Дело № 2-1330/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2019 года г. Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шовкун Н.А.,
при секретаре Николаевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Челябинской области к ФИО1 о взыскании бюджетных средств гранта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Челябинской области обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании бюджетных средств гранта в размере 1161000 рублей.
В обоснование иска указывает, что Министерство сельского хозяйства Челябинской области предоставило ФИО1 грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1161000 рублей (далее по тексту - грант). Факт перечисления бюджетных средств (гранта) ответчику подтверждается платёжными поручениями. В соответствии с п.2.2.4, 2.2.7 Соглашения № от 3ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и ответчиком соглашения, ФИО1 приняла на себя обязательства: осуществлять деятельность КФХ в течение не менее 5 лет после получения гранта; использовать имущество, закупаемое на грант, исключительно в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является; предоставлять отчетные документы. Однако, принятые на себя обязательства надлежащим образом не исполняла, в связи с чем грант подлежит возврату.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, пояснив, что ответчик после получения гранта обязан был осуществлять фермерскую деятельность в течение 5 лет, данное обязательство ответчик не выполнил, прекратил свою деятельность и не предоставлял в установленные соглашением сроки отчетность о расходовании денежных средств, в связи с чем грант подлежит возврату.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя, исследовав материалы дела, суд исковые требования находит подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Министерство сельского хозяйства Челябинской области предоставило ФИО1 грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1161000 рублей. Факт перечисления бюджетных средств (гранта) ответчику подтверждается платёжными поручениями №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии в том числе, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, в том числе субъекта, регулирующие предоставление субсидий, должны определять помимо прочего порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2012 года № 729-П « Об утверждении порядка предоставления в 2013-2015 годах грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно Условиям подачи заявок в конкурсную комиссию, условиями получения гранта является обязательство главы КФХ осуществлять деятельность КФХ в течение не менее 5 лет, а также обязательство использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие КФХ. Предоставление гранта осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Минсельхозом Челябинской области и получателем гранта.
Согласно пп.7 п. 31 Порядка соглашение должно содержать обязательство получателя гранта осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта, при этом Министерство в течение 15 рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в п. 30 Порядка, проверяет документы, составляет сводный реестр и заключает с получателями гранта соглашение.
Как установлено в судебном заседании между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение №. Подпунктами 2.2.4 и 2.2.7 пункта 2 раздела 2 Соглашения ответчик обязан: осуществлять деятельность КФХ в течение не менее 5 лет после получения гранта; использовать имущество, закупаемое на грант, исключительно в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является; предоставлять отчетные документы.( л.д. 20-22, 23).
Неисполнение указанных обязанностей привело к нарушению ответчиком обязательств, установленных соглашением №.
Нарушение обязательств следует из факта прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого являлся ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 (л.д. 13-17).
Как следует из материалов дела, в п. 3.2, 3.3 Соглашения № устанавливается, что грант подлежит возврату в бюджет Челябинской области в случае нарушения получателем гранта обязательств: нецелевое использование гранта получателем гранта; нарушение получателем гранта сроков предоставления отчетов, установленных пунктом 36 Порядка; нарушение получателем гранта обязательств настоящего соглашения; нарушения условия, установленного пунктом 9 Порядка.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, в постановлении Правительства Челябинской области от 28.12.2012 г.
№ 729-П определен порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В частности, п. 36 Порядка устанавливает, что возврат гранта осуществляется в случае нарушения получателем гранта обязательств, установленных соглашением.
Руководствуясь п. 3.4 соглашения № и п. 36 Порядка письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес ответчика было направлено требование о возврате гранта, которое до настоящего времени не выполнено (л.д. 18).
Сумма гранта подлежит возврату в бюджет в десятидневный срок после получения указанного требования. Факт получения требования подтверждается уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ требования (л.д. 19).
Таким образом, бюджетные средства, перечисленные ответчику по Соглашению № в соответствии с Порядком в размере 1161000 рублей, подлежат возврату в бюджет Челябинской области в лице главного распорядителя соответствующих бюджетных средств, то есть в пользу истца.
Обязательство, согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ, прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Ни Гражданским кодексом РФ, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено такого основания прекращения обязательств, возникших у гражданина в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, как прекращение осуществления им этой деятельности.
Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (независимо от того, используется ли оно в предпринимательской деятельности), за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ). Действующее законодательство не разграничивает имущество физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, гражданин остается обязанным по обязательствам, возникшим у него в период осуществления предпринимательской деятельности, и после государственной регистрации прекращения осуществления им предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета 14005 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства Челябинской области к ФИО1 о взыскании бюджетных средств гранта удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Челябинской области бюджетные средства гранта в размере 1161000 (один миллион сто шестьдесят одну тысячу) рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 14005 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий Шовкун Н.А.