Дело № 2-132/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2016 года г. Хабаровск
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре Е.С. Михальченко, с участием представителя истца Гурняк ФИО11 по доверенности ФИО1 ФИО12 представителей ответчика Военного комиссариата <адрес> по доверенности ФИО2 ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурняк ФИО14 к Военному комиссариату <адрес> о признании ветераном ВОВ, возмещении расходов на погребение и ритуальные услуги, судебных расходов,
установил:
Гурняк ФИО15 обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к Военному комиссариату <адрес> о признании ветераном ВОВ, возмещении расходов на погребение и ритуальные услуги, судебных расходов. В обоснование иска указал, что является сыном умершего ветерана-участника ВОВ Гурняка ФИО16, что подтверждается свидетельством о рождении. 28.07.2015г. истцом в Военный комиссариат <адрес> через отдел военного комиссариата по Центральному и <адрес>м <адрес> было подано заявление о возмещении расходов по ритуальным услугам, изготовлению и установке надгробного памятника ветерану-участнику ВОВ Гурняку ФИО17 с приложение необходимых документов. 13.07.2015г. Гурняк ФИО18 умер, что подтверждается свидетельством о смерти. Письмом военного комиссариата <адрес> от 27.08.2015г. № вышеуказанный комплект истцу был возвращен без исполнения в связи с тем. что в ходе ревизии военного комиссариата <адрес> по вопросам социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, проведенной ревизионной группой ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>" в период с 20.01. по 28.02.2014г. было выявлено нарушение по возмещению расходов по ритуальным услугам за изготовление и установку надгробного памятника умершей Гурняк ФИО19 обучавшейся в Хабаровской школе военных техников. В ответе также сообщалось, что удостоверение ветерана-участника ВОВ (ст.17) Гурняку ФИО22 выдано незаконно, т.к. он проходил обучение в Хабаровской школе техников железнодорожного транспорта МПС, но военнослужащим не являлся. Считал, отказ в возмещении расходов по ритуальным услугам, изготовлению и установке надгробного памятника ветерану-участнику ВОВ Гурняку ФИО23 а также указание на неправомерность выдачи Гурняку ФИО20 удостоверения ветерана-участника ВОВ, военного комиссариата <адрес> от 27.08.2015г. № незаконным. Гурняк ФИО21 27.12.1923г.р. в период ВОВ с 01.03.1942г. по 31.08.1946г. проходил обучение в Хабаровской школе военных техников железнодорожного транспорта МПС с присвоением квалификации техник-электрик по сигнализации, централизации и блокировке, что подтверждается удостоверением № от 20.03.1956г., выданным взамен утраченного диплома № об окончании школы. школы военных техников укомплектовывались уставами РККА, продовольствием, обмундированием и вооружением по установленным табелям и нормам довольствующими управлениями Наркомата Обороны СССР. Согласно Постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 10.07.1934г. № К89сс и письма Министерства путей сообщения РФ от 31.08.2001г. №, обучающиеся в школе лица переведены на положение состоящих в рядах РККА, подсудность военным трибуналам и льготы для военнослужащих, состоящих в рядах РККА, но с оставлением этих лиц на указанных дорогах. таким образом, обучение в Хабаровской школе военных техников приравнивалось к службе в РККА, в связи с чем, курсанты, проходившие учету в школе во время ВВО в период с 22.06.1941г. по 03.09.1945г. не менее 6 мес., являются лицами, проходившими военную службу в военно-учебном заведении, не входившем в состав действующей армии и, следовательно, отн7осмятся к категории участников ВОВ из числа лиц, указанных в подпункте "з" п.1 п.1 ст.2 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах". Лишение Гурняка ФИО24 статуса ветерана-участника ВОВ после его смерти лишило последнего возможности на восстановление нарушенного или оспариваемого права. До момента смерти ФИО3 статус ветерана-участника ВОВ присвоен в установленном законом порядке полномочным органом, при его жизни не отменялся. Сам по себе факт отмены статуса ветерана-участника ВОВ после смерти лица является нарушением, предусмотренным ст.10 ГК РФ, что недопустимо. Оказание ритуальных услуг ветеранам ВОВ предусмотрено ст.24 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах". Между Гурняком ФИО26 и ИП ФИО4 ФИО27 был заключен договор № от 13.07.2015г. на выполнение работ, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробия участнику ВОВ Гурняку ФИО25 стоимость которых составила <данные изъяты> руб. Стоимость услуг изготовления и ремонта надгробных сооружений составляет <данные изъяты> руб., итого общая сумма расходов, понесенных ФИО5 по захоронению умершего Гурняка ФИО30 составляет <данные изъяты> руб. Руководствуясь постановлением правительства РФ от 06.05.1994г. № "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников", установленными нормами расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу) в зависимости от последнего места ее прохождения: участникам ВОВ сумма, подлежащая возмещению, составляет 23 749 руб. Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более <данные изъяты> руб. Исходя из чего, сумма расходов на погребение умершего ветерана-участника ВОВ Гурняка ФИО29 подлежащая возмещению, составляет 40 901 руб. также истцом понесены расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> 000 руб., что подтверждается договором от 24.09.2015г.. Просил: признать Гурняка ФИО28 27.12.1923г.р. ветераном ВОВ из числа лиц, указанных в подп."з" подп.1 п.1 ст.2 ФЗ № 5-ФЗ "О ветеранах"; Признать не соответствующим закону отказ Военного комиссариата <адрес> от 27.08.2015г. № в возмещении ФИО5 расходов на ритуальные услуги, изготовлению и установке надгробного памятника умершему Гурняку ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 13.07.2015г. в связи с отсутствием права на подтверждение статуса ветерана-участника Великой Отечественной войны с мерами социальной поддержки в соответствии со ст.17 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах"; Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Гурняка ФИО31 расходы на изготовление и установку надгробного памятника умершему Гурняку ФИО33. в размере <данные изъяты> руб., расходы на ритуальные услуги по погребению умершего Гурняка <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., расходы на юридические услуги в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату госпошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты> руб..
Истец Гурняк <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 <данные изъяты> исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в нем, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата <адрес> по доверенности ФИО2 ФИО34 возражала против заявленных требований истца, ссылаясь на письменные возражения, согласно которым военным комиссариатом <адрес> в августе 2015г. в оплате документов на возмещение расходов за ритуальные услуги, изготовление и установку надгробного памятника умершему Гурняку <данные изъяты> было отказано на основании письменного указания руководителя ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>" от 30.09.2014г. по аналогичной оплате ФИО7 ФИО35 по причине того, что имеющееся удостоверение выдано незаконно, в связи с чем, оснований для оплаты указанных расходов не имеется. Кроме того, в феврале 2014г. ревизионной группой ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>" под руководством начальника отдела ((подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсий) ФИО8 был выявлен подобный факт, который квалифицирован как незаконный расход по оплате ритуальных услуг, а также изготовлению и установке МУП "Хабаровский спецкомбинат" надгробного памятника умершей ФИО6 в сумме <данные изъяты> руб., т.к. указанная гражданка, 1929г.р., в период ВОВ проходила обучение в Хабаровской школе военных техников железнодорожного транспорта НКПС СССР, находилась на положении граждан, состоящих в рядах РККА, но военнослужащей не являлась (выписка из акта прилагается). Причиной отказа в оплате Гурняк <данные изъяты> послужило то, что как и указанная гражданка, 1929г.р., он в период ВОВ проходил обучение в Хабаровской школе военных техников железнодорожного транспорта НКПС СССР, а в соответствии с требованиями приказа Минобороны СССР 1982г. № и разъяснения Главного финансового управления от 16.001.2002г. №/-60 такие лица числились на положении граждан, состоящих в рядах РККА, но военнослужащими не являлись. Минобороны СССР 1982 г. № и разъяснения Главного финансового управления от ДД.ММ.ГГГГ№ такие лица числились на положении граждан, состоящих в рядах РККА, но военнослужащими не являлись. В связи с чем, с исковыми требованиями Гурняка ФИО36 о признании ветераном войны (подп.«з» п.1 ч.2 ФЗ «О ветеранах»), ФИО3 дающее ему право на установленные законодательством льготы, военный комиссариат не согласен по следующим основаниям. Согласно «Временному положению о Красноярской, Хабаровской, Читинской и Иннокентьевской школах военных техников железнодорожного транспорта НКПС», образованных в соответствии с Постановлением Совете! Труда и Обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГг. № К 89сс и приказом Наркома обороны СССР и НКПС СССР от 09.09.1934г. №, выпускаемый переменный состав распределялся на работу Отделом подготовки кадров НКПС в звании командира взвода запаса РККА. Таким образом, учеба в ХВШТ только приравнивалась к службе в РККА. Возражения наши основываются на том что, ФИО3 с 01.03.1942г. по 31.08.1946г. являлся курсантом Хабаровской школы военных техников, учеба в которой только приравнивалась к службе в РККА и курсанты, проходившие учебу в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. относились к категории участников ВОВ по п.«з» п.I п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», как проходившие военную службу в военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии, но все же не являлись военнослужащими. В соответствии с подп.«з» п.1 ст.2 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к участникам ВОВ относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941г. по 03.09.1945г. не менее 6 месяцев. Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. Однако, никаких документов, подтверждающих принятие военной присяги Гурняком ФИО37 в период обучения в Хабаровской школе военных техников не предоставлено, также нет подтверждения, что Гурняк ФИО38 являясь курсантом, изучал военные и военно-специальные дисциплины, находился на казарменном положении, нес внутреннюю и караульную службу в соответствии с действующими уставами РККА, принимал участие в учениях и т.д. Не представлено также никаких документов подтверждающих, что Гурняк ФИО39 был призван на военную службу установленным порядком, и ему было присвоено воинское звание. На основании вышеизложенного, нет оснований считать, что Гурняк ФИО40 обучаясь в Хабаровской школе военных техников, являлся В связи с чем, просила в иске Гурняка ФИО44 о признании Гурняка ФИО41 ветераном войны (подпункт «з» пункта 1 части второй Федерального закона «О ветеранах») отказать. В иске Гурняка ФИО42 об оплате надгробного памятника как участнику Великой Отечественной войны, отказать, так как в иске эти требования не заявлены, а заявлены требования по возмещению расходов на ритуальные услуги в размере <данные изъяты> руб., что не соответствует нормам на данную выплату согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.1994г. № «О нормах расходов денежных средств на погребение…». В сике Гурняка ФИО43 о возмещении расходов на юридические услуги в размере <данные изъяты> руб. и по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны (п1.ч.1).
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и72 (пункты "б", "ж" часть 1) Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, предусматривает меры их социальной поддержки. При этом Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").
Из материалов дела следует, что Гурняк ФИО45, является сыном Гурняк ФИО46, что подтверждается свидетельством о рождении 11-ДВ № выданным повторно 13.06.2013г.
ДД.ММ.ГГГГ Гурняк ФИО47. выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, имеющего права и льготы по ст.ст.17, 14 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Гурняк ФИО48 умер, что подтверждается справкой о смерти №, выданной 13.07.2015г., свидетельством о смерти 1-ДВ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
28.08.2015г. истец обратился в отдел Военного комиссариата <адрес> по Центральному и <адрес>м <адрес> с заявлением о возмещении расходов по ритуальным услугам, изготовлению и установке надгробного памятника участнику ВОВ Гурняку ФИО49 с приложением необходимого перечня документов.
Вышеуказанное заявление Гурняка ФИО50 с приложенными документами Военным комиссариатом <адрес> по Центральному и <адрес>м <адрес> были перенаправлены в Военный комиссариат <адрес>.
27.08.2015г. военным комиссариатом <адрес> комплект документов на возмещение расходов по ритуальным услугам, изготовлению и установке надгробного памятника умершему Гурняку ФИО51 представленные его сыном Гурняком ФИО52 возвращен без исполнения в Отдел военного комиссариата <адрес> по Центральному и <адрес>м <адрес>, в связи с тем, что в ходе ревизии военного комиссариата <адрес> по вопросам социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, проведенной ревизионной группой ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в период с 20 января по ДД.ММ.ГГГГ было выявлено нарушение по возмещению расходов по ритуальным услугам за изготовление и установку надгробного памятника умершей Гурняк ФИО53 обучавшейся в Хабаровской школе военных техников, ими был сделан запрос в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» по аналогичной оплате дочери умершей ФИО7. В ответе руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» сообщается, что в соответствии с требованиями ст.17 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются исключительно военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22.06.1941г. по 03.09.1945г. не менее 6 месяцев. А также военнослужащим, награжденным орденом или медалью СССР за службу в указанный период. Следовательно, удостоверения ветерана-участника ВОВ (ст.17) лицам, обучавшимся в школах военных техников, выдавались незаконно. Представленные копии документов подтверждают, что умерший Гурняк ФИО54 1923г.р., в период ВОВ на военную службу установленным порядком не призывался, воинскую присягу не принимал, воинское звание ему не присваивалось.. В период с 1942г. по 1946г. умерший проходил обучение в Хабаровской школе техников железнодорожного транспорта МПС. Следовательно, законных оснований для выдачи <адрес> Гурняк ФИО55 удостоверения ветерана ВОВ (подп.«з» п.1 ч.2 ст.17 ФЗ «О ветеранах»), дающего право на установленные законодательством льготы и гарантии, не имелось. С точки зрения закона в данном случае родственники умершего права на оплату ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ не имеют. В связи с вышеизложенным, просили при возврате документов Гурняку ФИО57 указать, что признать его отца ветераном-участником ВОВ, имеющим право на льготы предусмотренные ст.17 ФЗ «О ветеранах» и законность выдачи удостоверения Гурняку ФИО56 обучавшемуся в Хабаровской школе военных техников, вправе только суд.
В соответствии с пп.«з» п.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к участникам ВОВ относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев….
Из материалов дела следует, что Гурняк ФИО58ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в Хабаровской школе военных техников железнодорожного транспорта МПС, что подтверждается удостоверением ДТ № выданного 20.03.1956г., справкой Хабаровского техникума железнодорожного транспорта от 22.01.1993г. №.
Согласно справки Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> от 16.07.2015г. № указано, что Гурняк ФИО59 27.12.1923г.р., действительно состоял на учете и получал пенсию в Управлении ПФР в <адрес> и <адрес>) с 23.01.1986г. Являлся военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, в военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941г. по 003.09.1945г. не менее шести месяцев.
В письменных возражениях ответчик указывает, что согласно «Временному положению о Красноярской, Хабаровской, Читинской и Иннокентьевской школах военных техников железнодорожного транспорта НКПС», образованных в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 10.07.1934г. № К 89сс и приказом Наркома обороны СССР и НКСП СССР от 09.09.1934г. №, выпускаемый переменный состав распределялся на работу Отделом подготовки кадров НКПС в звании командира взвода запаса РККА.
В соответствии с Постановлением СТО № К-89 выпускникам военизированных школ по представлению школы присваивались звания командиров РККА, с указанием в представлениях даты поступление на службу в РККА, увольнение в запас (дата) согласно приказа НКО СССР № от 1934 года, род войск – железнодорожный.
Таким образом, учеба в Хабаровской школе военных техников (ХВШТ) приравнивалась к службе в РККА, в связи с чем курсанты, проходившие учебу в ХШВТ во время Великой Отечественной войны в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год не менее шести месяцев, являются лицами, проходившими военную службу в военно-учебном заведении, не входившим в состав действующей армии и, следовательно, относятся к категории участников ВОВ из числа лиц, указанных в подпункте «з» п.1 пункта 1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Исходя из вышеизложенного, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что Гурняк ФИО60 относится к числу лиц, указанных в подпункте «з» п.1 пункта 1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», при жизни ему правомерно был присвоен статус ветерана-участника ВОВ, впоследствии аннулированный, в связи с чем требования истца о признании Гурняка ФИО61 ветераном ВОВ из числа лиц, указанных в пп.«з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» правомерны и подлежат удовлетворению.
При разрешении данного требования суд учитывает, что Гурняк ФИО62 при жизни был присвоен статус ветерана-участника ВОВ, выдано удостоверение. В силу действующего законодательства Российской Федерации каждый гражданин вправе оспорить решение или действие государственного органа или его должностного лица в случае нарушения его прав и законных интересов. В данном случае лишение статуса ветерана–участника ВОВ Гурняка ФИО63 после его смерти лишило последнего возможности на восстановление нарушенного или оспариваемого права. До момента смерти ФИО3 статус ветерана–участника ВОВ присвоен в установленном законом порядке полномочным органом, при ее жизни не отменялся. Сам по себе факт отмены статуса ветерана-участника ВОВ после смерти лица является нарушением, предусмотренным ст.10 ГК РФ, что недопустимо.
Оказание ритуальных услуг ветеранам предусмотрено статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно пункту 1 статьи 24, действующей в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, инвалидов войны производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников. Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, погребением, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника участникам войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона "О ветеранах" и по своему содержанию являющееся льготой, в полной мере должно распространяться на лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").
Данный вывод подтверждается содержанием пункта 5 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", введенного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 64-ФЗ, согласно которому погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего и пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством РФ для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с действующим Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 5 (далее – Порядок), оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 35). Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка (пункт 36).
В силу п.38 Порядка, для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники…, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле. Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994г. N 460 (ред. от 18.03.2015г.) «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места его прохождения в сумме до 23 749 рублей погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих) (пункт 2). Пунктом 1 установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны. Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).
Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 17152 руб..
В силу Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (п.4).
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6).
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения (п.9).
В силу пп.38 п.17 Положения в перечень основных задач военных комиссариатов входит организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, в том числе Постановления Правительства РФ от 06.05.1994г. N 460, Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента РФ от 07.12.2012г. №, Положения о Военном комиссариате <адрес>, утвержденного командующим войсками округа 25.11.2011г., обязанность по возмещению истцу расходов на погребение его отца ветерана –участника ВОВ возложена на Военный комиссариат <адрес>, как на территориальный орган федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области обороны.
Как установлено выше и следует из материалов дела истец 28.07.2015г. обратился в Военный комиссариат <адрес> через отдел Военного комиссариата <адрес> по Центральному и <адрес>м <адрес> с заявлением о возмещении ему расходов по ритуальным услугам, изготовлению и установке надгробного памятника участнику ВОВ Гурняку ФИО64 и приложенными к нему документами согласно предусмотренного п.38 Порядка перечня.
27.08.2015г. Военным комиссариатом Хабаровского документы Гурняку ФИО65 возвращены без исполнения, в выплате указанных расходов отказано и рекомендовано обратиться в суд.
Исходя из того, что на момент подачи заявления на возмещение указанных расходов истцом его отец являлся ветераном-участником ВОВ и с учетом удовлетворения требований истца о признании его отца, Гурняка ФИО67., ветераном-участником ВОВ, суд приходит к выводу, что отказ Военного комиссариата <адрес> в возмещении истцу расходов на ритуальные услуги, изготовлению и установке надгробного памятника умершего Гурняка ФИО66 27.12.1923г.р., умершего 13.07.2015г. в связи с отсутствием права на подтверждение статуса ветерана – участника Великой Отечественной войны с мерами социальной поддержки в соответствии со ст.17 федерального закона «О ветеранах» - не соответствует закону, в связи с чем требования в данной части подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что истцом понесены расходы на ритуальные услуги по захоронению Гурняка ФИО68 в общей сумме <данные изъяты> руб., к возмещению завялены сумма <данные изъяты> руб.). В данные расходы входят, в том числе: ритуальные услуги, изготовление и установка надгробного памятника умершему, ритуальные услуги по погребению.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу взыскать с Военного комиссариата <адрес> как надлежащего ответчика по делу расходы истца на изготовление и установку надгробного памятника умершему Гурняку ФИО69 в размере <данные изъяты> руб., расходы истца на ритуальные услуги по погребению умершего Гурняка ФИО70 размере <данные изъяты> руб.
Исходя из положений ст.100 ГПК РФ, понесенных истцом расходов на юридические услуги, принципа разумности и справедливости, принимая во внимание сложность дела, суд приходит к выводу взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу истца расходы последнего на юридические услуги в сумме <данные изъяты> руб.
В силу ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, исходя из размера удовлетворённых требований, суд приходит к выводу взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу истца, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Гурняк <данные изъяты> к Военному комиссариату <адрес> о признании ветераном ВОВ, возмещении расходов на погребение и ритуальные услуги, судебных расходов удовлетворить.
Признать Гурняка ФИО71, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ветераном Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 ст.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах".
Признать не соответствующим закону отказ Военного комиссариата <адрес> от 27.08.2015г. № в возмещении Гурняку ФИО72 расходов на ритуальные услуги, изготовлению и установке надгробного памятника умершему Гурняку ФИО73, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 13.07.2015г. в связи с отсутствием права на подтверждение статуса ветерана-участника Великой Отечественной войны с мерами социальной поддержки в соответствии со ст.17 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах".
Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Гурняка ФИО74 расходы на изготовление и установку надгробного памятника умершему Гурняку ФИО75 в размере <данные изъяты> руб., расходы на ритуальные услуги по погребению умершего Гурняка ФИО76 в размере <данные изъяты> руб., расходы на юридические услуги в размере <данные изъяты> 000 руб., расходы на оплату гос.пошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты> руб..
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело № и находится в Кировском районном суде <адрес>
Секретарь судебного заседания Е.С. Михальченко