рождении (только для лиц, не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность и выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.

 В соответствии с требованиями Методических рекомендаций, граждане включаются в список на получение финансовой помощи на основании проведенного обследования имущества граждан, по результатам которого составляются акты обследования имущества граждан (приложение № 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. А в качестве документов, удостоверяющих личность, как и при включении в список на получение единовременной материальной помощи, принимаются: паспорта нового образца; свидетельства о рождении (только для лиц, не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность и выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.

 При этом согласно пункта 9.2.2 Методических рекомендаций, приложение к актам обследования утраченного имущества и списку граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества копии паспортов граждан, включенных в список, является рекомендуемым, а не обязательным.

 Из совокупности исследованных доказательств и приведенных нормативно-правовых актов следует, что граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере до 10 000 рублей на человека в случае признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и финансовой помощи в размере 50 000 рублей на человека в случае частичной утраты имущества и 100 000 рублей – в случае полной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации. При этом необходимыми, а значит обязательными условиями, для включения граждан в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, являются акты обследования частных жилых помещений (приложение № 6а) и акты обследования имущества граждан (приложение № 7г), а также документы удостоверяющие личность. Предоставление копии документов удостоверяющих личность, носит рекомендательный характер, а не обязательный.

 Из материалов дела следует, что семья истцов пострадала в результате чрезвычайной ситуации и в месячный срок представила в исполком подтверждающие это документы. Дом, в котором проживают истцы, признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и они были включены в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частично утраченным имуществом, а также в список на получение ГЖС. Однако, в последующем они были оставлены только в списке на получение единовременной материальной помощи, которая ими была получена, а из списка на получение финансовой помощи истцы были исключены МЧС России.

 Как следует из показаний представителя МЧС России ФИО4, основанием для исключения истцов из списка на получение финансовой помощи, явилось только то, что в представленных списках отсутствовали копии паспортов истцов.

 При таких обстоятельствах суд действия МЧС России по исключению истцов из списка на получение финансовой помощи не может признать правомерными, так как согласно Методических рекомендации, утвержденных 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий № 2-4-60-12-22, приложение копии паспортов к указанным спискам, носит рекомендательный характер, а не обязательный.

 Кроме того, в направленных в МЧС России списках на получение гражданами финансовой помощи, которые соответствуют приложению №7 «а» Методических рекомендаций, указаны полные данные паспортов истцов (серия, номер, кем выданы, когда выданы), место их жительства и регистрации. Данный список был согласован и подписан руководителем ОУФМС России по Республике Татарстан, руководителем ГУ МЧС России по Республике Татарстан, руководителем Агрызского муниципального района Республики Татарстан и утвержден Премьер-министром Республики Татарстан, то есть признан соответствующим предъявляемым к нему требованиям установленным Методическими рекомендациями.

 Повреждение имущества первой необходимости истцов, подтверждается включением из в список на получение финансовой помощи, их показаниями в судебном заседании, также показаниями свидетеля ФИО13. А также показаниями представителя МЧС России ФИО4 из которых следует, что основанием для исключениям истцов из списка на получение финансовой помощи, послужило только отсутствие копии из паспортов, а значит акт обследования имущества граждан (приложение № 7г), подтверждающий повреждение имущества истцов, был приложен к представленному в МЧС России списку граждан на получение финансовой помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в ночь с 2 на 3 июня 2011 года на территории воинской части в н.п. Пугачево Удмуртской Республики.

 Поэтому требования истцов о признании за ними права на получение финансовой помощи и взыскании в пользу них финансовой помощи в размере по 50000 рублей каждому, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Из анализа приведенных нормативно-правовых актов, списка граждан на получение финансовой помощи, показаний представителей ответчиков по делу, следует, что право на единовременную материальную помощь и финансовую помощь за частично утраченное имущество имеют граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные на момент чрезвычайной ситуации в зоне чрезвычайной ситуации и пострадавшие в результате данной чрезвычайной ситуации. В данном случае истцы на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрирована и проживали в пострадавшем от взрывов жилом помещении, в связи с чем получили единовременную материальную помощь в размере по 10000 рублей. Однако не получили финансовую помощь за частично утраченное имущество. Поскольку Правительство Российской Федерации определило выплатить пострадавшим гражданам, проживающим в <адрес> РТ по 50 000 рублей финансовой помощи за частично утраченное имущество, то соответственно и истцам ФИО1 и ФИО5 также должна была быть выплачена указанная сумма, так как материалами дела установлено, что имущество первой необходимости у них пострадало, а предоставление копии паспортов и приложение их к списку на получение финансовой помощи носит рекомендательный, а не обязательный характер. Кроме того, представителем МЧС России ФИО4, кроме его показаний, не представлено ни каких доказательств того, что копии паспортов истцов не были приложены к списку граждан на получение финансовой помощи, направленному в МЧС России. В связи с тем, что взрывы и пожар в войсковой части вблизи п. Пугачево в ночь с 2 на 3 июня 2011 года были признаны чрезвычайной ситуацией межрегионального масштаба, то выделение средств на ликвидацию последствий данной чрезвычайной ситуации является в силу ст.24 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» расходным обязательством Российской Федерации. В связи с чем с Казны Российской Федерации в пользу ФИО1 и ФИО5 следует взыскать по 50 000 рублей финансовой помощи за частично утраченное имущество.

 Требования о включении истцов в список на получение финансовой помощи удовлетворению не подлежат, так как установлено, что утвержденный ранее список закрыт, то есть обязательства по нему исполнены, а повторное обращение субъекта Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации о выделении денежных средств из резервного фонда, на ликвидацию чрезвычайной ситуации, не предусмотрено.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Иск ФИО1 и ФИО5 удовлетворить частично.

 Признать право ФИО1 и ФИО5 на выплату финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере по 50 000 рублей каждому.

 Взыскать с Казны Российской Федерации в пользу ФИО1 и ФИО5 по 50 000 рублей финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в связи со взрывами снарядов в ночь с 2 на ДД.ММ.ГГГГ на арсенале номер 102 Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенном в районе <адрес> Республики.

 В части иска обязания включить ФИО1 и ФИО5 их в список на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Агрызский районный суд РТ.

 Решение в окончательной форме вынесено 21 марта 2014 года.

 Судья Агрызского районного суда РТ Зарипов А.Р.