ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/2016 от 25.04.2016 Зарайского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2016 года г. Зарайск

Зарайский городской суд в составе председательствующего судьи Муштакова В.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

при секретаре судебного заседания Бортко Е.С.,

рассмотрев материалы гражданского дела №2-132/2016 по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Городское поселение Зарайск» о признании бездействия (действия) Администрации г. Зарайска Московской области по не рассмотрению обращений от 16.12.2014 г., по коллективному обращению от 09.06.2015 г., обращению от 29.09.2015 г. и обращению от 25.11.2015 г. о предоставлении жилых помещений на каждую семью в порядке очередности по очереди №1 незаконными, об обязании Администрации г. Зарайска Московской области рассмотреть вопрос о предоставлении отдельного жилого помещения на каждую семью в порядке очередности по очереди №1 других вариантов свободных жилых помещений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (с учётом уточнений, принятых судом) обратилась в суд с иском к Администрации города Зарайска, в котором просила признать бездействия (действия) Администрации г. Зарайска Московской области по не рассмотрению обращений от 16.12.2014г., по коллективному обращению от 09.06.2015 г., обращению от 29.09.2015 г. и обращению от 25.11.2015 г. о предоставлении жилых помещений на каждую семью в порядке очередности по очереди №1 незаконными, обязать Администрацию г. Зарайска Московской области рассмотреть вопрос о предоставлении отдельного жилого помещения на каждую семью в порядке очередности по очереди №1 других вариантов свободных жилых помещений.

В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, указав на следующие обстоятельства:

14.01.2014 года истица обратилась с заявлением о предоставлении на каждую отдельную семью жилых помещений по адресу: семье П.Э.И. из 3-ёх человек: (адрес 1); Ш.Н.И. 1 чел.: (адрес 2); ФИО1 1 чел: (адрес 3).

16.12.2014г. ФИО1 с дочерью П.Э.И. обратились в администрацию города Зарайска о предоставлении благоустроенного жилья в порядке очередности по очереди №1 и просили дать обоснованный ответ, какие жилые помещения намечены предоставить семье П.Э.И., Ш.Н.И. и ФИО1 и предполагаемую дату предоставления. Также просили предоставить сведения о наличии свободного жилья, и каким по списку очередникам предполагается в настоящее и в ближайшее время предоставить благоустроенное жилье.

09.06.2015г. - коллективное заявление (ФИО1, сын – Ш.Н.И. и дочь – П.Э.И.) и 29.09.2015г. истица обратилась в администрацию города Зарайска по вопросу о предоставлении благоустроенного жилья в порядке очередности по льготной очереди №1 на каждую семью отдельно по адресу: (адрес 4).

25 ноября 2015г. ФИО1 обратилась в администрацию города Зарайска по вопросу о выдаче сведений о свободных благоустроенных жилых помещений и показать их, в том числе указанные в коллективном обращении от 09.06.2015г. по адресу: (адрес 4), года, для решения вопроса о предоставления их истице и семьям ее детей в порядке очереди №1.

10.02.1987г. истица и ее малолетние дети дочь --- г.р. и сын ---г.р. были приняты а учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставлены в очередь, в том числе льготную.

С 2001 года их льготная очередь № 1, по которой имеют право на первоочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Семье ФИО1 из 3 человек, когда дети были несовершеннолетние (совершеннолетие дочери --- года, сыну --- года), не была предоставлена в порядке очередности №1 положенная по закону 3-ёх комнатная благоустроенная квартира.

Теперь у детей свои семьи и они не являются одной семьёй с ФИО1, фактически у них 3 семьи, несмотря на то, что регистрация у всех по ее месту проживания, поскольку других жилых помещений ни у кого нет, и никаких сделок с жильем никто не совершал.

За 14 лет очереди №1 и за 28 лет стояния в очереди никаких предложений по улучшению жилищных условий от администрации не поступало.

Согласно решению Зарайского городского суда от 30.09.2013г. о восстановлении в очереди, ступившего в законную силу, в городе имелись свободные жилые помещения для предоставления истице и ее семье по очереди №1, с чем они обратились в администрацию города 14.01.2014года о предоставлении на каждую отдельную семью жилых помещений по адресу:

-семье П.Э.И. из 3-ёх человек: (адрес 1);

-Ш.Н.И. 1 чел.: (адрес 2);

-ФИО1 1 чел: (адрес 3),

им было отказано, ответы администрации города от 31.01.2014г. №№151-исх., 152-исх., 153-исх.

В ответе от 31.01.2014г. № 153-исх отказ мотивирован тем, что жилое помещение по адресу (адрес 1) относится к специализированному жилищному фонду.

В то время Глава города Зарайска П.В.Н. заверил истицу, что ей и ее семье будут предоставлены жилые помещения по адресу: (адрес 4) после перевода их из нежилого помещения в жилые.

Квартиры были показаны, нумерация квартир в то время была не присвоена, на которые ФИО1, П.Э.И., Ш.Н.И. согласились и они письменно с коллективным заявлением 09.06.2015г. обратились в администрацию города о предоставлении этих квартир с учетом того, что у них три раздельные семьи:

- трехкомнатная кв.№---, площадью --- кв.м. на семью из 3 человек П.Э.И., в том числе двое детей, что соответствует требованиям ст.50 ЖК РФ норме предоставления;

- однокомнатная кв.№---, площадью --- кв.м. на семью 1чел. Ш.Н.И.;

- однокомнатная кв.№---, площадью --- кв.м. на семью 1чел. ФИО1.

При обращении ФИО1, администрацией города Зарайска были совершены следующие действия (бездействия):

1. Обращения ФИО1 от 14.01.2014г., от 16.12.2014, от 09.06.2015г. (коллективное), от 29.09.2015г. и от 25.11.2015г. о предоставлении отдельного жилого помещения на каждую семью не были рассмотрены и администрация предоставляет не те квартиры, на которые истица и ее дети мы согласились и просили.

2.Администрация города Зарайска по постановлению от 21.09.2015г. №402 предоставила на 5 человек две одинаковые по размеру площади двухкомнатные квартиры --- кв.м. и --- кв.м. без их согласия и без предложения о предоставлении этих квартир.

3.Постановлением от 21.09.2015 №402 предоставлено два жилых помещения ФИО1, на ее семью из 5 человек, которой семьи у нее нет.

Администрация города Зарайска не отменила вынесенное постановление от 21.09.2015г. №402, по которому с ФИО1 и ее детьми нами не заключены договора социального найма в срок, указанный в постановлении.

Администрация города Зарайска не предлагала другие варианты свободных жилых помещений, имеющиеся в городе для предоставления в порядке очередности №1 по моим обращениям, и не выдавала сведения о свободном жилье, ссылаясь на то, что по постановлению от 21.09.2015г. №402 предоставлено благоустроенное жилье.

Администрация города Зарайска жилые помещения по адресу: (адрес 4), которые в соответствии с законодательством РФ могли и должны быть предоставлены истице и ее семье в порядке очередности по договору социального найма, исключила из жилищного фонда социального назначения и перевела в другой фонд Казны.

С указанными действиями (бездействиями) истица не согласна, поскольку они нарушают их права, свободы и законные интересы на улучшение жилищных условий и создают препятствия к осуществлению наших прав, свобод и реализации законных интересов.

Действия (бездействия) администрации города Зарайска не соответствуют требованиям законодательства.

Истица и ее дети (дочь и сын) приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г. до введения действующего ЖК РФ и совершеннолетие им было до 01.03.2005 года. По действующему в то время Жилищному кодексу, после наступления совершеннолетия дети могут на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. То есть очередь разделяется с того времени, когда родители встали на учет по улучшению жилья. Согласно ст. 6 ЖК РФ

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В связи с чем, очередь разделена с момента постановки на учет 10.02.1987 года. Дети ФИО1 и два внука стоят на очереди вместе со своей матерью (ее дочерью) как одна семья. Отдельно встать на учет нуждающихся в жилых помещениях могут только, согласно ЖК РФ, с достижения совершеннолетия.

Таким образом, требования истицы и ее детей по коллективному обращению от 09.06.2015г. о предоставлении каждому на его семью отдельное благоустроенное жилое помещение основано на законе.

Также жилые помещения, указанные в коллективном заявлении от 09.06.2015г. по адресу: (адрес 4) площадью --- кв.м, кв.--- - --- кв.м, кв.--- - --- кв.м. соответствуют требованиям Жилищного законодательства РФ для предоставления их семьям по норме предоставления.

Администрации города Зарайска вынесла постановление от 21.09.2015г. № 402 о предоставлении ФИО1, на ее семью из 5 человек две двухкомнатные квартиры --- и --- кв.м. без их согласия и без предложения о предоставлении этих квартир.

Согласно ч.1 ст.69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Сын не проживает с истицей на одной площади, они не ведут общего хозяйства, у каждого свой доход.

Дочь со своими детьми никогда не проживали с ФИО1 и внуки не были вселены в качестве членов ее семьи.

Также решением Зарайского городского суда от 30 сентября 2013г. о восстановлении в очереди, вступившим в законную силу, установлено, что у П.Э.И. своя семья и вместе с мужем и детьми не проживают с истицей в одной квартире.

В соответствии со ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, семьи из 5 человек нет, сын, дочь и внуки не являются членами ее семьи, поэтому действия администрации по предоставлению двух жилых помещений ФИО1 на ее семью из 5 человек неправомерны и не соответствуют требованиям законодательства.

Действия администрации по предоставлению двух квартир одинаковых по размеру площади --- и --- кв.м. ФИО1, на ее семью из 5 человек без их согласия неправомерны.

Такие две квартиры не могут предоставляться на одну семью из 5 человек без их согласия, поскольку лишают трех человек из них двое малолетних детей права пользования предоставленной ему площадью --- к.м. жилого помещения, поскольку других жилых помещений ни у кого нет.

Предоставленные по постановлению две благоустроенные квартиры площадью --- и --- кв.м. нарушают права двух несовершеннолетних детей. Ни одна из указанных квартир не может быть предоставлена на семью П.Э.И. из 3 человек без её согласия, поскольку площадь квартиры в соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ не может быть менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи (17x3= 51 кв.м. по г.Зарайску 17 кв.м.).

Поэтому неправомерна ссылка администрации в ответах на то, что жилые помещения по постановлению №402 от 21.09.2015г предоставлены с соблюдением требований ЖК РФ по норме предоставления, так как, площадь жилых помещений рассчитана не по норме предоставления на каждого члена семьи, а на общее количество человек трех семей.

Несогласие на предоставленные жилые помещения по постановлению №402 от 21.09.2015г. не лишает истицу и ее детей права на предоставление других жилых помещений в порядке очередности №1. 29.09.2015г. ФИО1 обратилась в администрацию города Зарайска об отмене постановления от 21.09.2015 №402, о пересмотре этого постановления, так как постановлением предоставлено два жилье помещения ей на ее семью из 5 человек, которой семьи у нее нет, ее дети и внуки не являются членами ее семьи, с ней не проживают, и не ведем общего хозяйства, и просила о предоставлении жилых помещений по их коллективному заявлению от 09.06.2015г по адресу: (адрес 4).

25 ноября 2015 года ФИО1 обратилась в администрацию города Зарайска дать сведения о свободных благоустроенных жилых помещений и показать их, в том числе указанные в коллективном обращение от 09.06.2015г. по адресу: (адрес 4), для решения вопроса о предоставления их ФИО1 и семьям ее детей в порядке очереди №1.

Администрация города Зарайска не отменила постановление, не рассмотрела вопрос о предоставлении жилых помещений по коллективному заявлению, не предлагала другие варианты свободных жилых помещений и не предоставила список свободного благоустроенного жилья.

В ответах от 19.10.2015г. №1561-исх., от 10.12.2015г. №1931-исх. и от 22.12.2015г. №2003-исх. администрация города Зарайска ссылается на то, что истице и членам ее семьи предоставлены две благоустроенные квартиры по постановлению №402 от 21.09.2015г с соблюдением требований Жилищного законодательства РФ, поскольку считает, что на каждого члена семьи предоставлено 17,02 кв.м.((--+---) :5) площади жилого помещения, по норме предоставления.

Ссылка администрации на постановление, по которому не заключены договора социального найма на предоставленные жилые помещения, неправомерна и не соответствует требованиям положения «О порядке предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области», утвержденного решением Совета депутатов города Зарайска от 12.04.2011г. № 7/18.

Согласно п.2.17 и п.2.18 указанного положения не заключение договора социального найма в течение 30 дней после получения постановления, постановление отменяется.

Лицо не снимается с очереди на получение жилого помещения по договору социального найма и имеет право на получение нового жилого помещения.

Не отмена указанного постановления не является основанием для отказа в предоставлении ей и семьям ее детей других жилых помещений в порядке очередности по очереди №1, в том числе указанные в коллективном заявлении.

Поэтому действия администрации об отказе от предоставления сведений о наличии свободных благоустроенных жилых помещений и не решение вопроса об их предоставлении, в том числе жилых помещений по коллективному заявлению от 09.06.2015 года неправомерны.

В городе имеются свободные благоустроенные жилые помещения для предоставления нам в порядке очередности по очереди №1 по адресу: (адрес 4), которые нам были предложены, на которые истица и ее дети согласились и обратились об их предоставлении.

Администрация города Зарайска указанные жилые помещения, которые в соответствии с ЖК РФ могли и должны быть предоставлены им в порядке очередности по очереди №1, исключила из жилищного фонда социального назначения, предназначенные для предоставления жилого помещения по договору социального найма, и перевела в другой фонд Казны.

Согласно решению Зарайского городского суда от 30.09.2013г. о восстановлении в очереди, вступившего в законную силу, в городе имелись свободные жилые помещения для предоставления им по очереди №1, с чем истица и ее дети обратились в администрацию города 14.01.2014года о предоставлении на каждую отдельную семью жилых помещений по адресу:

-семье П. Э.И. из 3-ёх человек: (адрес 1);

-Ш.Н.И. 1 чел.: (адрес 2);

-ФИО1 1 чел: (адрес 3), нам было отказано, ответы администрации города от 31.01.2014г. №№151-исх., 152-исх., 153-исх.

В ответе от 31.01.2014г.№153-исх. отказ мотивирован тем, что жилое помещение по адресу: (адрес 1) относится к специализированному фонду.

В ответе от 31.01.2014г.№151-исх. указано, что жилое помещение по адресу: (адрес 3) приобреталось за счет средств областного бюджета для ребенка-сироты.

В ответе от 31.01.2014г. № 152-исх. администрация города ссылается, что жилое помещение по адресу: (адрес 2) подлежит рассмотрению в отношении семьи ФИО1 (три человека).

Таким образом, свободные благоустроенные жилые помещения, предназначенные для очередников, администрация города Зарайска не предоставляет мне и моим детям по льготной очереди №1, имеющим право на первоочередное улучшение жилищных условий по договору социального найма, а исключает их из фонда социального назначения и переводит в другие фонды или в казну.

Действия администрации города по исключению из фонда социального назначения жилых помещений, на предоставление которых истица и ее дети согласны и просили предоставить, неправомерны.

16.12.2014г. ФИО1 с дочерью П.Э.И. повторно обратились в администрацию города Зарайска о предоставлении благоустроенного жилья в порядке очередности по очереди №1 и просили дать обоснованный ответ какие жилые помещения намечены предоставить семье П.Э.И., Ш.Н.И. и ФИО1 и предполагаемую дату предоставления. Также просили предоставить сведения о наличии свободного жилья, и каким по списку очередникам предполагается в настоящее и в ближайшее время предоставить благоустроенное жилье.

От ответчика получен необоснованный ответ от 16.01.2015г № 29-исх. о том, что вопрос о предоставлении жилья ФИО1 и членам ее семьи будет рассматриваться на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Зарайска и благоустроенное жилое помещение ее семье будет предоставлено в порядке очередности.

Таким образом, при наличии свободного благоустроенного жилья, ответчик вопрос о предоставлении их истице и ее детям по очереди №1 не решал. Благоустроенные жилые помещения ответчиком нам не предлагались, исключались из фонда социального назначения либо предоставлялись другим гражданам, либо очередникам, принятым на учет после них.

Бездействие ответчика по не рассмотрению вопроса о предоставлении жилья истице и ее детям в порядке очередности по очереди №1 и предоставление благоустроенного жилья не в порядке очередности неправомерны.

При таких обстоятельствах ФИО1 обратилась в суд с иском, который просила в судебном заседании удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации города Зарайска Московской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Она указала, что согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения Зарайск относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.

Решение вопроса местного значения в полном объеме полномочий, усмотренных п. 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется с 01.01.2009 г. городским поселением Зарайск в связи с принятием Закона Московской области от 25.04.2008 №55/2008-03 «О разграничении муниципального имущества между Зарайским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе «Городским поселением Зарайск», согласно которому жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда было передано муниципальному образованию «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области.

В силу п. 1 ст. 24 Устава муниципального образования «Городское поселение «Зарайск» Зарайского района Московской области» Администрация города Зарайска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает правами юридического лица, является муниципальным казённым учреждением и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится доставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам (социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма оставляются в порядке, установленном ЖК РФ.

Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. ФИО1 и члены ее семьи (3 человека) дочь П.Э.И. и сын Ш.Н.И. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под номером 1 в льготной очереди под номером 61 в общей очереди.

Статьей 57 ЖК РФ закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи. 09 июня 2015 года в Администрацию города Зарайска поступило коллективное обращение от нанимателя ФИО1 и членов ее семьи П.Э.И. и Ш.Н.И., в котором Истец и члены ее семьи просили рассмотреть вопрос о доставлении им по договору социального найма следующих жилых помещений: семье П.Э.И. 3-х комнатную квартиру, Ш.Н.И. 1-натную квартиру, ФИО1 - 1-комнатную квартиру, расположенных по адресу: (адрес 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и должностным лицам».

В установленные вышеуказанным законом сроки на вышеуказанное обращение ФИО1, Администрацией города Зарайска был дан ответ от 03 июля 2015г. №997-исх., в котором сообщалось, что вопрос о предоставлении гражданке ФИО1 и членам ее семьи жилых помещений будет рассматриваться на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Зарайска в июле 2015 года.

Данный ответ был направлен в адрес истца посредством почтового давления.

Таким образом, доводы истца о бездействии Администрации города Зарайска, разившемся в не рассмотрении коллективного обращения ФИО1 и членов семьи от 09.06.2015 года являются необоснованными.

В связи с отсутствием кворума, необходимого для проведения заседания комиссией, вышеуказанное коллективное обращение было рассмотрено комиссией 18 сентября 2015 года.

Согласно Положению об общественной комиссии основными задачами комиссии являются: обеспечение общественного контроля и гласности в вопросах а и распределения муниципального жилищного фонда муниципального жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области, а также обеспечение реализации жилищных прав граждан в соответствии с жилищным кодексом.

На заседании общественной комиссии, состоявшемся 18 сентября 2015 года, принятии решение о предоставлении ФИО1 и членам ее семьи из 5 (пяти) человек двух благоустроенных жилых помещений, общей площадью --- кв.м, а именно, жилое помещение, по адресу (адрес 5) (общая площадь --- кв.м.) и жилое помещение, по адресу: (адрес 2) (общая площадь --- кв. м.).

В силу положений статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве дающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. На основании решения общественной комиссии от 18 сентября 2015 года руководителем Администрации города Зарайска принято постановление от 19.2015 г. №402 «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма».

Частью 3 статьи 57 ЖК РФ установлено, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный мер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам шального найма, и других факторов.

Так, решением Совета депутатов города Зарайска от 26.02.2009 №6/27 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма установлена норма предоставления площади жилого помещения договору социального найма в размере от 14 до 17 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, в зависимости от конструктивных особенностей предоставляемого жилого помещения.

В данном случае норма предоставления площади жилого помещения (в среднем) составила по 17,2 кв.м. на каждого члена семьи ФИО1 из 5 человек. Таким образом, предоставленные ФИО1 и членам ее семьи из 5 человек жилые помещения, а именно: жилое помещение, по адресу: (адрес 5)(общая площадь --- кв.м.) и жилое помещение, по адресу (адрес 6)(общая площадь --- кв. м.), предоставлены с соблюдением, установленной в городском поселении Зарайск, нормы предоставления жилого помещения, требований жилищного законодательства Российской Федерации и никаким образом не нарушает права и законные интересы истца и членов ее семьи.

Ответ на вышеуказанное коллективное обращение был получен ФИО1

29 сентября 2015 г. в адрес Главы города Зарайска поступила жалоба №406/111 гражданки ФИО1 об отмене постановления руководителя Администрации города Зарайска от 21.09.2015 №402 и предоставлении жилого помещения по адресу: (адрес 4).

В ответ на данную жалобу был дан ответ, в котором ФИО1 было разъяснено, что постановление руководителя Администрации города Зарайска от 21.09.2015 №402 о предоставлении жилых помещений принято с соблюдением требований жилищного законодательства РФ.

Рассмотрение вопроса о рассмотрение коллективного обращения от 09.06.2015 Вопрос об улучшении жилищных условий гр. ФИО1 и ее сына Ш.Н.И. относится к полномочиям Администрации города Зарайска.

Кроме того, Истцу и членам ее семьи было указано на необходимость обратиться в Администрацию города Зарайска для заключения договора социального найма на предоставленные жилые помещения.

Ответ на жалобу получен Истцом под роспись 21.10.2015 года.

25 ноября 2015 года ФИО1 направила в адрес руководителя Администрации города Зарайска заявление (вх.№490/Ш) о предоставлении сведений о наличии свободных жилых помещений, не коммунальных и показать их для решения вопроса о предоставлении их истице и семьям ее детей в порядке очередности.

А также в своем заявлении ФИО1 просила показать имеющиеся свободные жилые квартиры по адресу: (адрес 4) и сообщать ей сведения о появившихся свободных квартир.

22 декабря 2015 года на данное обращение Администрацией города Зарайска дан ответ №2003-исх. о том, что в марте 2015 года указанные жилые помещения были показаны истице и членам ее семьи.

Кроме того, в ответе ФИО1 было разъяснено, что постановлением руководителя 21.09.2015 №402 «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» ей и членам ее семьи предоставлены две благоустроенные квартиры общей площадью --- кв.м, а именно: квартира по адресу: (адрес 6), квартира по адресу: (адрес 5).

16 марта 2015 года, в ответ на заявление ФИО1 от 17.02.2015 №72/111, Администрация города Зарайска ранее предоставляла сведения о наличии свободных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского поселения Зарайск.

Однако законодательством Российской Федерации не предусмотрена
обязанность органа местного самоуправления о предоставлении гражданам
сведений о наличии свободных жилых помещений, а также по уведомлению граждан о появившихся свободных жилых помещений.

Ответ Администрации города Зарайска на заявление ФИО1 от 25.11.2015 №490/111 получен ей 31 декабря 2015 года под роспись, что подтверждается уведомлением о вручении.

Несмотря на то, что истицей были получены ответы на все ее обращения, указанные в иске, она утверждает, что это является бездействием со стороны Администрации города Зарайска.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике применения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Таким образом, доводы истца о бездействии Администрации города Зарайска, выразившимся в не рассмотрении коллективного обращения ФИО1 и членов ее семьи от 09.06.2015 года, от 29.09.2015 г. и 25.11.2015 г. о предоставлении в порядке очередности №1 отдельного жилого помещения на каждую семью не имеют законных оснований и опровергаются материалами дела.

Доводы истца о том, что Администрация города Зарайска должна обеспечить жилым помещением ее ФИО1, а также семьи ее совершеннолетних детей, являются незаконными и необоснованными.

Статьей 57 ЖК РФ закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

На учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма состоят ФИО1 и члены ее семьи (3 человека) дочь П.Э.И. и сын Ш.Н.И. под номером 1 в льготной очереди и под номером 61 в общей очереди.

Кроме того, решением Зарайского городского суда от 30 сентября 2013 года (решение вступило в законную силу) по гражданскому делу №2-251/13 по иску ФИО1 к Администрации города Зарайска об оспаривании постановления Главы города Зарайска №405 от 17.09.2012 года «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях», восстановлении в очереди на получение жилых помещений по договорам социального найма, обязании Администрации города Зарайска обеспечить благоустроенным жилым помещением, состоявших на очереди, ФИО1, П.Э.И., Ш. Н.И. признаны членами одной семьи и восстановлены в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма по льготной очереди под номером 1 и в общей очереди под номером 61.

Следовательно, требования истца о разделении очереди и предоставлении жилых помещений трем разным семьям по льготной очереди №1 является незаконным и необоснованным.

Администрация города Зарайска считает, что ответы на обращения ФИО1 были даны с соблюдением сроков, норм действующего законодательства и не являются бездействием.

В свою очередь, доводы истца, изложенные в исковом заявлении являются незаконными, необоснованными и не подтверждаются материалами дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 50, 57 ГПК РФ, ч.4 ст. 58 ГПК РФ, ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. №59-ФЗ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», Администрация города Зарайска, просила суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, их представителей, тщательно исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ч.ч.1 и 2 ГПК РФ).

Судом установлено, что Постановлением от 21.09.2015г. №402 «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» ФИО1, семье из 5 человек, по договору социального найма были предоставлены жилые помещения, расположенные по адресу: (адрес 5), общей площадью --- кв.м. и (адрес 6), общей площадью --- кв.м., со снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.24).

Не согласившись с данным постановлением ФИО1 подала жалобу на указанное постановление, указав, что постановление от 21.09.2015г. вынесено с нарушением законодательства, устанавливающее, что при предоставлении жилого помещения нуждающимся, принятых на учет на улучшение жилищных условий в порядке очередности на одну семью предоставляется отдельная благоустроенная квартира. ФИО1 указывает, что ей, ее детям и внукам не улучшены жилищные условия в порядке очередности по льготной очереди №1. Просила предоставить ей жилые помещения по адресу: (адрес 4) на нее, ее дочь с детьми и сына (л.д.12).

Из ответа главы города Зарайска М.О.Е. от 19.10.2015г. №1561-исх следует, что Постановлением руководителя Администрации г. Зарайска от 21.09.2015г. №402 «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» ФИО1 и членам ее семьи из 5 человек предоставлены две благоустроенные квартиры общей площадью --- кв.м, что по установленной норме предоставления (в среднем) составляет по 17,02 кв.м. на каждого члена семьи ФИО1 Указанные квартиры по адресу: (адрес 5) и (адрес 6), предоставлены с соблюдением требований жилищного законодательства. Относительно предоставления ФИО1 и ее сыну Ш.Н.И. отдельных жилых помещений, М.О.Е. указала, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области к компетенции Администрации города Зарайска относится обеспечение исполнений органов местного самоуправления городского поселения Зарайск по решению вопросов местного значения. Таким образом, обеспечение проживающих в городском поселении Зарайск нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям Администрации города Зарайска (л.д.13).

19.11.2015г. ФИО1 обратилась с письмом к руководителю администрации г. Зарайска Московской области М.В.В., в котором просила разъяснить ей, почему жилые помещения по адресу: (адрес 4), которые ФИО1, П.Э.И., Ш.Н.И. просили им предоставить по коллективному обращению от 09.06.2015г., исключены из фонда социального назначения и переданы в казну; перевести указанные жилые помещения из казны в фонд социального назначения; повторно рассмотреть коллективное заявление от 09.06.2015г.; сообщить по какой причине ранее не было рассмотрено коллективное обращение, и не был дан на него ответ (л.д.14).

Из ответа и.о. руководителя администрации г. Зарайска Московской области Н.А.Е. от 10.12.2015г. №1931-исх следует, что Постановлением руководителя Администрации города Зарайска Московской области от 21.09.2015г. №402 ФИО1 и членам ее семьи из 5 человек были предоставлены две благоустроенные квартиры. Ранее постановлением от 20.07.2004г. семье ФИО1 состоящей из 3-х человек было предоставлено жилое помещение по адресу: (адрес 5). В связи с отсутствием согласия П. Э.И., ордер на вышеуказанное жилое помещение не выдавался, договор социального найма не заключался. В настоящее время П.Э.И. со своей семьей проживает в указанном жилом помещении без заключения договора социального найма.

Согласно выписке из домовой книги по адресу: (адрес 7) зарегистрированы истица с 10.12.1987г., дочь П.Э.И. – с 18.07.2000г., сын Ш.Н.И. – с 24.07.2001г., внук П.К.С. – с 29.09.2006г., внук П.В.С. – с 12.08.2013 г. (л.д.120).

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004г. N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.2 ст.6 названного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В силу п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании ФИО1 настаивала на том, что она, П.Э.И. и Ш.Н.И. не являются одной семьей, поэтому им должны быть предоставлены жилые помещения на каждого, с учетом их семейного положения.

Вместе с тем, с учётом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Зарайского городского суда от 30.09.2013г. по гражданскому делу №2-251/13, имеющих преюдициальное значение, суд делает суждение о том, что ФИО1, ее дочь П.Э.И. и сын Ш.Н.И. являются членами одной семьи, стоят вместе в очереди на получении жилого помещения по договорам социального найма по льготной очереди под номером 1 и в общей очереди под номером 61 (л.д.104-109).

Как видно из представленного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное получение жилого помещения, принятых на учет до 01.03.2005г. по состоянию на 01.01.2016г. ФИО1 значится в этом списке под номером 1, количество членов семьи – 3 человека, категория льгот – одинокая мать, дата постановки на учет – 26.07.1987 г. (л.д.146). Согласно списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 01.01.2016г., ФИО1 значится в указанном списке под номером 61, дата постановки на учет – 26.07.1989г., количество членов семьи – 3 человека (л.д.152).

ФИО3 и П.Э.И. в указанных списках, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, стоящих на отдельной очереди, не значатся.

В соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Зарайск Зарайского муниципального района МО от 12.04.2011 N 7/18 "О Положении о порядке предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования "Городское поселение Зарайск" Зарайского района Московской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются на всех членов семьи, состоящих совместно на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилое помещение.

Из пояснений истицы ФИО1 в судебных заседаниях следует, что бездействие администрации г. Зарайска Московской области было выражено в том, что на ее обращения от 09.06.2015г., 29.09.2015г., 25.11.2015г. ей были даны ответы, из которых следовало, что ФИО1 и членам ее семьи из 5 человек предоставлены две благоустроенные квартиры, расположенные по адресу: (адрес 5), общей площадью --- кв.м.; (адрес 6), общей площадью --- кв.м., однако они их не устраивают. Данные жилые помещения предоставлены истице и членам ее семьи с соблюдением требований жилищного законодательства Российской Федерации.

Относительно квартир №№--, --, -- по адресу: (адрес 4), то указанные квартиры в соответствии с постановлениями №478 от 18.11.2015г., №556 от 29.12.2015г., №36 от 02.02.2016г. переведены в маневренный фонд. Данные постановления ФИО1 обжалованы не были.

В судебном заседании представитель Администрации г. Зарайска Московской области по доверенности ФИО2 пояснила, что указанные квартиры могут быть предоставлены ФИО1 и членам ее семьи, но по договорам коммерческого найма.

Относительно требования истицы о признании бездействия (действия) Администрации г. Зарайска Московской области по не рассмотрению обращений от 16.12.2014г., по коллективному обращению от 09.06.2015 г., обращению от 29.09.2015 г. и обращению от 25.11.2015 г. о предоставлении жилых помещений на каждую семью в порядке очередности по очереди №1 незаконными, суд отмечает следующее.

На коллективное обращение ФИО1, Ш.Н.И., П.Э.И. от 09.06.2015г. о рассмотрении вопроса о предоставлении ФИО1 1-ую квартиру, Ш.Н.И. 1-ую квартиру, П.Э.В. 3-ую квартиру, руководителем Администрации г. Зарайска Московской области М.В.В. 03.07.2015г. №997-исх. был направлен ответ, из которого следует, что вопрос о предоставлении семье ФИО1 жилых помещений будет рассматриваться на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Зарайска Московской области в июле 2015 года. Решение о предоставлении жилых помещений по договора социального найма будет направлено в сроки, установленные действующим законодательством (л.д.23).

Относительно жалобы ФИО1 на постановление от 21.09.2015г. №402 Постановлением руководителя Администрации г. Зарайска от 21.09.2015г. №402 «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма», 19.10.2015г. №1561-исх. главой города Зарайска Московской области М.О.Е. был дан ответ, из которого следует, что Постановлением руководителя Администрации г. Зарайска от 21.09.2015г. №402 «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» ФИО1 и членам ее семьи из 5 человек предоставлены две благоустроенные квартиры общей площадью --- кв.м, что по установленной норме предоставления (в среднем) составляет по 17,02 кв.м. на каждого члена семьи ФИО1 Указанные квартиры по адресу: (адрес 5) и (адрес 6), предоставлены с соблюдением требований жилищного законодательства. Относительно предоставления ФИО1 и ее сыну Ш.Н.И. отдельных жилых помещений, М.О.Е. указала, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области к компетенции Администрации города Зарайска относится обеспечение исполнений органов местного самоуправления городского поселения Зарайск по решению вопросов местного значения. Таким образом, обеспечение проживающих в городском поселении Зарайск нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям Администрации города Зарайска (л.д.13).

В своем заявлении от 25.11.2015г. к руководителю города Зарайска московской области ФИО1 просит предоставить ей сведения о наличии свободных благоустроенных жилых помещений, не коммунальных и показать их для решения вопроса о предоставлении их ФИО1 и семьям ее детей в порядке очередности №1. Истица просила показать ей свободные квартиры по адресу: (адрес 4).

Из ответа руководителя Администрации г. Зарайска Московской области М.В.В. от 22.12.2015г. №2003-исх следует, что по завершению работ, связанных с переустройством и перепланировкой нежилых помещений в жилые благоустроенные квартиры, расположенные по адресу: (адрес 4) работники администрации города Зарайска в марте 2015 года организовали ФИО1 и членам ее семьи показ вышеуказанных квартир. Постановлением руководителя Администрации города Зарайска Московской области от 21.09.2015г. №402 «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» истице и членам ее семьи предоставлены две благоустроенные квартиры обшей площадью --- кв.м. по адресу: (адрес 6) и (адрес 5). Указанные жилые помещения предоставлены с соблюдением требований жилищного законодательства.

Таким образом, доводы ФИО1 о бездействии Администрации города Зарайска, выразившимся в не рассмотрении коллективного обращения ФИО1 и членов ее семьи от 09.06.2015 года, от 29.09.2015 г. и 25.11.2015 г. о предоставлении в порядке очередности №1 отдельного жилого помещения на каждую семью не имеют законных оснований и опровергаются материалами дела.

Требования истца об обязании Администрации г. Зарайска Московской области рассмотреть вопрос о предоставлении отдельного жилого помещения на каждую семью в порядке очередности по очереди №1, также не подлежат удовлетворению, поскольку вопрос о предоставлении жилых помещений ответчиком рассмотрен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации муниципального образования «Городское поселение Зарайск» о признании бездействия (действия) Администрации г. Зарайска Московской области по не рассмотрению обращений от 16.12.2014 г., по коллективному обращению от 09.06.2015 г., обращению от 29.09.2015 г. и обращению от 25.11.2015 г. о предоставлении жилых помещений на каждую семью в порядке очередности по очереди №1 незаконными, об обязании Администрации г. Зарайска Московской области рассмотреть вопрос о предоставлении отдельного жилого помещения на каждую семью в порядке очередности по очереди №1 других вариантов свободных жилых помещений, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 мая 2016 года.

Судья В.С. Муштаков

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20.07.2016г. решение Зарайского городского суда от 25.04.2016г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения