Дело № 2-132/2022
УИД 44RS0024-01-2022-000183-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Георгиевское 13 июля 2022 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего - судьи Смирнова П.Р.,
с участием заместителя прокурора Межевского района Гречишкина М.Г.,
при секретаре Котиковой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межевского района в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Межевского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности принятии мер к отнесению земель из одной категории в другую,
установил:
Прокурор Межевского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Межевского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности в срок до 31.12.2023 инициировать процедуру перевода земельного участка с кадастровым номером 44:11:021811:181, расположенного согласно почтовому адресу ориентира: Костромская область, Межевской район, ур.Черемисская, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в категорию - земли особо охраняемых природных территорий, путем направления ходатайства по установленной форме с приложением всех необходимых документов и соблюдением требований установленных Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Межевского муниципального округа Костромской области (далее - администрация Межевского муниципального округа) законодательства об особо охраняемых природных территориях, земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что решением сертификационной комиссии Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.04.2013 дереву вяз, произрастающему в д. Черемисская Межевского района Костромской области, присвоен всероссийский статус «Дерево - памятник живой природы». Постановлением администрации Межевского муниципального района от 06.02.2013 № 47 (далее - постановление) на территории муниципального района создана особо охраняемая природная территория «Дерево - памятник живой природы «Черемисский ильм». В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, 25.12.2021 на кадастровый учет поставлен земельный участок, расположенный непосредственно под охраняемым объектом, а также на прилегающих к нему территориях (далее - земельный участок) (кадастровый номер - 44:11:021811:181), правообладателем данного земельного участка по праву правопреемства является Межевской муниципальный округ Костромской области. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.12.2021 земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - деятельность по особой охране и изучению природы. Вместе с тем, в нарушение требований закона, в том числе части 3 статьи 4 Закона Костромской области от 15.02.2012 № 194-5-ЗКО «Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области», земельному участку присвоена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Непринятие администрацией Межевского муниципального округа Костромской области мер к присвоению земельному участку категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, не соответствует принципу целевого использования земель, в связи с чем создает угрозу неправомерного использования земельного участка в иных целях, не связанных правовым режимом земель особо охраняемых природных территорий, а также не позволяет в полной мере осуществлять деятельность по охране дерева - памятника живой природы от неблагоприятного антропогенного и иного воздействия. По выявленным нарушениям прокурором района 11.05.2022 в адрес главы Межевского муниципального округа внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным, вместе с тем, конкретные меры к устранению нарушений не приняты.
В судебном заседании заместитель прокурора Межевского района Гречишкин М.Г. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - глава Межевского муниципального округа ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление, указал, что последствия признания иска ему понятны.
При данных обстоятельствах суд, в соответствии с положениями ч.5 ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципах учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (часть 2 статьи 95 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается соответствующее ходатайство в исполнительный орган государственной власти. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Межевского муниципального округа Костромской области законодательства об особо охраняемых природных территориях, земельного законодательства, выявлены нарушения.
Решением сертификационной комиссии Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.04.2013 дереву вяз, произрастающему в д. Черемисская Межевского района Костромской области, присвоен всероссийский статус «Дерево - памятник живой природы».
Постановлением администрации Межевского муниципального района от 06.02.2013 № 47 на территории муниципального района создана особо охраняемая природная территория «Дерево - памятник живой природы «Черемисский ильм» (л.д.8).
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, 25.12.2021 на кадастровый учет поставлен земельный участок, расположенный непосредственно под охраняемым объектом, а также на прилегающих к нему территориях (далее - земельный участок) (кадастровый номер - 44:11:021811:181), правообладателем данного земельного участка по праву правопреемства является Межевской муниципальный округ Костромской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.12.2021 земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - деятельность по особой охране и изучению природы (л.д.19-20).
Вместе с тем, в нарушение указанных выше требований закона, а также части 3 статьи 4 Закона Костромской области от 15.02.2012 № 194-5-ЗКО «Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области», земельному участку присвоена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Непринятие администрацией Межевского муниципального округа Костромской области мер к присвоению земельному участку категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, не соответствует принципу целевого использования земель, в связи с чем создает угрозу неправомерного использования земельного участка в иных целях, не связанных правовым режимом земель особо охраняемых природных территорий, а также не позволяет в полной мере осуществлять деятельность по охране дерева - памятника живой природы от неблагоприятного антропогенного и иного воздействия.
11.05.2022 главе Межевского муниципального округа Костромской области в том числе, по факту выявленных нарушений, внесено представление.
Вместе с тем, конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, до настоящего времени не принято.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе иск признать.
В соответствие с п. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ ответчик - администрация Межевского муниципального округа Костромской области, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 173, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Межевского района удовлетворить.
Обязать администрацию Межевского муниципального округа Костромской области в срок до 31.12.2023 инициировать процедуру перевода земельного участка с кадастровым номером 44:11:021811:181, расположенного согласно почтовому адресу ориентира: Костромская область, Межевской район, ур.Черемисская, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в категорию - земли особо охраняемых природных территорий, путем направления ходатайства по установленной форме с приложением всех необходимых документов и соблюдением требований установленных Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в апелляционном порядке сторонами в месячный срок.
Председательствующий -
П.Р.Смирнов