Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2016 года город Новосибирск
дело № 2-1330/2016
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
судьи Котина Е.И.
при секретаре Авхимович К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1330/2016 по иску Кириченко Юрия Викторовича к юл1 о понуждении совершить действия по коммунальному обслуживанию,
У С Т А Н О В И Л:
Кириченко Ю. В. обратился в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с иском к юл1 о понуждении совершить действия по коммунальному обслуживанию.
В обоснование исковых требований и уточнений к ним истец ссылается на то, что в порядке ст. 162 ЖК РФ Ответчику истцом было подано заявление по заключению договора на потребление коммунальных услуг № от /дата/, в ответе от /дата/№ было указано, что договоры заключены с каждым собственником. У истца как собственника <адрес> такого договора нет. На заявление от 16.07.15г. о предоставлении копии договора на потребление коммунальных услуг в ответе от /дата/. № про договор ничего не сказано, копия договора не предоставлена.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии. На обращение в юл2 по заключению договора теплоснабжения от /дата/. в ответе от /дата/. было указано, что в соответствии с Правилами № исполнитель коммунальных услуг дома <адрес> (юл1) заключает договор на предоставление коммунальных услуг, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению. На обращение в юл2 от /дата/ по предоставлению копии договора теплоснабжения дома, а также копии тепловой нагрузки на отопление по техническим условиям на подключение дома был дан отказ.
Согласно ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2009г. № 610 величина тепловой нагрузки от технических условий на подключение является неотъемлемой частью договора. Тепловые нагрузки устанавливаются по объекту в целом. Если помещения на объекте принадлежат разным лицам, то распределение долей тепловых нагрузок с учётом долей в праве собственности на общее имущество.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 августа 2012г № 808 "О теплоснабжении" договор теплоснабжения гражданина - потребителя с единой теплоснабжающей организацией считается заключённым с даты подключения к системе теплоснабжения (п. 42).
На обращение в юл1 как гражданина – потребителя, с которым заключён договор на потребление тепловой энергии <адрес>, по определению тепловой нагрузки на отопление в соответствии законодательством РФ, т.е. по тепловой нагрузке от технических условий на подключение дома от /дата/. в ответе от /дата/. № указано, что в определении тепловой нагрузки на отопление отказано.
В соответствии со ст.12 Федерального закона № 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание МКД, обязано определять величину доли тепловой нагрузки на праве собственности от технических условий на подключение с учётом права собственности на общее имущество. На обращение от 22.12.2014г. по определению тепловой нагрузки в ответе от 30.12.2014г сказано, что необходимо обращаться в проектную организацию. Величина тепловой нагрузки от технических условий на подключение - неотъемлемая часть договора. Эти данные находятся у ответственного лица за содержание МКД. Копия технических условий на подключение не предоставлена.
Ранее на обращение в юл1 от /дата/ о тепловой нагрузке на отопление дома по техническим условиям на подключение был дан ответ от /дата/ о том, что тепловая нагрузка дома с /дата/ - 0,259гкал/ч, Тепловая нагрузка на отопление дома по техническим условиям на подключение должна датироваться шестидесятыми годами. Дом построен в 1964г. В эти годы был подключён к тепловым сетям "Новосибирскэнерго". Если произошли изменения, то должны быть указаны основания изменений, кто инициатор. Эти изменения не должны противоречить Правилам установления и пересмотра тепловых нагрузок. Изменение тепловой нагрузки на отопление по техническим условиям на подключение без реконструкции объекта недопустимо.
Истцом в квартире <адрес> установлен индивидуальный счётчик горячей воды с термодатчиком САЯНЫ-Т РМД (ИВКА 407323. 004-01 РЭ), внесённый в государственный реестр измерений под №. Допущен в эксплуатацию и опломбирован 29.11.2014г. Счетчик имеет архив, который сохраняет среднечасовые значения измерений. Суммарно среднечасовые значения потреблённого количества воды в точке разбора с температурой выше 40 С, ниже 40 С обязательны при начислении оплаты за горячую воду как некачественно предоставленную услугу (Постановление Правительства № 354, п. 5). САЯНЫ-Т РМД имеют дополнительную функцию - измерение объёма воды, прошедшего через счётчик с температурой выше установленного значения, 40 С, не имеющие значение при начислении оплаты за горячую воду.
По законодательству РФ тарифа на горячую воду нет. Начисление оплаты за предоставленную услугу должны проводиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ №307, п.17 (действующий до июля 2016г): при применении тарифов 2 и более составляющие (в частности, расчёт стоимости фактически потреблённого объёма коммунальных ресурсов), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих. Оплата за потреблённую горячую воду проводится по тарифу холодной воды, по тарифу за тепловую энергию. При отсутствии суммарно среднечасовых измерений потреблённого количества воды, данные Ответчику не подавались, начисление по Постановлению Правительства № 354 неприемлемо. Подавались среднесуточные значения измерений потреблённого количества воды.
Переплаченная истцом сумма за горячее водоснабжение с момента установки индивидуального счетчика на горячее водоснабжение с /дата/ составляет <данные изъяты> руб.
В дополнении к иску истец также указал, что согласно ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Ответчик юл1 приобретает тепловую энергию у теплоснабжающей организации для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, услуга по передаче тепловой энергии.
Согласно п. 42 Постановления Правительства РФ № 808 от 8 августа 2012г "О регулировании в теплоснабжении" договор теплоснабжения гражданина - потребителя с теплоснабжающей организацией считается заключённым с даты подключения его тёплопотребляющей установки к системе теплоснабжения.
Согласно п. 21 Постановления Правительства № 808 договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:
договорной объём тепловой энергии, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;
величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии.
Согласно п.22 договорный объём потребления фиксируется в договоре теплоснабжения по тепловой энергии с разбивкой по месяцам.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении" многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть дополнительно оснащены индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии. Капитального ремонта в доме не было. Дом не оснащён индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии. Расчеты за потребляемую в доме тепловую энергию собственниками помещений осуществляются по договору теплоснабжения, т.е. с учётом величины тепловой нагрузки этих помещений.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учёта тепловой энергии или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки.
Согласно п. 11 Приказа Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2009г. № 610 об установлении и пересмотра тепловых нагрузок: величина тепловой нагрузки от технических условий на подключение являющейся неотъемлемой частью договора. Согласно п. 5 Приказа: Тепловые нагрузки устанавливаются по объекту в целом. Если помещения на объекте принадлежат разным лицам, то распределение долей тепловых нагрузок с учётом долей в праве собственности на общее имущество. При проектировании любого объекта, в зависимости от климатического района, определяется величина тепловой нагрузки этого объекта. Тепловая нагрузка - это потребление тепловой энергии за единицу времени, необходимое для соблюдения внутренней температуры объекта в соответствии с санитарными нормами и правилами. Рассчитывается система отопления, диаметры трубопроводов. По тепловой нагрузке помещений объекта определяется поверхность нагрева теплопотребляющих установок. Подключение объекта к системе теплоснабжения возможно после разрешительных документов от технических условий на подключение, в соответствии с законом № 190-ФЗ с обязательной платой за подключение.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 190-ФЗ плата за подключение к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки.
На обращение к теплоснабжающей организации юл2 по предоставлению технических условий на подключение дома с указанием величины тепловой нагрузки, копии договора теплоснабжения в ответе сказано, что Кириченко Ю. В. не является стороной договора, так как договор теплоснабжения дома, <адрес> заключён с юл1 обслуживающего дом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354, по предоставлению величины тепловой нагрузки от технических условий на подключение необходимо обратиться к организации, обслуживающей дом.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ в отопительный период, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано регулировать расход тепловой энергии в доме в целях её сбережения.
На коллективное обращение к ответчику, ответственному за содержание дома, от 06.03.2015г. по регулированию расхода тепловой энергии в целях её сбережения ответа не последовало. Действия технического регулирования расхода тепловой энергии ответчиком не проводились.
Согласно ст. 2, 7 Федерального закона № 190-ФЗ тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени. Тепловая нагрузка завышена, 0,259 Гкал/ч не может быть тепловой нагрузкой дома. Количество тепловой энергии 0,259 Гкал/ч не может быть принято потребителем тепловой энергии, собственниками помещений, покупателями тепловой энергии, дома, <адрес>. Экономия расхода тепловой энергии при соблюдении санитарных норм и правил в отношении тепловой нагрузки возможна 10%, при снижении ночной температуры воздуха в помещении - максимум 20%. Большего можно добиться только после проведения организационных и технических мероприятий или реконструкции объекта, ведущих к снижению тепловой нагрузки.
На повторное обращение к Ответчику по регулированию расхода тепловой энергии в целях её сбережения от /дата/ в ответе на обращение от /дата/№ сказано, что надо проводить автоматическое регулирование. Автоматическое регулирование - это дополнение техническому регулированию, а не вместо него.
Предоставляемая истцу услуга ответчиком в части отопления, услуга по передаче тепловой энергии должна соответствовать заключённому договору с теплоснабжающей организацией, договорному объёму потребления тепловой энергии. Объём потребления тепловой энергии не должен превышаться. Доля величины тепловой нагрузки помещения, <адрес> от тепловой нагрузки дома по техническим условиям на подключение - неотъемлемая часть договора.
Также в дополнении к иску истец указал, что тепловая нагрузка на отопление дома <адрес> с /дата/. -0,259Гкал/ч, определена и принята по техническому отчёту организации юл3 по так называемому «методу упрощённого расчёта».
По законодательству РФ изменение величины тепловой нагрузки на отопление от технических условий на подключение возможно после реконструкции объекта. Реконструкции дома не было, оплата собственниками не проводилась.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении» ответчик обязан проводить действия технического регулирования расхода тепловой энергии в целях её сбережения. По законодательству РФ установка автоматического регулирования не обязательна, на усмотрение, на решение потребителей тепловой энергии.
Истцом установлен индивидуальный прибор учёта на горячую воду. Ответчик при расчёте за энергетический ресурс за услугу по передаче тепловой энергии применяет действия по расчёту не в соответствии с законодательством РФ, применяя слово тариф. По законодательству РФ тарифа на горячую воду нет. Расчёт за услугу по передачи тепловой энергии, применяя слово тариф, проводит за 0,067 Гкал м/куб, которую не предоставляет.
Расчёт за энергетический ресурс должен был проводиться в соответствии с Постановлением Правительства № 307, п.17.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 354 (Приложение 1, п.5): за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40С, суммарно, за отчетный период, оплата проводится по тарифу холодной воды.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 354 некачественно предоставленная услуга - это потреблённое количество воды в точке разбора ниже 40 С со среднечасовым значением измерений, суммарно, а не объём воды, прошедший через счётчик с температурой ниже 40 С. При отсутствии данных среднечасовых измерений потреблённого количества воды в точке разбора ответчик не вправе ставить значения больше или меньше 40 С.
С учетом уточнения иска просит с уд:
обязать ответчика юл1 заключить индивидуальный договор на потребление коммунальных услуг с Кириченко Ю. В.;
истребовать у ответчика юл1 для предоставления в суд и истцу Кириченко Ю. В. договор теплоснабжения жилого дома <адрес> с теплоснабжающей организацией по техническим условиям на подключение, с разбивкой потребления тепловой энергии по месяцам;
определить величину доли тепловой нагрузки от технических условий на подключение дома индивидуально на жилое помещение <адрес> согласно свидетельству о праве собственности истца;
произвести перерасчёт начисленных истцу сумм по индивидуальному счётчику с термодатчиком ввиду неправильного их начисления – обязать ответчика переплаченную сумму 4 275,09 руб. вносить в будущие начисления по горячему водоснабжению;
обязать ответчика предоставить метод расчёта определения величины тепловой энергии, 0,259 Гкал/ч тепловой нагрузки дома, действующей /дата/, указанной ответчиком, для предоставления правильности расчёта эксперту - Кафедра "Теплогазоснабжения и вентиляция" Архитектурно - строительного Университета;
обязать ответчика в индивидуальном договоре потребления коммунальных услуг указать договорной объём потребления тепловой энергии за отопительный сезон с разбивкой потребления по месяцам.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям, утончил, что требование об истребовании у ответчика договора теплоснабжения, а также требование о понуждении ответчика предоставить метод расчета величины тепловой энергии являются не материально-правовыми требованиями, а ходатайствами. Также уточнил, что по первому пункту требований истец просит обязать ответчика заключить индивидуальный договор на коммунальное обслуживание, включая поставку горячей, холодной воды, отопления и электроэнергии.
В судебном заседании представитель ответчика Климов А.Д. заявленные требования не признал, в обоснование возражений указал, что между Истцом (собственником) и Ответчиком (управляющей организацией) действует договор управления. /дата/г. собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> проведено общее собрание, по результатам которого были прияты следующие решения: выбор способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбор управляющей организации юл1 утверждение договора управления с юл1
/дата/. юл4 была выдана лицензия юл1» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, а <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> был включен в реестр лицензий.
/дата/ во исполнение решения общего собрания от /дата/. между юл1 и собственниками помещений многоквартирного жилого дома <адрес> был заключен договор управления с более 50% собственников. В соответствии с отметкой, имеющейся в договоре, истец отказался от подписания договора.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия.
При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Т.к. договор заключен более чем с 50% собственников, то даже при отсутствии подписи со стороны Истца, договор является заключенным и распространяет свое действие на остальных собственников <адрес>, в том числе на Истца. Следовательно, между Истцом и Ответчиком заключен договор управления в соответствии с положениями ст.162 ЖК РФ.
В силу п. 6. Правил, утв. Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г., предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Т.к. истец не отрицает, что потребляет коммунальные услуги, соответственно, им были совершены конклюдентные действия.
Требование об определении величины доли тепловой нагрузки от технических условий на подключение дома индивидуально на жилое помещение <адрес> согласно свидетельству о праве собственности истца не основано на нормах права.
В дополнении к отзыву представитель ответчика указал, что действующее законодательство (Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г) не предусматривает заключение управляющими организациями договоров теплоснабжения с каждым собственником, заключению подлежит договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг. Для заключения такого договора определение тепловой нагрузки на квартиру не требуется, достаточно знать площадь квартиры, исходя из которой, может быть рассчитана плата за коммунальную услугу «отопление», путем распределения расхода тепловой энергии за расчетный период, определенный по показаниям общедомового прибора учета, который установлен на доме.
Собственники помещений многоквартирного жилого дома <адрес>/дата/ выбрали способ управления- управляющую организацию - юл1
/дата/ во исполнение решения общего собрания от 29.11.2006г между ООО «УКЖХ <адрес>» был заключен Договор управления. Согласно п. 1.1 Договора управляющая компания обеспечивает собственникам жилого дома предоставление коммунальных услуг. В соответствии с п. 4.4 Договора плату за коммунальные услуги (тепло, горячее водоснабжение) рассчитывается по нормативам и тарифам, установленным уполномоченными организациями в соответствии с законом.
Между юл1 и юл2 заключен договор ресурсоснабжения по тепловой энергии и горячему водоснабжению на многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении, в том числе и МКД по <адрес>, а также с юл2 имеется соглашение о порядке расчетов за коммунальные услуги, в том числе по горячему водоснабжению и отоплению.
Требование о перерасчете начисленных сумм по индивидуальному счетчику с термодатчиком ввиду неправильного их начисления является необоснованным. Кириченко Ю.В. показания за текущий период вовремя не передавались. За апрель 2015г показания также не передавались, за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> показания были переданы /дата/г.
В рамках Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» юл1 предложила собственникам перечень мероприятий, направленных на рациональное использование и регулирование параметров тепловой энергии. Данные мероприятия были получены для рассмотрения /дата/ При условии принятия собственниками решения об их реализации и финансировании, данные мероприятия будут выполнены, что позволит производить автоматическое регулирование параметров и расходы тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха.
По данному адресу установлены индивидуальные счетчики на горячее водоснабжение № (с терморегулятором сопротивления Саяны-Т) с /дата/. Начисление за горячее водоснабжение производится по фактическим показаниям и температурным параметрам индивидуального прибора учета и общедомового прибора учета.
Расчет размера платы за предоставленную услугу по горячему водоснабжению выполняется в соответствии с формулой 1 приложения 2, пункт 42 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В связи с утверждением Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., в части начислений по горячему водоснабжению прекратили свое действие. В г. Новосибирске Приказом департамента по НСО от 09.12.2014 г. №437-В, утвержден тариф на горячее водоснабжение в размере 85,55 руб. на 1 м.куб.; Приказом департамента по тарифам НСО №437-В от 09.12.2014 г. в размере 93,00 руб. на 1 м. куб. Двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение для населения до настоящего времени не утвержден, поэтому применен быть не может.
В дополнительных пояснениях представитель ответчика также указал, что в вышеуказанном доме установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета на горячее водоснабжение и теплоснабжение - с /дата/ Расчет платы за потребленные коммунальные ресурсы, в том числе плата на ОДН, осуществляется по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Расчет платы за отопление выполняется в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.
В период с /дата/ по /дата/ расчет платы за отопление, осуществлялся в соответствии с фактическим потреблением тепла, согласно показаниям общедомового прибора учета, и только за отопительный период, с октября по май. Корректировка размера платы за данный период не требуется.
В /дата/ в связи с проверкой юл5, организованной по обращению истца, изменен порядок расчета отопления по дому за период с /дата/ по /дата/:
Рассчитан среднемесячный расход по дому №<адрес>, исходя из расхода отопления за 2014 г. по показаниям общедомового прибора учета, который составил = 558,0606 Гкал/на 12 мес. - на дом, или = 46,505 Гкал./ в месяц - на все лицевые счета, ежемесячно на 12 месяцев;
Выполнено сторнирование начислений по дому, выполненных по фактическому расходу приборов учета с /дата/ по /дата/ и выставлено начисление по среднемесячному расходу;
в январе 2016 года произведена годовая корректировка, по фактическим показаниям общедомового счетчика за 2015 г.
Рассчитан среднемесячный расход по дому №<адрес>, исходя из расхода отопления за 2015 г. по показаниям общедомового прибора учета, который составил = 469,60 Гкал/на 12 мес. - на дом, или = 39,13 Гкал./ в месяц - на все лицевые счета, ежемесячно на 12 месяцев.
Расчет размера платы за отопление по <адрес> Январь 2016 г. = 39,13 Гкал. / 2485,60 м.кв. * 44,20 м.кв. * 1144,34 руб. = 794,10 руб.
Февраль 2016 г. = 39,13 Гкал. / 2485,60 м.кв. * 44,20 м.кв. * 1144,34 руб. = 794,10 руб.
Март 2016 г. = 39,13 Гкал. / 2485,60 м.кв. * 44,20 м.кв. * 1144,34 руб. = 794,10 руб.
Согласно п.5 Приказа министерства регионального развития РФ от 28.12.2009г. №610 об установлении и пересмотра тепловых нагрузок тепловая нагрузка устанавливается по объекту в целом. Если помещения на объекте принадлежат разным лицам, то распределение долей тепловых нагрузок су учетом долей в праве собственности на общее имущество.
В соответствии со схемой ввода на дом тепловая нагрузка по отоплению составляет 0,250830 Гкал/час + 0,00817- Гкал/час = 0,259 Гкал/час на весь дом. Общая площадь всех помещений в доме 2558,30 м.кв. Площадь истца 44,20 кв.м.
По п.5 Приказа министерства регионального развития РФ от 28.12.2009г. №610 объем тепловой нагрузки на отопление считается по формуле:
Т.нагрузка на весь дом / S всех помещений * S истца = V Т.нагрузки на помещение 0,259 Гкал/час / 2558,30 кв.м. * 44,20 кв.м. = 0,00447477 Гкал/час
В вышеуказанном доме установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета на горячее водоснабжение и теплоснабжение - с 01.12.2012г.
Как указано в ч.8 ст.12 Закона №261-ФЗ, если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии.
Из анализа указанной нормы, следует, что обязанность по определению количества тепловой нагрузки возникает, если в доме отсутствует общедомовой прибор учета по отоплению.
Поскольку прибор учета по отоплению в доме <адрес> установлен, то ответчик не обязан определять количество тепловой нагрузки на помещение истца.
Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения стороны истца и стороны ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая доводы стороны истца и ответчика по предмету заявленных требований (а именно по вопросу о наличии оснований для понуждения ответчика заключения с истцом договора, по вопросу об определении доли тепловой нагрузки на помещение истца и по вопросу о перерасчете расходов истца на оплату горячего водоснабжения), суд исходит из следующих норм права.
Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно ч. 2 данной статьи по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно п. 6, 7 данных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Судебным разбирательством установлено, что на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> от /дата/ было приятно решение о выборе способа управления домом – управляющей организацией юл1
/дата/ между ответчиком и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому управляющая компания по заданию собственников в течение согласованного срока за плату обязуется обеспечивать организацию выполнения работ, согласованных сторонами и утвержденных решением общего собрания собственников помещений по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, а также обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из приложения к данному договору, а также свидетельства о государственной регистрации права от /дата/, Кириченко Ю.В. является собственником квартиры № в данном доме.
При этом напортив фамилии истца в тексте данного договора имеется запись о том, что истец договор не подписывает. В судебном заседании истец не оспаривал факт предъявления ему для подписания текста данного договора, пояснил, что с текстом он был не согласен в связи с отсутствием сведений о величине тепловой нагрузки и иных обязательных условий.
На обращение истца по вопросу о заключении с ним договора истцу ответчиком дан ответ от /дата/, в котором истцу разъяснено, что действующее законодательство не предусматривает заключение управляющими организациями договоров теплоснабжения с каждым собственником, заключению подлежит договор, содержащий условия представления коммунальных услуг. Для заключения такого договора определение тепловой нагрузки на квартиру не требуется, достаточно значения площади квартиры, исходя из которой может быть рассчитана плата за коммунальную услугу «отопление», путем распределения расхода тепловой энергии за расчетный период, определенный по показаниям общедомового прибора учета или по нормативам, утвержденным для разных категорий домов. Дополнительно сообщается, что с договором ресурсоснабжения с юл2 заявитель может ознакомиться в приёмные часы в Отделе энергетики (л.д. 29).
Копия указанного договора с юл2 на подачу тепловой энергии и горячей воды от /дата/№ (в редакции дополнительного соглашения от /дата/) представлена ответчиком в материалы дела.
Изложенные положения законодательства, а также представленные в материалы дела документы позволяют суду сделать вывод о том, что ответчик является организацией, уполномоченной общим собранием на предоставление собственникам помещений многоквартирного дома по <адрес> коммунальных услуг.
Во исполнение решения общего собрания и норм жилищного законодательства собственниками помещений данного дома договор управления от /дата/ заключен в надлежащей форме с согласованием необходимых условий.
При этом, как обоснованно указано ответчиком, у ответчика отсутствует обязанность по включению в текст договора условий об обязанности поставлять истцу соответствующие энергоресурсы. В п.2.1.3 договора от /дата/ указано, что Управляющая компания обязуется по поручению и от имени собственников заключать и контролировать исполнение договоров на предоставление коммунальных услуг.
Факт того, что жилое помещение истца обеспечено поставкой энергоресурсов, истцом не оспаривается, подтверждается представленными в дело едиными платёжными документами.
При указанных обстоятельствах право истца на заключение договора с управляющей компанией не может считаться нарушенным, факт уклонения управляющей кампании от заключения договора с истцом на условиях, предусмотренных действующим законодательством, не установлен.
Относительно обоснованности иных исковых требований суд отмечает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1, 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения, к которым относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, (другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи), - несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. К членам семьи собственника жилого помещения.
В силу ч.1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Согласно ч. 2, 3 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч.1, 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 19 данного закона количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 1 данной статьи производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Как следует из вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от /дата/ по гражданскому делу № по спору между теми же сторонами (по иску Кириченко Ю.В. о понуждении совершить действия по коммунальному обслуживанию), материалов дела, во исполнение требований данного закона на общем собрании собственников помещений указанного многоквартирного дома было принято решение об установке общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего и холодного водоснабжения, что подтверждено представленным истцом в дело протоколом общего собрания от /дата/ Во исполнение данного решения общего собрания и требований федерального закона ответчиком как управляющей организацией был заключён договор подряда от /дата/ с юл6 В дополнительном соглашении от /дата/ к данному договору указано, что подрядчик производит установку двух узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилом доме <адрес>. Согласно актам первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от /дата/ дирекцией по сбыту тепловой энергии юл2 осмотрены и допущены в эксплуатацию установленные в данном доме приборы учета. В указанном решении судом сделан вывод о том, что установка приборов учета осуществлена управляющей компанией на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме во исполнение императивного требования федерального закона.
Согласно ч. 8 ст. 12 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
Представленными ответчиком в дело актами первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от /дата/ подтверждается установка и ввод в эксплуатацию приборов учета потреблённой тепловой энергии в многоквартирном доме №.
На обращение истца по вопросу о расчёте тепловой нагрузки истцу ответчиком дан ответ от /дата/, в котором указано, что согласно техническому отчету по расчету тепловых нагрузок на отопление и горячее водоснабжение для жилых домов юл1 выполненному специализированной организацией юл3 и согласованного юл7/дата/ суммарная тепловая нагрузка дома составляет 0,4217 Гкал/ч, в том числе на отопление 0,2590 Гкал/ч и горячее водоснабжение 0,1627 Г кал/ч. С декабря 2012г. расчет за тепловую энергию и горячее водоснабжение производится по установленным общедомовым приборам учета за фактическое потребление и температурные параметры тепловой энергии и горячей воды (л.д. 28).
Как установлено п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
Как обоснованно отмечено ответчиком, из указанных норм законодательства следует, что обязанность по определению количества тепловой нагрузки возникает, если в многоквартном доме отсутствует общедомовой прибор учета по отоплению. Поскольку прибор учета по отоплению на <адрес> установлен, начисления и оплата производятся в соответствии с показаниями прибора учета (с учетом утвержденного тарифа и общей площади помещения истца), у ответчика отсутствует обязанность определять количество тепловой нагрузки и указывать это значение в договоре с истцом, как и указывать договорный объём потребления тепловой энергии за отопительный сезон с разбивкой потребления по месяцам.
Относительно требования истца о понуждении ответчика зачесть переплаченную им сумму в размере 4275,09 руб. в счет будущих начислений по горячему водоснабжению суд отмечает следующее.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что на основании акта от /дата/ в помещении истца допущен в эксплуатацию прибор учета холодной и горячей воды (л.д. 16). При этом ответчиком не оспаривается, что начисления по горячему водоснабжению истцу производятся с учетом передаваемых им показаний потребленной горячей воды.
Как следует из представленного в дело письма юл2 от /дата/, по адресу: <адрес>, на лицевом счете №, открытом в юл2 на имя Кириченко З. М., по оплате за коммунальную услугу по отоплению по /дата/ включительно числится задолженность в размере <данные изъяты> руб., за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в размере <данные изъяты> руб. В связи с тем, что на лицевом счете числится задолженность, ежедневно начисляется пеня, в соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ. Сумма пени, по состоянию на /дата/ за коммунальную услугу по отоплению составляет <данные изъяты> руб., по горячему водоснабжению <данные изъяты> руб. (л.д. 25). Детализация расчетов с /дата/ по /дата/ представлена ответчиком в единых платежных документах, приобщенных к делу.
Неправильность начислений задолженности по горячему водоснабжению истец связывает с тем, что ответчиком не применены для начислений отельные показатели по объему потребленной горячей воды и показания разницы температуры, на которую подогрета вода.
Согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 09.12.2014 N 437-В "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для юл2 осуществляющего горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения на территории Новосибирской области», утвержден тариф для населения на горячее водоснабжение в размере 85,55 руб. на 1 м.куб. с 01.01.2015 по 30.06.2015; в размере 93,00 руб. на 1 м. куб. с 01.07.2015 по 31.12.2015. Двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение для населения указанным нормативным актом не утвержден.
В связи с этим представленные истцом расчеты обоснованными признаны быть не могут.
По результатам рассмотрения дела суд приходит к выводу о том, что ответчиком не допущены действия, нарушающие права истца, поскольку обязанность по обеспечению жилого помещения истца коммунальными услугами ответчиком осуществляется надлежаще, в связи с чем в удовлетворении требований истца надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кириченко Ю. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья Котин Е.И.
Подлинник хранится в гражданском деле № 2-1330/2016 Октябрьского районного суда г. Новосибирска