ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/2022 от 15.04.2022 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2-132/2022

УИД 28RS0012-01-2022-000283-47

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2022 года п. Магдагачи

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,

при секретаре Губеевой Ю. А.,

с участием:

истца Ивановой Т. Н.,

третьего лица Пархомук В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Ивановой ФИО9 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района о признании нуждающейся в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности произвести выплату на приобретение или строительство жилого помещения,

установил:

Иванова Т. Н. обратилась в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района о признании нуждающейся в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности произвести выплату на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование иска указано, что распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе, Магдагачинского района.

Истец с рождения и на момент возникновения чрезвычайной ситуации постоянно проживала и проживает до настоящего времени в жилом помещении по адресу: . Данная квартира принадлежала матери истца, Кушнаревой Н. И., которая умерла 31 июля 2021 года.

В результате паводка указанная квартира была повреждена и полностью утрачено находящееся в ней имущество. Истцом получены региональные выплаты.

Заключением межведомственной комиссии от 08.07.2021 № 465 жилое помещение, расположенное по адресу: , признано аварийным и подлежащим сносу.

28.07.2021 Министерством социальной защиты населения Амурской области принято решение о предоставлении Кушнаревой Н. И. выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако, она ею не воспользовалась в связи со смертью.

После смерти матери истец обратилась к нотариусу для вступления в наследство. 04 февраля 2022 года Ивановой Т.Н. получено свидетельство о праве на наследство по закону, в состав наследственного имущества входили ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: . На оставшиеся ? доли в наследство вступила сестра истца, Пархомук В. Н., которая не проживает в с. Черняево и на выплаты не претендует.

После вступления в наследство истец обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, в чем ей было отказано, так как Иванова Т.Н. не являлась собственником жилого помещения на момент введения режима чрезвычайной ситуации, вступление в наследство такого права не предоставляет.

В пострадавшем доме истец проживала постоянно с матерью и имеет регистрацию по месту жительства. Иного жилья в собственности нет.

16 марта 2022 года истец вновь обратилась в Министерство социальной защиты населения с заявлением о выплате денежной компенсации на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации природного характера. По результатам рассмотрения обращения в предоставлении выплат истцу было отказано. С данным отказом она не согласна.

С учетом изменения и увеличения исковых требований, истец Иванова Т.Н. просит суд признать Иванову Т. Н. членом семьи Кушнаревой ФИО10, собственника жилого помещения, расположенного по адресу: ; обязать министерство социальной защиты населения Амурской области включить Иванову Т.Н. в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Ивановой Т.Н. выплату на приобретение или строительство жилого помещения.

От ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области поступил письменный отзыв относительно исковых требований, в котором указано, что Постановлением правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетам субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (далее – Правила).

Подпунктом «а» пунктом 6 Правил предусмотрено, что мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон о защите населения от чрезвычайных ситуаций), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 6 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, а также совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта (п. 7 Правил № 1327).

Аналогичные положения закреплены в Постановлении Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области».

Таким образом, указанными нормами Правил определен круг лиц, имеющих право на получение выплат на приобретение или строительство жилых помещений и члены семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 6 Правил № 1327.

К членам семьи граждан, указанных в п.п.1 п. 1.2 Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающие в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети, родители этого гражданина, а также признанные решением суда членами семьи граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В результате паводка, произошедшего в июле-августе 2021 года на территории Амурской области, жилой дом, расположенный по адресу: , заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания.

Собственником указанного жилого дома на день введения режима чрезвычайной ситуации являлась Кушнарева Н. И.

28.07.2021 комиссией министерства было принято решение о предоставлении Кушнаревой Н. И. и члену ее семьи Ивановой Т. Н. выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. При этом выплата Кушнаревой Н. И. не предоставлена, в связи с ее смертью 31 июля 2021 года.

Наследниками указанного жилого помещения является Иванова Т.Н. и ее сестра Пархомук В. Н. (по 1/2 доле в праве собственности на жилое помещение).

Комиссией министерства на основании представленных документов было рассмотрено заявление Ивановой Т. Н. о предоставлении выплаты на приобретении иди строительство жилого помещения взамен утраченного.

По результатам рассмотрения указанного заявления министерство, руководствуясь Правилами № 596, отказало Ивановой Т. Н. в выплате на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что Иванова Т. Н. на день введения режима чрезвычайной ситуации не являлась собственником жилого дома.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина, соответственно право собственности на наследуемое имущество возникает у наследника со дня открытия наследства.

Учитывая, что истец не является собственником жилого помещения на момент введения режима чрезвычайной ситуации, социальные выплаты не включаются в состав наследства, у истца отсутствует право на получение мер социальной поддержки.

Министерство социальной защиты населения Амурской области просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Истец Иванова Т. Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, уточнила исковые требования в части заявленного искового требования о признании членом семьи, просила суд в указанной части признать её, Иванову ФИО9, членом семьи Кушнаревой ФИО10, собственника жилого помещения, расположенного по адресу: , на день введения на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации. В остальной части исковые требования - без изменения. На окончательных исковых требованиях настаивала. Суду пояснила, что она с рождения проживала в жилом помещении по адресу: , никуда из дома на длительное время не выезжала, кроме обучения после окончания школы. По указанному адресу проживала с матерью Кушнаревой Н.И. и супругом. Ежегодно засаживали огород, совместно с матерью несли расходы на содержание имущества, проведение косметического ремонта согласовывалось между ними, бюджет был общий, совместно приобретали продукты питания, всё необходимое, в том числе и лекарственные средства. Ранее какие – либо выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ими получены не были. Федеральные и региональные выплаты по утрате имущества ими получены. На момент введения режима чрезвычайной ситуации и на период прохождения паводка она постоянно проживала в пострадавшем жилом помещении, имеет регистрацию по месту жительства. Иного жилого помещения в пользовании либо в собственности у нее нет. В наследство после смерти матери вступила она и сестра Пархомук В.Н., земельный участок при жилом доме также находится в долевой собственности.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не представлено, о причинах неявки – в суд не сообщено.

В силу положений ч.ч.1,2 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

При участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.

С учетом того, что ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки суду не представили, суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Третье лицо Пархомук В.Н. в судебном заседании доводы истца Ивановой Т.Н. поддержала в полном объеме, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что её сестра Иванова Т.Н. и мать Кушнарева Н.И. проживали совместно, вели общее хозяйство, у них был общий бюджет, совместными усилиями выращивали овощи, животных, несли общие расходы на ремонт, содержание дома, на питание. Иванова Т.Н. на длительное время из дома не выезжала. Иного жилого помещения в собственности, либо в пользовании Иванова Т.Н. не имеет.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Магдагачинского района, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, губернатор Амурской области, УМВД России по Амурской области, ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не заявлено, о причинах неявки в суд не сообщено.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 N 94-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области" с 26 мая 2021 года на территории Амурской области был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивала территорию, в том числе, Магдагачинского района.

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании из материалов дела установлено и не оспаривается сторонами, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне 2021 года в с. Черняево Магдагачинского района, было подтоплено жилое помещение, расположенное по адресу: .

Распоряжением губернатора Амурской области от 02.07.2021 № 123-р были определены границы зоны чрезвычайной ситуации в разрезе отдельных муниципальных образований Амурской области, в том числе в , в частности в сельсовета в границах домовладения по адресу - .

Собственником указанного жилого помещения, площадью 59.7 кв.м., на момент чрезвычайной ситуации являлась Кушнарева Н. И. на основании договора купли – продажи от 08.12.2011, дата регистрации в ЕГРН 20.12.2011, регистрационный .

Согласно акту обследования жилого помещения № 465 от 08.07.2021 межведомственной комиссией выявлены основания для признания жилого помещения № 1 в многоквартирном аварийным и подлежащим сносу. Причиной появления данных дефектов и повреждений является ситуация, возникшая вследствие прохождения паводка на реке Амур на территории села Черняево в период с ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение: многоквартирном доме, расположенном по адресу: , признано аварийным и подлежащим сносу.

15 июля 2021 года Кушнаревой Н.И. подано заявление о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на себя и члена своей семьи: Ивановой ФИО9.

Комиссией министерства социальной защиты населения Амурской области принято положительное решение и подготовлено уведомление о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 03.08.2021, согласно которому министерство сообщает о предоставлении Кушнаревой ФИО10 и члену её семьи Ивановой ФИО9 выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере () рубля 00 копеек

Уведомление не было вручено Кушнаревой Н.И., фактически выплата оказана не была по причине смерти Кушнаревой Н.И. 31 июля 2021 года.

08.02.2022 после вступления в наследство, открывшееся после смерти матери, Иванова Т.Н., как собственник ? доли в праве собственности на утраченное жилое помещение, обратилась с заявлением о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Уведомлением от 24.02.2022 Ивановой Т. Н. отказано в предоставлении выплаты, поскольку она не являлась собственником утраченного жилого помещения на момент введения режима чрезвычайной ситуации на территории Магдагачинского района.

С данным отказом министерства социальной защиты населения Амурской области согласиться нельзя по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.

Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области (далее - чрезвычайная ситуация), выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета и (или) средства областного бюджета (п. 1.1 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.

Согласно п. 5, 6 указанных Правил трансферты предоставляются на следующие цели:

а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;

б) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение и (или) строительство жилых помещений уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;

г) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на приобретение и (или) строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил;

д) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;

е) компенсация понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации затрат, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта (за исключением мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, в случае совершения террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями).

Мероприятия реализуются в отношении:

а) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

г) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

д) граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, совершения террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 г.), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 N 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.

Согласно п. 1.2 указанных Правил предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в отношении:

1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

2) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

3) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

4) граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

К членам семьи граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети, родители этого гражданина, а также признанные решением суда членами семьи граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

К членам семьи граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, относятся их супруг или супруга, дети, родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Согласно разъяснения, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Как уже было указано выше, в судебном заседании из материалов дела установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории , пострадало жилое помещение, расположенное по адресу: .

Факт постоянного проживания Ивановой Т. Н. по адресу: , совместно с матерью Кушнаревой Н.И., собственником указанного жилого помещения, на день введения режима чрезвычайной ситуации и на момент подтопления, сторонами не оспаривается, и подтверждается материалами дела – справкой администрации Черняевского сельсовета, актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области от 29.06.2021, заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате дождевого паводка, повышения уровней воды на реке Амур от 29.06.2021.

Кроме того, Иванова Т.Н. имела регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении с 04.04.2002.

В судебном заседании установлено, что Иванова Т. Н. с рождения проживала в утраченном жилом помещении совместно с матерью. Иного жилого помещения в пользовании или в собственности Иванова Т. Н. не имеет. Обстоятельств, свидетельствующих о смене места жительства, судом установлено не было.

Все документы, составленные в рамках сложившейся чрезвычайной ситуации, отражают сведения об Ивановой Т.Н., как о члене семьи Кушнаревой Н.И., на день введения режима чрезвычайной ситуации являвшейся собственником жилого помещения по адресу: .

Единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости Кушнаревой Н. И. и Ивановой Т. Н. оказаны в полном объеме в июле 2021 года.

Кроме того, в судебном заседании из совокупности исследованных судом доказательств установлено, что Иванова Т.Н. была вселена в жилое помещение по адресу: матерью – Кушнаревой Н.И. в качестве члена семьи, и проживала по указанному адресу на момент введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации, имела регистрацию по месту жительства. Между членами семьи сложились добрые и уважительные семейные отношения. Отношения между членами семьи можно охарактеризовать не только взаимным уважением друг к другу, но и проявлением взаимной заботы друг о друге, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Установленные судом обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о том, что на основании п.п.3 п.1.2 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 N 596, истец Иванова Т.Н. как член семьи Кушнаревой Н.И. - собственника утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации, постоянно проживающая и имеющая регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении, и не имеющая в собственности либо в пользовании иного пригодного для проживания жилого помещения, имеет право на предоставление выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

К данному выводу суд пришел, в том числе исходя из положений п.1.6 Правил № 596, согласно которому размер выплаты рассчитывается, в частности, на приобретение или строительство жилого помещения - исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на дату утверждения губернатором области перечней в соответствии с пунктом 4 Федеральных правил.

Таким образом, довод ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области о том, что социальные выплаты не включаются в состав наследства, потому истец Иванова Т.Н. не имеет право на получение мер социальной поддержки, суд не принимает, поскольку Иванова Т.Н. претендует на получение указанной выплаты как член семьи собственника утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации, а не в порядке наследования.

Отказом в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного по адресу: , в связи с повреждением жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, существенно нарушаются права Ивановой Т. Н. на защиту от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2.10 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области", утвержденных постановление Правительства Амурской области от 22.10.2019 N 596 в течение 5 рабочих дней со дня принятия комиссией решения о предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения министерство формирует список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области, по форме согласно приложению N 3 к Федеральным правилам (далее - Список) и направляет его на согласование в территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росреестра в соответствии с пунктом 18 Федеральных правил.

В течение 3 рабочих дней со дня получения сведений о согласовании Списка от всех согласующих в соответствии с абзацем первым настоящего пункта органов министерство представляет его губернатору Амурской области на утверждение.

Утвержденный губернатором Амурской области Список направляется министерством в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях перечисления межбюджетных трансфертов в соответствии с пунктом 17 Федеральных правил в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

В случае осуществления мероприятий по предоставлению выплат за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области с последующим возмещением понесенных затрат за счет средств федерального бюджета министерство в течение 3 рабочих дней со дня утверждения губернатором Амурской области Списка направляет обращение в Правительство Амурской области с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Амурской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ивановой Т.Н., рассматриваемые в рамках настоящего гражданского дела, подлежат удовлетворению в полном объеме, на министерство социальной защиты населения надлежит возложить обязанность включить Иванову Т. Н. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области и произвести выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления гражданам на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596.

В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Суд считает, что обращение решения к немедленному исполнению поможет истцу своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Ивановой ФИО9 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района о признании нуждающейся в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности произвести выплату на приобретение или строительство жилого помещения – удовлетворить.

Признать Иванову ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку , членом семьи Кушнаревой ФИО10, собственника жилого помещения, расположенного по адресу: , на день введения на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации.

Возложить на министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность включить Иванову ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596.

Возложить на министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести Ивановой ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления гражданам на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий О. Ю. Шаталова

Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022