ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1330/19 от 06.09.2019 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

дело № 2-1330/19

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2019 года город Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Твердова И.В.

при секретаре Паас В.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туапсинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Филимонову А.С. о признании действий незаконными, запрете деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Туапсинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Туапсинский районный суд с иском к ИП Филимонову А.С. о признании действий незаконными, запрете деятельности, мотивировав тем, что 28.07.2019 в акватории Черного моря на траверзе пляжа с.Лермонтово Туапсинского района Краснодарского края ответчик ИП Филимонов А.С. предоставил услуги по запуску и пилотированию парашюта с двумя гражданами, буксируемого моторным маломерным судном «Концепт», регистрационный номер , принадлежащим ответчику, под управлением судоводителя Кешебьян Н.Н., использовав воздушное пространство Российской Федерации, которое отнесено к классу С и является приграничной полосой с особым режимом его использования, без получения соответствующего разрешения на использование воздушного пространства, ИП Филимонов А.С. в акватории Черного моря в районе пляжа с. Лермонтово Туапсинского района осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозкам пассажиров по Черному морю с использованием моторного судна катера (Костромич), идентификационный номер , с нанесенным на борт судна названием «Александрия», на основании выданной 02.08.2017 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта лицензии серии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, при этом в нарушение требований закона судно отсутствует в перечне объектов используемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, указанных в приложении №1 к выданной ему лицензии, чем нарушены условия, предусмотренные лицензией, что нарушает требования действующего законодательства, может стать причиной столкновения парашюта с воздушным судном либо иного инцидента, а также причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, которым оказываются услуги буксируемых полетов на парашюте и морские перевозки маломерным судном. Просит признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Филимонова А.С., выразившиеся в использовании воздушного пространства Российской Федерации без разрешения, а также по осуществлению перевозок пассажиров с использованием моторного судна катера (Костромич), идентификационный номер с нанесенным на борт судна названием «Александрия», без прохождения процедуры классификации и освидетельствования маломерного судна органами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» или ФАУ «Российский Речной Регистр», без государственной регистрации маломерного судна «Александрия» в Государственном судовом реестре, незаконной, запретить индивидуальному предпринимателю Филимонову А.С. использовать воздушное пространство Российской Федерации до получения разрешения на использование воздушного пространства, запретить индивидуальному предпринимателю Филимонову А.С. осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров морским транспортом с использованием моторного судна катера (Костромич), идентификационный номер , с нанесенным на борт судна названием «Александрия», без прохождения процедуры классификации и освидетельствования маломерного судна органами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» или ФАУ «Российский Речной Регистр», без государственной регистрации названного маломерного судна в Государственном судовом реестре.

В судебном заседании прокурор Быков А.Л. иск поддержал по его основаниям, просил его удовлетворить.

Ответчик ИП Филимонов А.С., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке заочного судопроизводства, с учетом мнения прокурора.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.13 Воздушного кодекса Российской Федерации при возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в установленной последовательности.

Согласно ст.32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Постановлением правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года №138 утверждены федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее – Правила), согласно ст.2 которых под планированием использования воздушного пространства определена деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами. Под разрешением на использование воздушного пространства определено предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы.

В соответствии со ст.43 Правил над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса - воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

Статьей 44 Правил установлен запрет на полеты в приграничной полосе без представления плана полета воздушного судна, разрешения на использование воздушного пространства и без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Согласно ст.113 Правил разрешительный порядок использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

В соответствии со ст.109 Правил план полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

Таким образом, разрешительный порядок использования воздушного пространства является обязательным в воздушном пространстве класса С.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно п.20 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 года №193 установлен Порядок лицензирования этой деятельности, в том числе с использованием маломерными судов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам морским транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов, изложены в п. 5 указанного Положения.

К их числу для лицензиатов, осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620.

Согласно ст.33 Кодекса торгового мореплавания РФ маломерные суда, используемые в коммерческих целях, подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре. Это требование также обусловлено необходимостью обеспечения безопасности судоходства и мореплавания при оказании услуг гражданам.

Согласно ч.1 ст.22 Кодекса торгового мореплавания РФ подлежащие государственной регистрации маломерные суда, подлежат классификации и освидетельствованию.

Статья 27 Кодекса торгового мореплавания РФ определяет состав судовых документов для подлежащих государственной регистрации маломерных судов - это судовой билет и судовая роль, судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки судов, следовательно, не является подтверждением присвоения класса маломерному судну.

В соответствии со ст.ст. 23, 24 Кодекса торгового мореплавания РФ суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации. Данные организации присваивают класс судам.

Органами технического надзора и классификации судов в Российской Федерации являются ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и ФАУ «Российский Речной Регистр».

Под классификацией маломерного судна понимается установление ограничений по условиям плавания и присвоения категорий маломерным судам в зависимости от конструктивных особенностей, учитывающих вероятные ветроволновые условия плавания и удаленность от места убежища, на основе фактического технического состояния маломерного судна.

Под освидетельствованием маломерного судна понимается оценка фактического технического состояния маломерного судна на основе критериев оценки технического состояния корпуса и надстроек, механической установки, противопожарной безопасности, рулевого устройства, электрооборудования, якорного и швартового устройства, ходовых огней, критерии грузоподъемности и количества людей на борту маломерного судна.

Маломерным судам, в зависимости от конструктивных особенностей, характеристик прочности, остойчивости и непотопляемости, а также мореходных качеств устанавливаются ограничения по условиям плавания и присваивается соответствующая категория.

Как установлено материалами дела 28.07.2019 в акватории Черного моря на траверзе пляжа с.Лермонтово Туапсинского района Краснодарского края ответчик ИП Филимонов А.С. предоставил услуги по запуску и пилотированию парашюта с двумя гражданами, буксируемого моторным маломерным судном «Концепт», регистрационный номер , принадлежащим ответчику, под управлением судоводителя Кешебьян Н.Н., использовав воздушное пространство Российской Федерации, которое отнесено к классу С и является приграничной полосой с особым режимом его использования, без получения соответствующего разрешения на использование воздушного пространства, ИП Филимонов А.С. в акватории Черного моря в районе пляжа с. Лермонтово Туапсинского района осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозкам пассажиров по Черному морю с использованием моторного судна катера (Костромич), идентификационный номер 01, с нанесенным на борт судна названием «Александрия», на основании выданной 02.08.2017 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта лицензии серии , на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, при этом в нарушение требований закона судно отсутствует в перечне объектов используемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, указанных в приложении к выданной ему лицензии, чем нарушены условия, предусмотренные лицензией.

Осуществление ИП Филимоновым А.С. предпринимательской деятельности с нарушением требований действующего законодательства, может стать причиной столкновения парашюта с воздушным судном либо иного инцидента, а также причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, которым оказываются услуги буксируемых полетов на парашюте и морские перевозки маломерным судном, отсутствие классификации и освидетельствования судна, используемого ответчиком, создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровью пассажиров судна и судового экипажа.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлен и не опровергнут допустимыми доказательствами факт нарушения ИП Филимоновым А.С. требований действующего законодательства, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которым ответчиком оказываются услуги буксируемых полетов на парашюте и морские перевозки маломерным судном, ввиду чего иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Филимонова А.С., выразившиеся в использовании воздушного пространства Российской Федерации без разрешения, а также по осуществлению перевозок пассажиров с использованием моторного судна катера (Костромич), идентификационный номер , с нанесенным на борт судна названием «Александрия», без прохождения процедуры классификации и освидетельствования маломерного судна органами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» или ФАУ «Российский Речной Регистр», без государственной регистрации маломерного судна «Александрия» в Государственном судовом реестре, незаконными.

Запретить индивидуальному предпринимателю Филимонову А.С. использовать воздушное пространство Российской Федерации до получения разрешения на использование воздушного пространства.

Запретить индивидуальному предпринимателю Филимонову А.С. осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров морским транспортом с использованием моторного судна катера (Костромич), идентификационный номер , с нанесенным на борт судна названием «Александрия», без прохождения процедуры классификации и освидетельствования маломерного судна органами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» или ФАУ «Российский Речной Регистр», без государственной регистрации названного маломерного судна в Государственном судовом реестре.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Туапсинский районный суд в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

Судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>