ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1331/2018 от 15.05.2018 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2-1331/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2018 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд в составе:

председательствующей судьи Шевченко Ю.И.,

при секретаре Ходаковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ отделение ПФР РФ по Ставропольскому краю об отмене решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ отделение ПФР РФ по Ставропольскому краю о признании решения ГУ отделения ПФР РФ по Ставропольскому краю от 29.01.2018 года об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов – незаконным; обязании ГУ отделения ПФР РФ по Ставропольскому краю произвести перерасчёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014-2015 годы, связанных с превышением дохода истца 300 000 рублей, руководствуясь порядком, предусмотренным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, с учетом фактически произведенных истцом и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В обоснование заявленных требований указано, что с 24 апреля 2014 года по 23 сентября 2016 года Истец осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю, применяя общий режим налогообложения. Истцом в налоговый орган были представлены налоговые декларации по НДФЛ за 2014 год и за 2015 год. В свою очередь Межрайонной ИФНС России №9 по Ставропольскому краю в Управление ПФР по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края были направлены сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов в отношении Истца за 2014-2015 гг. Управление ПФР по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края на основании представленных сведений и с учетом произведенной предпринимателем уплаты страховых взносов в ПФР за 2014-2015 года, установило факт неполной уплаты взносов. В 2016 году Истцом было получено Постановление УПФР по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от 30.06.2016 года № за 2014 год на сумму 134 709 руб. 1 коп., а так же Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.09.2016г. , за отчетный период 2015 год, в размере 46 195,89 рублей. Не согласившись с данным фактом, Истец обратился лично в УПФР в по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края для получения разъяснения. Сотрудниками УПФР в по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края было дано разъяснение, что в данном случае Управление действовало согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, уплата страховых взносов производится в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Истец с вышеуказанными доводами УПФР в по г. Минеральные Воды Минераловодскому району Ставропольского края был не согласен, сославшись на статью 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», что при исчислении страховых взносов, индивидуальный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения вправе учесть величину расходов, поскольку данная статья недвусмысленно отсылает к статье 227 Налогового Кодекса Российской Федерации. В данном случае законодатель предоставляет налогоплательщику возможность закрыть финансовый год, подготовить налоговую декларацию, и, уже, исходя из суммы доходов и подтвержденных расходов, определить и оплатить страховые взносы. Сотрудники УПФР в по г. Минеральные Водах и Минераловодскому району Ставропольского края сообщили о своем несогласии с доводами Истца по данному вопросу, указав, что расчет суммы страховых взносов, производится без учета фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. В результате чего Управлением ПФР по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, с расчетного счета индивидуального предпринимателя ФИО1 отрытого в СТАВРОПОЛЬПРОМСТРОЙБАНК -ОАО г. СТАВРОПОЛЬ, к/с , БИК , было взыскано: на основании инкассового поручения от 27.05.2016 сумма 1 260,80 руб., на основании инкассового поручения от 27.05.2016 сумма 3 650,58 руб., на основании платежного ордера от 26.07.2016 сумма 2 717,41 руб., на основании инкассового поручения от 02.08.2016 сумма 5 000,00 руб., на основании платежного ордера от 17.08.2016 сумма 5 692,24 руб., на основании платежного ордера от 17,08.2016 сумма 43 307,76 руб., на основании платежного ордера от 31.08.2016 сумма 77 991,60 руб., на основании платежного поручения № 4 от 23.09.2016 сумма 2 485,66 руб., на основании платежного поручения № 3 от 23.09.2016 сумма 43 710,23 руб. В общей сумме было списано 185 816 руб. 28 коп. В налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год доход Истца от предпринимательской деятельности составил 13 527 726,37 руб., за 2015 год доход 4 671 023,38 руб. Именно исхода из этих сумм, УПФР в по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края был произведен расчет подлежащего уплате страхового взноса. Однако в постановлении № 27-П, принятом Конституционным Судом Российской Федерации после вынесения обжалуемых судебных актов, сформирован правовой подход, в силу которого при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей уменьшить полученный ими доход на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Кодекса (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса). Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов. В декларации Истца за 2014 год определена общая сумма дохода 13 527 726, 37 руб. (ст.3.1.) - сумма налоговых вычетов 4 943 209, 23 руб. (ст.3.2.), налоговая база для исчисления налога составляет 1 584 517,14 руб. С учетом изложенного, истец считает, что 1,0 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период за 2014 год, страховых взносов составит 12 845,17 руб., т.е. с 1 284 517,14 руб. В декларации за 2015 год общая сумма дохода 4 671 023, 38 руб. (ст.3.1.) - сумма налоговых вычетов 4 336 514, 79 руб. (ст.3.2.), налоговая база для исчисления налога составляет 334 508, 59 руб. С учетом изложенного, заявитель считает, что 1,0 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период за 2015 год, страховых взносов составит 345,09 руб., т.е. с 34 508,59 руб. В связи с вышесказанным Истец считает Постановление и Требование вынесены Управлением ПФР по Ставропольскому краю преждевременно, поскольку пенсионным фондом неправомерно исчислена сумма страховых взносов исхода из общего дохода, без учета расходов заявителя. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, с 03.07.2017 года ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) является правопреемником ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, в связи с реорганизацией юридического лица. 01 августа 2017 года Истец обратился с заявлением в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), о предоставлении подробной информации об имеющейся задолженности, за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. 07 сентября 2017 года Истцу был дан ответ ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), об имеющей задолженности в размере 26 986,15 рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 2 773,81 рубля – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, 19,69 рублей – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Данная задолженность была оплачена Истцом полностью. Кроме того в данном ответе Управление сообщило, что сумма излишне уплаченных страховым взносов, пеней и штрафов составляет 164 664,50 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 14 986,64 руб.– пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Так же было дано разъяснение, что плательщик страховых взносов вправе обратиться в территориальный орган ПФР за возвратом излишне уплаченных сумм страховых взносов. Данная переплата образовалась в связи с произведенным перерасчетом ГУ отделения ПФР РФ по Ставропольскому краю за период 2014-2015 годы, руководствуясь уже порядком отраженным в постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ЗОЛ 1.2016 № 27-П. 14 декабря 2017 года Истец обратился в ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края, с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов с приложением справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 04.12.2017 года . В результате чего Истцом было получено решение от 29.01.2018 года ГУ отделения ПФР РФ по Ставропольскому краю, об отказе в возврате сумм излишне заплаченных страховых взносов. Так же было дано разъяснение, что перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 года, производиться на основании судебного решения. В данном решении не было указано конкретной причины отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. ГУ отделения ПФР РФ по Ставропольскому краю ссылается на невозможность уточнения обязательств за 2014-2015 годы по уплате страховые взносов, что не может являться обоснованной причиной. ГУ отделения ПФР РФ по Ставропольскому краю обладает достаточными сведениями о доходах ФИО1 за 2014-2015 годы, а так же расходах, непосредственно связанных с извлечением доходов, так как им были сданы декларации за данные периоды надлежащим образом, поэтому утверждение о невозможности уточнения обязательств за 2014-2015 годы по уплате страховых взносов противоречит действительности и носит субъективный характер. 13 февраля 2018 года истец обратился к управляющему государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю ФИО2, с жалобой на данное решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных от 29.01.2018 года . На что 14.03.2018 года истцом был получен ответ от ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю, с разъяснением о том, что перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 года, производиться на основании судебного решения. Согласно справке о состоянии расчетов от 04.12.2017 года , какие либо обязательства у Истца по оплате страховых взносов отсутствуют. При рассмотрении споров между ПФР и предпринимателями по вопросам исчисления страховых взносов за 2014-2015 гг. суды в настоящее время учитывают выводы Постановления № 27-П, принимая решения в пользу предпринимателей, постановления АС Волго-Вятского округа от 20.12.2016 № Ф01-5560/16 по делу № А43-362/2016, Северо-Кавказского округа от 25.01.2017 № Ф08-10446/16 по делу № A32-15602/2016, от 03.02.2016 № Ф08-38/17 по делу № А15-693/2016, Уральского округа от 20.01.2017 № Ф09-11486/16 по делу № А07-11397/2016, Центрального округа от 26.12.2016 № Ф10-5472/16 по делу № А08-1337/2016, от 26.12.2016 № Ф10-5575/16 по делу № А08-2320/2016, Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 № 05АП-9531/16, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 12АП-12540/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 № 13АП-27887/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2017 № 15АП-18521/16.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом и заранее, не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности. Кроме того поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 поддержал заявленные исковые требования, дополнительно пояснив, что страховые взносы были рассчитаны Пенсионным Фондом с общего дохода Истца, тогда как это не является его прибылью. Истец неоднократно обращался в ПФР с требованием о перерасчете взысканных сумм, однако ему отказывали, не объясняя причин. У истца имеется переплата по уплате данных взносов и необходимо решение суда, чтобы осуществить перерасчет.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Отделения Пенсионного Фонда РФ по СК на основании доверенности ФИО4 поддержала письменный отзыв на иск, согласно которому истец состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды Ставропольского края с 24.04.2014 по 23.09.2016 (регистрационный ). С 01.01.2010 по 31.12.2016 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы на ОПС и ОМС), регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный, фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Начиная с 2014 года, согласно положениям статей 14 и 16 Закона № 212-ФЗ, размер страховых взносов на ОПС определялся в следующем порядке: 1) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз. 2) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (при этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз). Размер страховых взносов на ОМС определялся как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличенное в 12 раз. Размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, за расчетный период определяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений о размере дохода, передаваемых налоговыми органами. В случае, если налоговые органы не могут предоставить указанные сведения по причине непредставления плательщиком необходимой отчетности, страховые взносы на ОПС за истекший расчетный период взыскивались в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года, а страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим. Управлением ПФР по г. Минеральные Воды за 2014-2015 года были исчислены страховые взносы на ОПС с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, на основании информации, переданной Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю без учета расходов. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212- ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», вступившего с силу 02.12.2016., доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными ПК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. При этом в Постановлении № 27-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона, в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть с 2 декабря 2016 года. Таким образом, с момента вступления в силу Постановления № 27-П, после 02.12.2016 обязательства по уплате страховых взносов индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ, формируются исходя из размера доходов за минусом расходов. Принятие Конституционным Судом Российской Федерации постановления, содержащего конституционно-правовое истолкование, в соответствии со статьей 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» влечет пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по делам заявителей, в отношении которых такое постановление имеет обратную силу. Для лиц, не являющихся участниками конституционного производства, но в отношении которых были применены нормативные положения, получившие в решении Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовое истолкование, отличное от придававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, такое решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет пересмотр (изменение или отмену) основанного на данных нормативных положениях судебного акта только в тех случаях, когда он либо не вступил в законную силу, либо вступил в законную силу, но не исполнен или исполнен частично (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 № 4-0, от 05.02.2004 Х278-0, от 27.05.2004 № 211-0, от 12.05.2006 № 135-0, от 01.06.2010 № 783-0-0, от 25.01.2012 № 178-0-0). Поскольку ненормативные правовые акты, на основании которых были сформированы обязательства по уплате ФИО1 страховых взносов на ОПС не только вступили в законную силу, но и были исполнены за 2014 год в полном объеме до 02.12.2016, за 2015 год были исполнены частично до 02.12.2016, то положения Постановления № 27-П не имеют обратной силы в отношении данных актов. Таким образом, уточнение истцом указанных выше обязательств, сформированных до 02.12.2016 и исполненных (в полном объеме или частично), может быть произведено только на основании судебного решения. Учитывая изложенное, в настоящее время в отсутствие соответствующего судебного решения Отделение не вправе производить уточнение обязательств по страховым взносам, исчисленных с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за 2014-2015 годы, а с учетом имеющихся начислений решение Отделения от 29.01.2018 № 264/1 об отказе в проведении возврата вынесено правомерно и отмене не подлежит. Учитывая вышеизложенное, просит суд вынести мотивированное законное решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд по существу исковых требований приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 32-35) истец состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды Ставропольского края с 24.04.2014 по 23.09.2016 (регистрационный ), на настоящий момент не является индивидуальным предпринимателем (л.д. 36).

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Истцом в Межрайонную ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю в Управление ПФР по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края были направлены сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов в отношении Истца за 2014-2015 гг.

Судом установлено, что в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год доход Истца от предпринимательской деятельности составил 13 527 726,37 руб. (л.д. 37-43), за 2015 год доход 4 671 023,38 руб. (л.д. 44-50).

Исходя из этих сумм, УПФР в по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края был произведен расчет подлежащего уплате страхового взноса.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2016 году Истцом было получено Постановление УПФР по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от 30.06.2016 года за 2014 год на сумму 134 709 руб. 1 коп. (л.д. 51), а так же Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.09.2016г. , за отчетный период 2015 год, в размере 46 195,89 рублей (л.д. 52).

На обращение Истца заместителем начальника управления ПФР ФИО5 дан ответ от 07.09.2017 согласно которому, по сотоянию на 31.12.2016 за ФИО1 числится задолженность по уплате страховых взносов в размере 29779,65 руб. Кроме того в связи с уточнением данных о доходах 2014-2016 сумма излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов составляет 179651,14 руб., в связи с чем плательщик имеет право обратиться в территориальный орган ПФР за возвратом излишне уплаченных сумм (л.д. 60-61).

С заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов ФИО1 обратился в декабре 2017 года (л.д. 65-66).

Согласно уведомлению от 31.01.2018 ФИО1 отказано в возврате сумм излишне уплаченных (л.д. 70). После чего Истец обратился с жалобой на данное решение.

В материалы дела представлено сообщение о результатах рассмотрении обращения истца от 14.03.2018 , согласно которому поскольку ненормативные правовые акты, на основании которых были сформированы обязательства по уплате ФИО1 страховых взносов на ОПС не только вступили в законную силу, но и были исполнены за 2014 год в полном объеме до 02.12.2016, за 2015 год были исполнены частично до 02.12.2016, то положения Постановления № 27-П не имеют обратной силы в отношении данных актов. Таким образом, уточнение истцом указанных выше обязательств, сформированных до 02.12.2016 и исполненных (в полном объеме или частично), может быть произведено только на основании судебного решения (л.д.79-81).

Судом установлено, что с 01.01.2010 по 31.12.2016 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный, фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Начиная с 2014 года, согласно положениям статей 14 и 16 Закона № 212-ФЗ, размер страховых взносов на ОПС определялся в следующем порядке:

1) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее -тариф СВ), увеличенное в 12 раз.

2) в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (при этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз).

Размер страховых взносов на ОМС определялся как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличенное в 12 раз.

Размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, за расчетный период определяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений о размере дохода, передаваемых налоговыми органами. В случае, если налоговые органы не могут предоставить указанные сведения по причине непредставления плательщиком необходимой отчетности, страховые взносы на ОПС за истекший расчетный период взыскивались в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа СВ, увеличенное в 12 раз.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года, а страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим.

В соответствии со статьей 18 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Управлением ПФР по г. Минеральные Воды за 2014-2015 года были исчислены страховые взносы на ОПС с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, на основании информации, переданной Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю без учета расходов.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212- ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», вступившего с силу 02.12.2016., доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными ПК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

При этом в Постановлении № 27-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона, в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть с 2 декабря 2016 года.

Таким образом, с момента вступления в силу Постановления № 27-П, после 02.12.2016 обязательства по уплате страховых взносов индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ, формируются исходя из размера доходов за минусом расходов.

Принятие Конституционным Судом Российской Федерации постановления, содержащего конституционно-правовое истолкование, в соответствии со статьей 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» влечет пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по делам заявителей, в отношении которых такое постановление имеет обратную силу. Для лиц, не являющихся участниками конституционного производства, но в отношении которых были применены нормативные положения, получившие в решении Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовое истолкование, отличное от придававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, такое решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет пересмотр (изменение или отмену) основанного на данных нормативных положениях судебного акта только в тех случаях, когда он либо не вступил в законную силу, либо вступил в законную силу, но не исполнен или исполнен частично (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 № 4-0, от 05.02.2004 Х278-0, от 27.05.2004 № 211-0, от 12.05.2006 № 135-0, от 01.06.2010 № 783-0-0, от 25.01.2012 № 178-0-0).

Поскольку ненормативные правовые акты, на основании которых были сформированы обязательства по уплате ФИО1 страховых взносов на ОПС не только вступили в законную силу, но и были исполнены за 2014 год в полном объеме до 02.12.2016, за 2015 год были исполнены частично до 02.12.2016, то положения Постановления № 27-П не имеют обратной силы в отношении данных актов.

Поскольку уточнение истцом указанных выше обязательств, сформированных до 02.12.2016 и исполненных (в полном объеме или частично), может быть произведено только на основании судебного решения, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное исковое требование об обязании ГУ отделения ПФР РФ по Ставропольскому краю, произвести перерасчёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014-2015годы, связанных с превышением дохода истца 300 000 рублей, руководствуясь порядком, предусмотренным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, с учетом фактически произведенных истцом и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Оценив представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что с учетом имеющихся начислений решение Отделения от 29.01.2018 об отказе в проведении возврата вынесено правомерно и отмене не подлежит.

Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 в части обязания ГУ Отделение Пенсионного фонда по Ставропольскому краю произвести пересчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014-2015 гг., связанных с превышением дохода истца 300 000 рублей, руководствуясь порядком, предусмотренным Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 года № 27-П, с учетом фактически произведенных истцом и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда по Ставропольскому краю произвести пересчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014-2015 гг., связанных с превышением дохода истца 300 000 рублей, руководствуясь порядком, предусмотренным Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 года № 27-П, с учетом фактически произведенных истцом и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Исковые требования ФИО1 к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов. Пеней и штрафов от 29 января 2018 года № – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский райсуд г. Ставрополя в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированном виде.

Мотивированное решение составлено 20 мая 2018 года.

Судья подпись Ю.И. Шевченко