ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/2023 от 01.06.2023 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело

22RS0-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2023 года

Центральный районный суд .... в составе:

председательствующего Овсянниковой М.Ю.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 (<данные изъяты> к ООО «Импокар М» (ИНН <данные изъяты>) о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела автомобиль Mercedes-Benz AMG GLE 53 4MATIC, черный обсидиан металлик, VIN , <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор перевозки груза автомобильным транспортом и оказания услуг, связанных с его доставкой, по условиям которого ответчик обязался осуществить перевозку приобретенного истцом автомобиля. ДД.ММ.ГГГГ автомобиль принят для перевозки, ДД.ММ.ГГГГ доставлен и выдан истцу. В момент получения автомобиля истец не имела возможности его осмотреть по причине обледенения и загрязнения, в связи с чем отразив указанные обстоятельства в акте, передала автомобиль представителю официального дилера для осмотра. В результате осмотра установлено, что автомобиль поврежден, расходы на его восстановление составили <данные изъяты> Кроме того, поскольку автомобиль не эксплуатировался, в результате его повреждения утрачена товарная стоимость на <данные изъяты> Поскольку услуга ответчиком оказана ненадлежащим образом, истцу подлежит возмещению провозная плата в размере <данные изъяты> Правоотношения сторон регулируются в числе прочего законодательством о защите прав потребителей, так как автомобиль истцом приобретен в личных целях. В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены, в связи с чем него подлежат взысканию неустойка и штраф. Действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания, размер которых оценивает в <данные изъяты> руб. Кроме того, истец указывает, что ряд положений договора, изложенных в п.п.4.2, 4.5, 4.5.2, 5.1, нарушают ее права как потребителя, в связи с чем подлежат признанию недействительными.

На основании изложенного истец просит признать недействительными условия договора перевозки груза автомобильным транспортом и оказания услуг, связанных с его доставкой NB от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами, в части п.4.2 «Повреждение груза вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия (ремонт дорог; выброс гравия, наличие ям, выбоин и т.п.), а также невозможность качественного осмотра автомобиля при приеме (факт фиксируется в акте приема-передачи груза) вследствие его загрязненности, обледенелости либо заснеженности, темного времени суток, неосвещенности площадки и иным причинам, относятся к обстоятельствам, которые перевозчик не может предотвратить. При указанных обстоятельствах ответственность у перевозчика не наступает и отсутствует обязанность по возмещению ущерба Клиенту», п.4.5 «но ответственность за утрату товарной стоимости перевозчик не несет, и обязанности по возмещению клиенту утраты товарной стоимости у перевозчика не наступает»; п.4.5.1 «В случае повреждения груза, в течение 30 дней с момента приемки груза клиент направляет перевозчику претензию», п.5.1 «Разногласия, возникающие в процессе исполнения настоящего договора, стороны должны разрешать путем переговоров с соблюдением претензионного порядка, установленного УАТ РФ. Претензии, направляемые клиентом перевозчику, рассматриваются последним в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента получения оригинала претензии», взыскать с ответчика убытки в размере <данные изъяты> руб., утрату товарной стоимости в размере <данные изъяты>., провозную плату в размере <данные изъяты> неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., штраф в размере <данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела истец требования уточняла, окончательно просила признать недействительными условия договора перевозки груза автомобильным транспортом и оказания услуг, связанных с его доставкой NB от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами, в части п.4.2 «Повреждение груза вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия (ремонт дорог; выброс гравия, наличие ям, выбоин и т.п.), а также невозможность качественного осмотра автомобиля при приеме (факт фиксируется в акте приема-передачи груза) вследствие его загрязненности, обледенелости либо заснеженности, темного времени суток, неосвещенности площадки и иным причинам, относятся к обстоятельствам, которые перевозчик не может предотвратить. При указанных обстоятельствах ответственность у перевозчика не наступает и отсутствует обязанность по возмещению ущерба Клиенту», п.4.5 «но ответственность за утрату товарной стоимости перевозчик не несет, и обязанности по возмещению клиенту утраты товарной стоимости у перевозчика не наступает»; п.4.5.1 «В случае повреждения груза, в течение 30 дней с момента приемки груза клиент направляет перевозчику претензию», п.5.1 «Разногласия, возникающие в процессе исполнения настоящего договора, стороны должны разрешать путем переговоров с соблюдением претензионного порядка, установленного УАТ РФ. Претензии, направляемые клиентом перевозчику, рассматриваются последним в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента получения оригинала претензии», взыскать с ответчика убытки в размере <данные изъяты> утрату товарной стоимости в размере <данные изъяты> провозную плату в размере <данные изъяты> неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> штраф в размере <данные изъяты>

Представители истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что права истца как потребителя нарушены ответчиком тем, что автомобиль поврежден в результате перевозки, представлен к выдаче в загрязненном и обледеневшем состоянии, что лишило истца возможности его осмотреть и выявить повреждения в момент приемки. Кроме того, в момент заключения договора истцу не предоставлена ненадлежащая информация об организации перевозки. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что автомобиль перегружался и доставлялся несколькими транспортными средствами, эксплуатировался во время перегрузки, об этом истец в известность при заключении договора поставлена не была.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменного отзыва и дополнений к нему, заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков в части повреждений обшивки двери, указав, что об указанном недостатке истцом впервые заявлено в уточненном иске, принятом судом ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты требования к перевозчику о возмещении ущерба в данной части не предъявлялись.

Представитель третьего лица ООО «Импокар-Транс» в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что перевозка осуществлена ООО «Импокар-Транс» в соответствии с условиями договора, автомобиль передан истцу. Перед выдачей транспортных средств всегда осуществляется их мойка, что и было сделано в данном случае. Доводы истца о невозможности осмотра автомобиля при приемке опровергаются представленной видеозаписью, где зафиксирован автомобиль в чистом состоянии. Полагает, что повреждения автомобилем получены после его передачи истцу.

Представитель третьего лица СПАО «Ингосстрах» в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что страховой компанией застрахована ответственность перевозчика ООО «Импокар-Транс», с заявлением о страховой выплате ни перевозчик, ни потребитель не обращались.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Импокар-Транс» (исполнитель) и ООО «Импокар М» (заказчик) заключен договор об оказании услуг по экспедированию и перевозке автотранспортных средств, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ (оказание услуг) по транспортировке и экспедированию автомобилей на условиях, установленных настоящим договором.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Импокар М» (перевозчик) и ФИО1 (клиент) заключен договор NB перевозки груза автомобильным транспортом и оказания услуг, связанных с его доставкой, по условиям которого перевозчик обязуется выполнить перевозку транспортного средства (далее - груз), указанного в Приложении к настоящему договору, а также оказать иные услуги, связанные с перевозкой груза, в соответствии с условиями настоящего договора и согласованными перевозчиком заявками клиента, а клиент обязуется принять и оплатить услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.

Груз доставляется путем транспортировки специальным транспортом (автовозом) открытым способом без использования защитных средств (п.1.2 договора).

При перевозке груз размещается в кузове/прицепе транспортного средства совместно с иными грузами других клиентов; в процессе перевозки возможны перегрузки груза, без дополнительного уведомления клиента (п.1.9 договора).

Стоимость доставки составляет 59 591 руб. без НДС. В случае предоставления услуги по содействию в страховании груза вознаграждение и расходы перевозчика включаются в общую стоимость услуг, указанную в настоящем пункте договора. В стоимость оказанных перевозчиком услуг входят расходы по оплате услуг третьих лиц, связанные с перевозкой груза (в случае их привлечения) (п.3.1 договора).

Гражданская ответственность перевозчика застрахована в СПАО «Ингосстрах» (п.4.3 договора).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору NB перевозки груза автомобильным транспортом и оказания услуг, связанных с его доставкой, стороны согласовали страхование груза в АО «Согаз», стоимость услуги составляет 28 042 руб.

Согласно Приложению к договору NB от ДД.ММ.ГГГГ перевозки груза автомобильным транспортом и оказания услуг, связанных с его доставкой, перевозимый груз – автомобиль <данные изъяты> черный обсидиан металлик, VIN <данные изъяты>

Оплата по договору истцом произведена в размере <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлениями об оплате заказа ПАО Сбербанк.

ДД.ММ.ГГГГ в .... истцом по договору купли-продажи, заключенному с ООО «ЦЕНТР-КАМА», приобретен автомобиль <данные изъяты><данные изъяты>, черный обсидиан металлик, VIN , <данные изъяты>. Договором предусмотрена возможность установки на автомобиле онлайн-сервиса <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ автомобиль передан истцу продавцом по акту приема-передачи №ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту приема-передачи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль передан истцом ООО «Импокар М» для перевозки в .....

ДД.ММ.ГГГГ на основании транспортной накладной автомобиль передан для перевозки ООО «Импокар-Транс».

ДД.ММ.ГГГГ автомобиль передан ФИО1 по акту приема-передачи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ею указаны следующие замечания дословно: «Автомобиль принят, с следующими претензиями: 1) машину перевозили с открытыми окнами, в салоне снег, наледь, машина мокрая, сиденье мокрое, грязь по окантовке окна и сиденье пассажира в грязи. Машину осмотреть не было возможности, т.к. она вся обледеневшая».

ДД.ММ.ГГГГ истцом ответчику направлено уведомление о предъявлении требований о возмещении ущерба.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлена претензия о возмещении ущерба и возврате провозной платы.

В соответствии с п.1 ст.785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно ст.796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Как следует из ст.801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Статьей 803 ГК РФ предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

В зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона о транспортной экспедиции суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение.

Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:

1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо

2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Как следует из п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

При квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т..... сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети "Интернет", через который заключался договор (п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Учитывая приведенные положения закона, а также принимая во внимание условия заключенного между сторонами договора, в котором ответственность за сохранность груза возложена на ответчика, суд приходит к выводу о том, что между сторонами сложились отношения по договору транспортной экспедиции, где согласована ответственность экспедитора – ответчика в качестве договорного перевозчика.

Согласно ст.929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);

3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск (статья 933).

В соответствии со ст.1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Из материалов дела следует, что СПАО «Ингосстрах» по страховому полису /CMR застраховало ответственность перевозчика ООО «Импокар-Транс», с которым у истца договорные отношения отсутствуют, и требования к которому она не заявляет.

Перевозимый груз застрахован в соответствии с генеральным полисом <данные изъяты> и страховым сертификатом №<данные изъяты>

Исходя из содержания статьи 929 ГК РФ, данный вид страхования относится к имущественному страхованию, таким образом, статья 1072 ГК РФ не применима к возникшим в результате данного спора отношениям, так как эта норма регулирует отношения, возникающие из договоров страхования ответственности. Ответственность ООО «Импокар М» не была застрахована.

Учитывая изложенное, истец могла предъявить свои требования как транспортной компании, так и страховщику, при этом право выбора ответчика принадлежит истцу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «Импокар М» является надлежащим ответчиком.

Доказательств того, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, ответчиком в материалы дела не представлено.

Так, согласно ответу ООО «Центр-Кама» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос представителя истца передача приобретенного истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства осуществлялась при покупателе, транспортное средство передавалось к перевозке и погружено на автовоз из автосалона, покупателем не эксплуатировалось.

При приемке автомобиля к перевозке ДД.ММ.ГГГГ в акте ответчиком отмечено, что автомобиль имеет потертость размером более 7,5 см (код 45 F C в акте), при этом место расположения потертости на капоте не указано. Наличие данного замечания удостоверено подписями сторон.

В транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ в п.12 имеется отметка перевозчика ООО «Импокар-Транс» о том, что капот автомобиля имеет повреждения справа, однако данная часть транспортной накладной составлена на отдельном листе и не содержит подписи ФИО1 (п.16).

ДД.ММ.ГГГГ до передачи автомобиля истцу в акте имеется отметка о том, что автомобиль грязный, в снегу, осмотр затруднен.

При приемке автомобиля истцом ДД.ММ.ГГГГ и указании ею на невозможность осмотра автомобиля вследствие его загрязнения и обледенения лицом, выдававшим автомобиль истцу (ФИО3), акт подписан без замечаний.

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 пояснил, что перед передачей автомобиля истцу он был вымыт, осмотр истцом производился внутри помещения, затем перемещен на улицу. Поскольку автомобиль был еще влажным, из-за отрицательной температуры появилась наледь. После мойки свидетель обнаружил два повреждения, которые указаны в акте, иных не появилось. По какой причине подписал акт без замечаний, пояснить е может.

Ответчиком представлен журнал мойки автомобилей ООО «Импокар-Транс», из которого следует, что следует, что осуществлена мойка автомобиля истца.

Представленная истцом видеозапись отражает процесса осмотра автомобиля при приемке внутри помещения в условиях недостаточной видимости.

Суд критически относится к показаниям свидетеля и записи о мойке в журнале, поскольку они опровергаются содержанием акта , подписанного свидетелем без замечаний.

Таким образом, доводы истца о невозможности при приемке осмотра автомобиля по причине его загрязнения и обледенения не опровергнуты. Представленный акт экспертного исследования ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает обратного, поскольку содержит субъективное восприятие видеозаписи лицом, проводившим исследование.

Согласно акту-приложению приема автомобиля к предварительному заказ-наряду №ЗН0095338, составленному ООО «ПМ-Авто» ДД.ММ.ГГГГ и подписанному истцом и представителем ООО «ПМ-Авто», в автомобиле большое количество воды и грязи на облицовках дверей и передних сидений. Автомобиль принят в грязном состоянии, имеются повреждения и потертости обшивки двери задней правой, скол ЛКП на правой части заднего бампера, многочисленные царапины на капоте, преимущественно в правой части, повреждение ЛКП с правой стороны на переднем бампере. Указанные повреждения обнаружены после мойки.

Доводы ответчика о том, что повреждения капота возникли на автомобиле до передачи его к перевозке, остальные – после выдачи автомобиля истцу, суд не принимает.

При приемке автомобиля к перевозке наличие данных повреждений в акте не отражено, тогда как в нем имеются специальные коды для отображения таких повреждений, как царапины и сколы, указание на наличие повреждений капота в транспортной накладной сделано в одностороннем порядке самим перевозчиком в отсутствие подписи ФИО1

При рассмотрении дела ответчик не отрицал то обстоятельство, что автомобиль истца перевозился двумя транспортными средствами, пояснил, что перегрузка осуществлялась в ....ДД.ММ.ГГГГ. Это же обстоятельство зафиксировано в акте .

Согласно протоколу осмотра доказательств, составленному нотариусом ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр приложения «Mercedes me», установленного на смартфоне истца, где ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано: «Оповещение о столкновении», «Установлен факт наезда. Обновлено с а/м 2 минуты назад», указана зона – Спереди (Легкий удар).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что все заявленные истцом повреждения на автомобиле образовались после передачи автомобиля истцом ответчику и до выдачи его истцу после перевозки. При этом, доказательств отсутствия вины в причинении ущерба истцу ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1 ст. 801 этого же Кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 названного Кодекса (п. 1 ст. 803 ГК РФ).

Общие условия, определяющие основания и размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, установлены ст. 393 названного кодекса, которая в части определения убытков отсылает к правилам, предусмотренным ст. 15 этого же Кодекса.

В силу указанных законоположений лицо, право которого нарушено, вправе требовать от нарушителя полного возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

По общему правилу, стороны обязательства вправе по своему усмотрению ограничить ответственность должника (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Заключение такого соглашения не допускается и оно является ничтожным, если нарушает законодательный запрет (п. 2 ст. 400 ГК РФ) или противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства (абз. 2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7).

Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

При этом в п. 2 ст. 11 указанного Закона содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных названным Законом, соответствующее соглашение признается ничтожным.

Разъяснения аналогичного содержания даны в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

Таким образом, обязанность экспедитора возместить реальный ущерб установлена императивной нормой и. 4 ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», и в силу и. 4 ст. 421 ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер ответственности экспедитора. Экспедитор, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от ответственности лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы, установлены в ст. 401 ГК РФ, в силу и. 3 которой, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Доказательств того, что повреждения на автомобиле истца возникли в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, ответчиком в материалы дела не представлено.

Положения п.4.2 договора о том, что повреждение груза вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия (ремонт дорог; выброс гравия, наличие ям, выбоин и т.п.), а также невозможность качественного осмотра автомобиля при приеме (факт фиксируется в акте приема-передачи груза) вследствие его загрязненности, обледенелости либо заснеженности, темного времени суток, неосвещенности площадки и иным причинам, относятся к обстоятельствам, которые перевозчик не может предотвратить, при указанных обстоятельствах ответственность у перевозчика не наступает и отсутствует обязанность по возмещению ущерба Клиенту, не свидетельствуют о наличии таких обстоятельств, поскольку выбор скорости движения транспортного средства, осуществляющего перевозку автомобиля, а также предоставление возможности истцу при приемке убедиться в отсутствие повреждений на автомобиле зависят от воли перевозчика.

Данное положение договора прямо противоречит приведенному выше правовому регулированию ответственности экспедитора, ограничивает ее по сравнению с тем, как она установлена законом, и не подлежит применению.

В соответствии с п.4.5 заключенного между сторонами договора ущерб, причиненный грузу, возмещается при повреждении груза в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления события. Под расходами понимаются расходы на материалы, запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства (груза), вызванное преждевременным ухудшением товарного вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие повреждения и последующего ремонта. Стороны определились, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта, запасных частей транспортного средства, но ответственность за утрату товарной стоимости перевозчик не несет, и обязанности по возмещению клиенту утраты товарной стоимости перевозчика не наступает.

Положениями п.п.3 п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.

Заключенным между сторонами договором объявленная ценность груза составляет 11 216 600 руб.

По заключению ....вой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ утрата товарной стоимости автомобиля составляет 134 599 руб.

Справка ИП ФИО5 о необоснованном расчете утраты товарной стоимости выводов специалистов ....вой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы не опровергает.

Так, согласно указанной справке расчет утраты товарной стоимости не производится при эксплуатационных повреждениях ЛКП в виде меления, трещин, повреждений, вызванных механическими воздействиями – незначительных по площади сколов, рисок, на нарушающих защитных функций ЛКП составных частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски, площадью не более 0,25 дм квадратных; повреждениях, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид КТС (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.); в случае окраски молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов, колесных дисков.

Вместе с тем, по заключению ....вой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ для устранения повреждений на автомобиле необходима окраска кузова, в связи с чем утрата товарной стоимости подлежит расчету. Кроме того, возмещение ущерба в виде утраты товарной стоимости прямо предусмотрено законом.

Таким образом, в силу прямого указания закона, а также запрета на ограничение ответственности экспедитора положения п.4.5 договора о невозмещении утраты товарной стоимости в данном случае не подлежат применению, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Вместе с тем, законом не запрещено увеличивать ответственность экспедитора, в связи с чем стороны вправе были предусмотреть в договоре дополнительное возмещение, что и было сделано в 4.5 договора, которым было установлено возмещение ущерба в виде расходов на восстановление автомобиля.

Поскольку автомобиль не находился в эксплуатации, что установлено в судебном заседании, износ заменяемых деталей суд не применяет.

По заключению ....вой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 207 900 руб.

Рецензия на данное заключение ИП ФИО5 не опровергает выводов заключения, поскольку указывает лишь на недостатки оформления заключения. Указание на недопустимость проведения исследования по видеозаписи и фотографиям о недопустимости заключения как доказательства не свидетельствует. К моменту проведения исследования автомобиля на предмет размера расходов на его восстановление он уже был восстановлен. До его восстановления производилось фотографирование, видеосъемка, примененные ремонтные работы указаны официальным дилером в заказ-нарядах, полученные материалы представлены для исследования, их наличие явилось достаточным для соответствующих выводов. Законом не предусмотрено восстановление поврежденного имущества только после разрешения судебного спора.

Ответчиком доказательств иного размера ущерба не представлено.

Вместе с тем, заслуживает внимание довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в части требования о возмещении повреждения обивки двери.

Согласно п.3 ст.797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Статьей 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта предусмотрено, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:

1) возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи багажа, груза;

2) возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, со дня признания багажа утраченным;

3) возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным;

4) просрочки доставки багажа, груза со дня выдачи багажа, груза.

Груз истцу выдан ДД.ММ.ГГГГ, уточненное исковое заявление, в котором содержится требование о возмещении ущерба, причиненного повреждением обивки двери, поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока исковой давности, в связи с чем в силу ст.199 ГК РФ подлежит применению срок исковой давности и отказ в данных требованиях.

Доводы представителя истца о том, что наличие данных повреждений выявлено только в результате проведенного ....вой общественной организацией специалистов судебно-технической экспертизы исследования, оформленного заключением от ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает, поскольку данное повреждение выявлено ООО «ПМ-Авто» ДД.ММ.ГГГГ согласно акту-приложению приема автомобиля к предварительному заказ-наряду №ЗН0095338, составленному ООО «ПМ-Авто» и подписанному истцом и представителем ООО «ПМ-Авто».

По заключению ....вой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по обивке двери составляет <данные изъяты> Эта стоимость подлежит вычитанию из окончательной калькуляции по запчастям <данные изъяты> с учетом полученной суммы стоимость мелких запчастей составит <данные изъяты> стоимость запчастей <данные изъяты> Стоимость работ с учетом отнесения работ по обивке к работам первого класса и необходимости их вычитания в количестве <данные изъяты> общая стоимость <данные изъяты> Таким образом, стоимость ремонтных работ составляет <данные изъяты> = <данные изъяты>. и подлежит взысканию с ответчика.

Провозная плата не подлежит возврату истцу, поскольку услуга фактически оказана.

Стороной истца заявлены требования о взыскании неустойки по основаниям, предусмотренным ст.ст.28, 31 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Положениями пункта 5 статьи 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» предусмотрена неустойка в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги).

В соответствии со статьей 30 Закона о защите прав потребителей недостатки работ (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю. За нарушение предусмотренных этой статьей сроков устранения недостатков выполненной работы: (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона о защите прав потребителей.

Системный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о возмещении убытков подлежит взысканию только тогда, когда такие убытки причинены вследствие отказа от исполнения договора или нарушения срока выполнения работ.

Однако таких обстоятельств при рассмотрении дела установлено не было.

Из материалов дела усматривается, что истцом заявлены требования о возмещения ущерба, причиненного в процессе оказания услуги.

Заявленные истцом требования вытекают из иных правоотношений, не относятся к расходам по устранению недостатков оказанной услуги, в связи с чем оснований для взыскания неустойки не имеется.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая, что права истца как потребителя нарушены, заявленные требования о компенсации морального вреда являются правомерными. С учетом степени вины причинителя вреда, длительности и характера нарушения прав, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд взыскивает с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 7 000 руб.

Истцом оспариваются условия договора перевозки груза автомобильным транспортом и оказания услуг, связанных с его доставкой NB от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами, в части п.4.2 «Повреждение груза вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия (ремонт дорог; выброс гравия, наличие ям, выбоин и т.п.), а также невозможность качественного осмотра автомобиля при приеме (факт фиксируется в акте приема-передачи груза) вследствие его загрязненности, обледенелости либо заснеженности, темного времени суток, неосвещенности площадки и иным причинам, относятся к обстоятельствам, которые перевозчик не может предотвратить. При указанных обстоятельствах ответственность у перевозчика не наступает и отсутствует обязанность по возмещению ущерба Клиенту», п.4.5 «но ответственность за утрату товарной стоимости перевозчик не несет, и обязанности по возмещению клиенту утраты товарной стоимости у перевозчика не наступает»; п.4.5.1 «В случае повреждения груза, в течение 30 дней с момента приемки груза клиент направляет перевозчику претензию», п.5.1 «Разногласия, возникающие в процессе исполнения настоящего договора, стороны должны разрешать путем переговоров с соблюдением претензионного порядка, установленного УАТ РФ. Претензии, направляемые клиентом перевозчику, рассматриваются последним в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента получения оригинала претензии».

Из положений пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 166, пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ч.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Пункты 4.5.1 и 5.1 не ограничивают права истца как потребителя, не препятствуют в случае несоблюдения претензионного порядка обращению в суд за защитой нарушенного права, в связи с чем недействительными признанию не подлежат.

Условия, содержащиеся в п.4.2 и 4.5, ущемляют права истца как потребителя, противоречат закону, о чем указано выше, в связи с чем являются ничтожными. Вместе с тем, признание их таковыми права истца не восстановит, восстановлением послужит применение последствий недействительности ничтожной части сделки, что в данном случае производится судом при оценке правомерности требований истца в части возмещения ущерба и его размера.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в части.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В добровольном порядке требования истца ответчиком не удовлетворены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в <данные изъяты>

В силу ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Оснований для уменьшения штрафа с учетом обстоятельств причинения ущерба, его характера, неблагоприятных последствий для истца, отказа ответчика от возмещения ущерба в добровольном порядке, отсутствия исключительных обстоятельства, свидетельствующих о необходимости уменьшения штрафа, отсутствия недобросовестности со стороны истца суд не находит.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа – .... края подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить в части.

Взыскать с ООО «Импокар М» (ИНН <данные изъяты>) в пользу ФИО1 (паспорт <данные изъяты> компенсацию морального вреда <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «Импокар М» (ИНН <данные изъяты>) в бюджет муниципального образования городского округа – .... края государственную пошлину <данные изъяты><данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова