***
Мотивированное решение составлено 22.02.2022 Дело № 2-184/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 февраля 2022 года город Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Ю.А.,
при секретаре Шиховцовой М.С.,
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» (далее – ООО «АкваЛайн») о возложении обязанности произвести перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «АкваЛайн» в период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2021 года производится начисление платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В связи с не проживанием в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, ФИО1 обратилась в ООО «АкваЛайн» с заявлением о перерасчете размера платы за предоставленную коммунальную услугу, в удовлетворении которого отказано.
С учетом уточненных исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО1 просит возложить на ООО «АкваЛайн» обязанность произвести перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, а также взыскать с ООО «АкваЛайн» судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 3 000 рублей.
Истец ФИО1, в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, пояснив, что не проживает в жилом помещении, в связи с чем, не должна нести обязанность по оплате коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами за период ее временного отсутствия.
Ответчик ООО «АкваЛайн», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил письменные возражения, в которых с требованиями иска не согласился, указав, что в связи с отсутствием лиц постоянно и временно проживающих в жилом доме начисление платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами производится исходя из количества собственников жилого помещения.
В соответствии с положениями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают на основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, и из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 названной правовой нормы обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги урегулирован статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 приведенной нормы закона определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной, срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Материалами дела подтверждено, что ФИО1 с 20 июня 2018 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям, представленным администрацией сельского поселения <адрес>, лиц проживающих в указанном жилом доме не имеется.
Сведениями, представленными муниципальным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подтверждено, что ФИО1 с 27 мая 1988 года по настоящее время зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
10 апреля 2018 года между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «АкваЛайн» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в восточной зоне Вологодской области.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного соглашения региональный оператор обязался обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, образующихся в Восточной зоне Волгоградской области.
Региональный оператор обязался приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 01 января 2019 года (пункт 7.2 соглашения).
Представленной выпиской из лицевого счета подтверждено, что объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывался ООО «АкваЛайн» с учетом количества собственников спорного жилого дома.
14 октября 2021 ФИО1 обратилась в ООО «АкваЛайн» с заявлением о перерасчете платы за предоставленные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав на непроживание в спорном жилом помещении, в удовлетворении которого было отказано.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункты 13, 14 названных Правил).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
В силу абзаца первого пункта 148 (30) названных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Согласно данной формуле размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил.
В соответствии с пунктом 148 (34) названных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36) Правил).
Согласно пункту 148 (24) названных Правил потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Пунктом 148 (22) Правил установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148 (44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Из приведенных норм следует, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия, то есть более 5 полных календарных дней подряд, проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил коммунальных услуг.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не содержат.
Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд приходит к выводу, что начисление платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии лиц постоянно и временно проживающих в жилом помещении производилось ООО «АкваЛайн» в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.
Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами предоставления коммунальных услуг, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Пункт 148 (44) названных Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении при предоставлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия.
Вместе с тем, вопреки доводам истца неиспользование собственником жилого помещения не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах предоставления коммунальных услуг для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения его от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Факт непроживания истца ФИО1, несущей обязанность по содержанию принадлежащего ей жилого помещения, не освобождает ее как собственника жилого помещения от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доказательств неоказания ООО «АкваЛайн» коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период времени в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования ФИО1 к ООО «АкваЛайн» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежат оставлению без удовлетворения.
Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относит, в том числе расходы, на оплату услуг представителей.
Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно квитанции №... от 01 июня 2021 года за оказанные юридические услуги ФИО1 произвела оплату Полярнинскому филиалу Некоммерческой организации Мурманская областная коллегия адвокатов в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказано, оснований для взыскания судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением гражданского дела, в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Козлова