дело № 2-132/2024 (№ 2-1870/2023)
УИД: 77RS0002-02-2023-008770-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2024 года г. Смоленск
Заднепровский районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего судьи Граф Я.Ю.,
при секретаре Богданович К.А.,
с участием старшего помощника Смоленского транспортного прокурора Самусь А.А.,
представителя ответчика Исакова Д.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязанности совершить определенные действия,
установил:
Смоленский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований указал, что Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Моторвагонным депо Смоленск-№ Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее - Моторвагонное депо Смоленск-№, депо) требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры при организации и выполнении перевозок железнодорожным транспортом.
Установлено, что ОАО «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») в рамках заключенного договора аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав) от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставляет АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - АО «Центральная ППК») во временное владение и пользование моторвагонный подвижной состав и оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспорта локомотивными бригадами. Подвижной состав используется с целью перевозки пассажиров и багажа по железнодорожным путям общего пользования.
По условиям договора аренды арендодатель (ОАО «РЖД») оказывает услуги арендатору по управлению арендованным транспортом локомотивными бригадами арендодателя, по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию транспорта.
Кроме того, арендодатель должен обеспечивать выполнение требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности в полном объеме на предоставляемом АО «Центральная ППК» в аренду транспорте (подп. 4.1.23 п. 4 договора).
ОАО «РЖД» в отношении моторвагонного подвижного состава депо, а именно рельсового автобуса РА-2 № и электропоезда ЭД9м-№, является субъектом транспортной инфраструктуры и несет обязанности по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности данных объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
В ходе проверки установлено, что головные вагоны рельсового автобуса РА-2 № и электропоезда ЭД9М-№, а также входящие в их состав вагоны, не оснащены средствами видеонаблюдения в кабинах транспортных средств и на путях прохода в салон (кабину). Средства видеонаблюдения также отсутствуют и в пассажирских салонах (вагонах), переходных тамбурах и технических помещениях.
Средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных в проверенных двух единицах моторвагонного состава также отсутствуют.
При этом на указанные группы транспортных средств (вагоны в составе каждого поезда), разработаны паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, которые утверждены ДД.ММ.ГГГГ начальником Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД».
Бездействие ответчика в отношении рассматриваемых ОТИ создает реальную возможность осуществления акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ, угрозу жизни и здоровью пассажиров и работников железнодорожного транспорта.
Основным способом противодействия угрозам совершения актов незаконного вмешательства является их предупреждение, на что направлен весь комплекс требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму.
Ранее по результатам проведенного анализа исполнения требований федерального законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму в анализируемой сфере правоотношений в Моторвагонном депо Смоленск-№ Смоленским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем до настоящего времени ответчиком меры по исполнению требований законодательства, направленные на оборудование моторвагонного подвижного и тягового состава в соответствии с требованиями действующего законодательства, не приняты.
Отсутствие технических средств обеспечения транспортной безопасности в моторвагонном подвижном составе, находящемся в эксплуатации у Моторвагонного депо Смоленск-1, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении пассажиров и работников транспорта, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного истец просит возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями подп. 1 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, оснастить рельсовый автобус РА-2 №, состоящий из вагонов № №, №, №, и электропоезд ЭД9М-№, состоящий из вагонов № №, №, №, №, средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах транспортных средств (вагонах), переходных тамбурах, в кабинах машинистов и на путях прохода в салон (кабины) транспортных средств, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток, а также обеспечить доступ к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
В судебном заседании старший помощник прокурора Смоленского транспортного прокурора Самусь А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что в настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Исаков Д.И. возражал против удовлетворения иска, представил в материалы дела письменные возражения на заявленные требования. Указал, что в соответствии с актами приемки МВПС из модернизации от ДД.ММ.ГГГГ рельсовый автобус РА-2 №, состоящий из вагонов № №, №, №, при капитальном ремонте (КР-2) был оборудован камерами видеонаблюдения в соответствии с подп. 1 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта. Учитывая необходимый перечень работ для установки систем видеонаблюдения на вагоны электропоездов, который включает в себя установку дополнительных межвагонных соединений, укладку дополнительного комплекта макета проводов, установку мониторов в кабинах управления и т.д., целесообразнее выполнить данную модернизацию одновременно с проведением капитального ремонта в объеме КР-2, так как при данном виде ремонта выполняются работы по снятию и установке обшивки салонов (тамбуров) и замене проводов. В случае удовлетворения заявленных исковых требований полагал возможным установить срок для выполнения соответствующей обязанности - 3 года, поскольку срок, равный 1 году, является недостаточным для устранения выявленных нарушений с учетом объема проведения необходимых работ.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) предусмотрено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Юридические лица в силу п. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления определенных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Субъектами транспортной инфраструктуры согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности транспортного средства возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 года № 1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования № 1653).
Согласно подп. 6 п. 6 Требований № 1653 субъект транспортной инфраструктуры должен оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям статьи 12.2 Закона № 16-ФЗ и обеспечивающими реализацию положений настоящего документа.
В частности, в соответствии с подп. 1 п. 10 Требований № 1653 субъект транспортной инфраструктуры должен оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности:
средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива);
средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях;
средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «Российские железные дороги» в рамках заключенного договора аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав) от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставляет АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - АО «Центральная ППК») во временное владение и пользование моторвагонный подвижной состав и оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспорта локомотивными бригадами. Подвижной состав используется с целью перевозки пассажиров и багажа по железнодорожным путям общего пользования.
По условиям аренды арендодатель (ОАО «РЖД») оказывает услуги арендатору по управлению арендованным транспортом локомотивными бригадами арендодателя, по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию транспорта.
Кроме того, арендодатель должен обеспечивать выполнение требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности в полном объеме на предоставляемом АО «Центральная ППК» в аренду транспорте (подп. 4.1.23 п. 4 договора).
Таким образом, ОАО «РЖД» в отношении моторвагонного подвижного состава депо, а именно рельсового автобуса РА-2 № и электропоезда ЭД9м-№, является субъектом транспортной инфраструктуры и несет обязанности по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности данных объектов транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки, проведенной Смоленской транспортной прокуратурой, установлено, что головные вагоны рельсового автобуса РА-2 № и электропоезда ЭД9М-№, а также входящие в их состав вагоны, не оснащены средствами видеонаблюдения в кабинах транспортных средств и на путях прохода в салон (кабину). Средства видеонаблюдения также отсутствуют и в пассажирских салонах (вагонах), переходных тамбурах и технических помещениях. Средств обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных в проверенных двух единицах моторвагонного состава также не имеется.
Вопреки доводам стороны ответчика до настоящего времени ОАО «РЖД» меры по исполнению требований законодательства, направленные на оборудование моторвагонного подвижного и тягового состава в соответствии с требованиями действующего законодательства, не приняты. Данные обстоятельства также подтверждаются актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного старшим помощником Смоленского транспортного прокурора Самусь А.А., с участием представителя Моторвагонного депо Смоленск-№ Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» - главного инженера ФИО1, являющегося лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в депо, а также государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному Федеральному округу ФИО2.
Кроме того, выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, не может быть поставлено в зависимость от необходимости и сроков проведения капитального ремонта рельсового автобуса и электропоезда
При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ОАО «РЖД» обязанности в соответствии с подп. 1 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, оснастить рельсовый автобус РА-2 №, состоящий из вагонов № №, №, №, и электропоезд ЭД9М-№, состоящий из вагонов № №, №, №, №, средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах транспортных средств (вагонах), переходных тамбурах, в кабинах машинистов и на путях прохода в салон (кабины) транспортных средств, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток, а также обеспечить доступ к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая порядок исполнения указанной обязанности и объем подлежащих проведению необходимых работ, суд полагает целесообразным установить для ответчика срок исполнения обязанности выполнения подп. 1 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, - в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 6000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Смоленского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с подп. 1 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, оснастить рельсовый автобус РА-2 №, состоящий из вагонов № №, №, №, и электропоезд ЭД9М-№, состоящий из вагонов № №, №, №, №, средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах транспортных средств (вагонах), переходных тамбурах, в кабинах машинистов и на путях прохода в салон (кабины) транспортных средств, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и обеспечить доступ к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения суда - 06 февраля 2024 года.
Председательствующий Граф Я.Ю.