ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1330/21 от 18.02.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-1330/21

УИД - 09RS0001-01-2021-000013-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Черкесск КЧР 18 февраля 2021 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Турклиевой Ф.М.,

при секретаре судебного заседания Катчиеве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Василиади Павлу Ильичу о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии КЧР обратилось в суд с иском к Василиади П.И. о внесении изменений в договор аренды лесного участка. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами КЧР и ФИО3 был заключен договор аренды лесного участка , площадью – 0,2 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . На основании Указа Главы КЧР от 18.03.2020 г. №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР» Управление лесами КЧР (далее - Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии КЧР (далее - Министерство). Правопреемство подтверждается Указом Главы КЧР от 18.03.2020 г. № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР», Указом Главы КЧР от 27.04.2020 г. №94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020 г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020 г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами КЧР переходят Министерству природных ресурсов и экологии КЧР. Договор аренды от 25.07.2016 г. прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует совершенная надпись от 07.10.2016 г., заверенная печатью на оборотной стороне договора. 05.11.2019 г. между ФИО3 и Василиади П.И. (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от 25.07.2016 г. (дата государственной регистрации соглашения 13.11.2019 г.). Согласно подпункту г пункта 12, главы III, вышеуказанного договора арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛС РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент. В свою очередь проект освоения лесов напрямую зависит от содержания лесохозяйственного регламента. На основании п.4 ст.87 ЛК РФ, Лесохозяйственный регламент лесничеств составляется на срок до десяти лет. Постановлением Правительства КЧР от 21.02.2019 г. №56 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств КЧР (период действия с 2019 по 2028 гг.). В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 г. №69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка. Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка заканчивается и срок действия проекта освоения лесов. При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 02.09.2020 г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и приведения в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 25.07.2016 г. . Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 18.09.2020 г. Василиади П.И. направил заявление в адрес Министерства, в котором выразил свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды. В соответствии с ч. 2 ст. 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом ч. 3 ст.74.1 ЛС РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.08.2018 г. №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка. Возможность внесения изменений в судебном порядке в договор аренды лесного участка сформирована позицией ВС РФ в определении от 14.02.2017 г. в котором указано, что внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Министерство, как орган государственной власти, от уплаты госпошлины освобождается. Руководствуясь нормами действующего законодательства, просит: Внести изменения в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: .» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: Российская Федерация, Карачаево<адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: ; категория защищенности лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов –леса, расположенные в лесопарковых зонах; вид разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности». Приложение №1 к Договору «Схема расположения лесного участка» изложить в следующей редакции (таблица прилагается). Приложение № 2 к Договору «Характеристики лесного участка» слова и цифровые данные в табличных формах заменить на следующее содержание (таблица прилагается).

До рассмотрения по существу от представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Министерства, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик Василиади П.И. в судебное заседание также не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца и ответчика в порядке ст.167 (Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ).

Исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, что 25.07.2016 г. между Управлением лесами КЧР и ФИО3 заключен Договор аренды лесного участка , площадью – 0,2 га, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: . Договор прошел государственную регистрацию, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует совершенная надпись от 07.10.2016 г.

05.11.2019 г. между ФИО3 и Василиади П.И. заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по Договору аренды лесного участка от 25.07.2016 г. с полным принятием с согласия Арендодателя прав и обязанностей арендатора и подписан Акт приема-передачи прав и обязанностей по арендованному лесному участку. Соглашение также зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует регистрационная запись от 13.11.2019 г.

На основании Указа Главы КЧР от 18.03.2020 г. № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР», Указа Главы КЧР от 27.04.2020 г. №94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР», сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц от 20.07.2020 г. «О создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния» и передаточного акта от 10.07.2020 г., все функции, имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами КЧР перешли Министерству природных ресурсов и экологии КЧР.

В соответствии с ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент. В свою очередь проект освоения лесов напрямую зависит от содержания лесохозяйственного регламента.

На основании п.4 ст.87 ЛК РФ Лесохозяйственный регламент лесничеств составляется на срок до десяти лет.

В 2019 г. постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 г. №56 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств КЧР (период действия с 2019 г. по 2028 г.).

В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка.

Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка заканчивается и срок действия проекта освоения лесов.

При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра.

В Договоре аренды лесного участка от 25.07.2016 г. в пп. г п. 12 гл. III установлена обязанность арендатора не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной регистрации.

02.09.2020 г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и приведении договора аренды лесного участка в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества. Приложенные к письму экземпляры соответствующего дополнительного соглашения к договору аренды возвращены арендатором Василиади П.И. арендодателю без подписания (заявление Василиади П.И. от 18.09.2020 г.)

В соответствии с ч. 2 ст.74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

При этом, ч.3 ст.74.1 ЛК РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.08.2018г. № 382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

В п. 2.1. Положения об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка. А внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка.

В порядке ч.9 ст.29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены в суд по месту исполнения такого договора.

При разрешении дела судом также учитывается, что ответчик в силу своих правомочий письменным заявлением иск признал.

Предусмотренное ч. 1 ст. 39 ГПК РФ право ответчика признать иск вытекает из принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

В ч.3 ст.173 ГПК РФ установлено, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В данном случае, признание иска не противоречит законодательству, не нарушает права и интересы других лиц. Ответчику последствия признания иска известны. Суд принимает признание иска ответчиком.

Исходя из указанного выше, а также с учетом признания иска ответчиком, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему иску и судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, ее следует взыскать с ответчика.

В соответствии с абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины по искам неимущественного характера для физических лиц составляет 300 руб.

Указанную сумму необходимо взыскать с ответчика в доход муниципального образования города Черкесска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Василиади Павлу Ильичу о внесении изменений в договор аренды лесного участка – удовлетворить.

Внести изменения в договор аренды лесного участка от 25.07.2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно:

1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: Карачаево<адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: .» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: Российская Федерация, <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: ; категория защищенности лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов –леса, расположенные в лесопарковых зонах; вид разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности».

2. Приложение № 1 к Договору «Схема расположения лесного участка» изложить в следующей редакции:

Приложение № 1

к Договору аренды лесного участка

от 25 июля 2016 года

СХЕМА

расположения и границы лесного участка

Карачаево-Черкесской Республики

<адрес>

масштаб: 1:10000;

кадастровый номер участка: ;

номер учетной записи в государственном лесном реестре: ;

площадь: 0,20 га.

3. Приложение № 2 к Договору «Характеристики лесного участка» слова и цифровые данные в табличных формах заменить на следующее содержание:

Приложение № 2

к Договору аренды лесного участка

от 25 июля 2016 года

ХАРАКТЕРИСТИКИ

лесного участка на 25 августа 2020 г.

1. Распределение земель

Общая площадь, всего

В том числе, га

лесные земли

нелесные земли

занятые лесными насаждениями

лесные культуры

лесные питомники, плантации

не занятые лесными насаждениями

итого

дороги

просеки

болота

другие

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

0,20

0,20

-

-

-

0,20

-

-

-

-

-

2. Характеристика насаждений

Целевое назначение лесов

Лесничество

Участковое

лесничество/урочище

(при наличии)

Лесной квартал/лесотакса ционный вьдел

Хозяйство,

преобладающая

порода

Площадь

(га)/запас

древесины (куб.м)

-всего

В том числе по группам возраста древостоя (га/куб.м)

молодняки

средневозрастные

приспевающие

спелые и перестойные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – леса, расположенные в лесопарковых зонах

<адрес>

<адрес>

хвойное/ пихта

0,01/5

-

-

-

0,01/5

Мягколиственное/ ольха

0,19/19

-

-

0,19/19

-

3. Средние таксационные показатели насаждений лесного участка

Целевое назначение

лесов

Лесной квартал/ лесотаксационный

вьдел

Хозяйство, преобладающая порода

Состав

Возраст

Бонитет

Полнота

Средний запас древесины

лесных насаждений

куб.м/га

молодняки

средневозрастные

приспевающие

спелые и перестойные

1

2

3 3

4

5

6

7

8

9

10

11

Защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – леса, расположенные в лесопарковых зонах

хвойное/ пихта

5Пк2Бк2Пк1Бк

230

2

06

-

-

-

470

Мягколиственное/ ольха

7Олс2Ивд1Бб+Ос

45

3

06

-

-

100

-

Взыскать с Василиади Павла Ильича в доход муниципального образования города Черкесска подлежащую к оплате по настоящему делу государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2021 года.

Судья

Черкесского городского суда КЧР Ф.М.Турклиева

Дело № 2-1330/21

УИД - 09RS0001-01-2021-000013-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Черкесск КЧР 18 февраля 2021 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Турклиевой Ф.М.,

при секретаре судебного заседания Катчиеве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Василиади Павлу Ильичу о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии КЧР обратилось в суд с иском к Василиади П.И. о внесении изменений в договор аренды лесного участка. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами КЧР и ФИО3 был заключен договор аренды лесного участка , площадью – 0,2 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . На основании Указа Главы КЧР от 18.03.2020 г. №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР» Управление лесами КЧР (далее - Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии КЧР (далее - Министерство). Правопреемство подтверждается Указом Главы КЧР от 18.03.2020 г. № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР», Указом Главы КЧР от 27.04.2020 г. №94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020 г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020 г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами КЧР переходят Министерству природных ресурсов и экологии КЧР. Договор аренды от 25.07.2016 г. прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует совершенная надпись от 07.10.2016 г., заверенная печатью на оборотной стороне договора. 05.11.2019 г. между ФИО3 и Василиади П.И. (последующий арендатор) было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от 25.07.2016 г. (дата государственной регистрации соглашения 13.11.2019 г.). Согласно подпункту г пункта 12, главы III, вышеуказанного договора арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛС РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент. В свою очередь проект освоения лесов напрямую зависит от содержания лесохозяйственного регламента. На основании п.4 ст.87 ЛК РФ, Лесохозяйственный регламент лесничеств составляется на срок до десяти лет. Постановлением Правительства КЧР от 21.02.2019 г. №56 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств КЧР (период действия с 2019 по 2028 гг.). В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 г. №69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка. Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка заканчивается и срок действия проекта освоения лесов. При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 02.09.2020 г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и приведения в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 25.07.2016 г. . Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 18.09.2020 г. Василиади П.И. направил заявление в адрес Министерства, в котором выразил свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды. В соответствии с ч. 2 ст. 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом ч. 3 ст.74.1 ЛС РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.08.2018 г. №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка. Возможность внесения изменений в судебном порядке в договор аренды лесного участка сформирована позицией ВС РФ в определении от 14.02.2017 г. в котором указано, что внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Министерство, как орган государственной власти, от уплаты госпошлины освобождается. Руководствуясь нормами действующего законодательства, просит: Внести изменения в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: .» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: Российская Федерация, Карачаево<адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: ; категория защищенности лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов –леса, расположенные в лесопарковых зонах; вид разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности». Приложение №1 к Договору «Схема расположения лесного участка» изложить в следующей редакции (таблица прилагается). Приложение № 2 к Договору «Характеристики лесного участка» слова и цифровые данные в табличных формах заменить на следующее содержание (таблица прилагается).

До рассмотрения по существу от представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Министерства, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик Василиади П.И. в судебное заседание также не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца и ответчика в порядке ст.167 (Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ).

Исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, что 25.07.2016 г. между Управлением лесами КЧР и ФИО3 заключен Договор аренды лесного участка , площадью – 0,2 га, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: . Договор прошел государственную регистрацию, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует совершенная надпись от 07.10.2016 г.

05.11.2019 г. между ФИО3 и Василиади П.И. заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по Договору аренды лесного участка от 25.07.2016 г. с полным принятием с согласия Арендодателя прав и обязанностей арендатора и подписан Акт приема-передачи прав и обязанностей по арендованному лесному участку. Соглашение также зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует регистрационная запись от 13.11.2019 г.

На основании Указа Главы КЧР от 18.03.2020 г. № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР», Указа Главы КЧР от 27.04.2020 г. №94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР», сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц от 20.07.2020 г. «О создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния» и передаточного акта от 10.07.2020 г., все функции, имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами КЧР перешли Министерству природных ресурсов и экологии КЧР.

В соответствии с ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент. В свою очередь проект освоения лесов напрямую зависит от содержания лесохозяйственного регламента.

На основании п.4 ст.87 ЛК РФ Лесохозяйственный регламент лесничеств составляется на срок до десяти лет.

В 2019 г. постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 г. №56 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств КЧР (период действия с 2019 г. по 2028 г.).

В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка.

Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка заканчивается и срок действия проекта освоения лесов.

При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра.

В Договоре аренды лесного участка от 25.07.2016 г. в пп. г п. 12 гл. III установлена обязанность арендатора не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной регистрации.

02.09.2020 г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и приведении договора аренды лесного участка в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества. Приложенные к письму экземпляры соответствующего дополнительного соглашения к договору аренды возвращены арендатором Василиади П.И. арендодателю без подписания (заявление Василиади П.И. от 18.09.2020 г.)

В соответствии с ч. 2 ст.74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

При этом, ч.3 ст.74.1 ЛК РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.08.2018г. № 382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

В п. 2.1. Положения об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка. А внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка.

В порядке ч.9 ст.29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены в суд по месту исполнения такого договора.

При разрешении дела судом также учитывается, что ответчик в силу своих правомочий письменным заявлением иск признал.

Предусмотренное ч. 1 ст. 39 ГПК РФ право ответчика признать иск вытекает из принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

В ч.3 ст.173 ГПК РФ установлено, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В данном случае, признание иска не противоречит законодательству, не нарушает права и интересы других лиц. Ответчику последствия признания иска известны. Суд принимает признание иска ответчиком.

Исходя из указанного выше, а также с учетом признания иска ответчиком, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему иску и судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, ее следует взыскать с ответчика.

В соответствии с абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины по искам неимущественного характера для физических лиц составляет 300 руб.

Указанную сумму необходимо взыскать с ответчика в доход муниципального образования города Черкесска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Василиади Павлу Ильичу о внесении изменений в договор аренды лесного участка – удовлетворить.

Внести изменения в договор аренды лесного участка от 25.07.2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно:

1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: Карачаево<адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: .» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 0,2 га; местоположение: Российская Федерация, <адрес>; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: ; категория защищенности лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов –леса, расположенные в лесопарковых зонах; вид разрешенного использования лесов: осуществление рекреационной деятельности».

2. Приложение № 1 к Договору «Схема расположения лесного участка» изложить в следующей редакции:

Приложение № 1

к Договору аренды лесного участка

от 25 июля 2016 года

СХЕМА

расположения и границы лесного участка

Карачаево-Черкесской Республики

<адрес>

масштаб: 1:10000;

кадастровый номер участка: ;

номер учетной записи в государственном лесном реестре: ;

площадь: 0,20 га.

3. Приложение № 2 к Договору «Характеристики лесного участка» слова и цифровые данные в табличных формах заменить на следующее содержание:

Приложение № 2

к Договору аренды лесного участка

от 25 июля 2016 года

ХАРАКТЕРИСТИКИ

лесного участка на 25 августа 2020 г.

1. Распределение земель

Общая площадь, всего

В том числе, га

лесные земли

нелесные земли

занятые лесными насаждениями

лесные культуры

лесные питомники, плантации

не занятые лесными насаждениями

итого

дороги

просеки

болота

другие

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

0,20

0,20

-

-

-

0,20

-

-

-

-

-

2. Характеристика насаждений

Целевое назначение лесов

Лесничество

Участковое

лесничество/урочище

(при наличии)

Лесной квартал/лесотакса ционный вьдел

Хозяйство,

преобладающая

порода

Площадь

(га)/запас

древесины (куб.м)

-всего

В том числе по группам возраста древостоя (га/куб.м)

молодняки

средневозрастные

приспевающие

спелые и перестойные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – леса, расположенные в лесопарковых зонах

<адрес>

<адрес>

хвойное/ пихта

0,01/5

-

-

-

0,01/5

Мягколиственное/ ольха

0,19/19

-

-

0,19/19

-

3. Средние таксационные показатели насаждений лесного участка

Целевое назначение

лесов

Лесной квартал/ лесотаксационный

вьдел

Хозяйство, преобладающая порода

Состав

Возраст

Бонитет

Полнота

Средний запас древесины

лесных насаждений

куб.м/га

молодняки

средневозрастные

приспевающие

спелые и перестойные

1

2

3 3

4

5

6

7

8

9

10

11

Защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – леса, расположенные в лесопарковых зонах

хвойное/ пихта

5Пк2Бк2Пк1Бк

230

2

06

-

-

-

470

Мягколиственное/ ольха

7Олс2Ивд1Бб+Ос

45

3

06

-

-

100

-

Взыскать с Василиади Павла Ильича в доход муниципального образования города Черкесска подлежащую к оплате по настоящему делу государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2021 года.

Судья

Черкесского городского суда КЧР Ф.М.Турклиева

1версия для печатиДело № 2-1330/2021 ~ М-13/2021 (Решение)