Решение в окончательной форме принято 12 апреля 2019 года
Дело № 2-1332/2019 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Мининой Е.Н.,
при секретаре Милкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО "Аэрофлот" об обязании восстановить счет участника программы "Аэрофлот-Бонус" и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к ПАО "Аэрофлот" об обязании восстановить счет участника Программы "Аэрофлот-Бонус" № 418628 с восстановлением на счете набранных миль, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
В судебном заседании представитель ответчика – ФИО2 возражала против удовлетворения иска, поддержала письменные возражения (л.д. 72-77).
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд не установил оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с ниже следующим.
Как следует из материалов дела, истец зарегистрирован в программе "Аэрофлот Бонус" с 2000 года с номером 418628.
Свои исковые требования истец основывал на том, что 24.10.2017 по электронной почте получил уведомление от ответчика о том, что в результате проверок счета истца было установлено, что на счет неоднократно производились начислении зав одни и те же полеты, которые учитывались по программе Flying Blue. Согласно Правилам Программы п. 3.1.4 "Мили за совершенный полет на рейсе Аэрофлота, Авиакомпании-Партнера Программы или оплаченный товар, работу, услугу Партнера зачисляются на счет участника только один раз, только в одной программе лояльности, независимо от количества оплаченных им билетов или товаров, работ услуг". На основании п. 7.5 Правил Программы счет истца закрыт, серебряный уровень и серебряная карточка счета недействительны (л.д. 52).
Истец, ссылаясь на то, что двойное начисление милей в программе Аэрофлот – Аэрофлот Бонус и программе Air France – Flying Blue произошло не по его вине, помимо его воли, обратился в суд с требованием об обязании ответчика восстановить на счете все набранные мили.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылался на следующее.
В соответствии с п. 3.1.2 Правил Программы "Аэрофлота Бонус" каждый Участник программы может иметь только один Персональный счет в Программе. Счет Участника и набранные Мили не могут быть переданы другим лицам, перенесены, объединены со счетами и Милями других Участников Программы "Аэрофлот Бонус" или Участников других Программ поощрения пассажиров, за исключением случаев оказания Участнику услуги "Перевод миль" согласно п. 4.10. счет Участника и Мили нельзя завещать, покупать или продавать.
Пунктом 3.1.3 Правил Программы "Аэрофлот Бонус" предусмотрено, что мили в Программе начисляются за полеты на регулярных рейсах Аэрофлота, Авиакомпаний-партнеров Программы по тарифам, участвующим в начислении Миль, а также за товары, работы, услуги, предоставляемые Партнерами Программы.
В соответствии с п. 3.1.4 Правил Программы "Аэрофлот Бонус" мили за совершенный полет на рейсе Аэрофлота, Авиакомпании-Партнера программы или оплаченный товар, работу, услугу Партнера зачисляются на счет Участника только один раз, только в одной программе лояльности, независимо от количества оплаченных им билетов или товаров, работ, услуг.
Участник не может использовать Мили, набранные в программе "Аэрофлот Бонус", для получения Премий в других программах поощрения (п. З.1.5).
ПАО "Аэрофлот" в программу лояльности "Flying Blue" был произведен официальный запрос. На основании полученного ответа от программы лояльности "Flying Blue", было установлено, что на счет истца как участника № 418628 в программе "Аэрофлот Бонус" неоднократно производились начисления за те же полеты, которые участник учитывал в программе партнера "Flying Blue" на бонусный счет № 2006220682.
В силу п. 7.5 Правил Программы "Аэрофлот Бонус" в случае нарушения участником правил и условий программы "Аэрофлот Бонус" ПАО "Аэрофлот" оставляет за собой право аннулировать все набранные мили, аннулировать счет участника программы, аннулировать элитный уровень в программе.
Ссылаясь на вышеуказанные условия Правил Программы "Аэрофлот Бонус" ПАО "Аэрофлот" закрыл счет истца № 418628, установив со стороны истца как участника Программы нарушение условий Программы о недопустимости использования набранных миль одновременно в двух программах: ПАО "Аэрофлот" ("Аэрофлот Бонус") и авиакомпании-партнера – Air France ("Flying Blue").
При оценке обоснованности доводов сторон, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с преамбулой Закона "О защите прав потребителей" закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Таким образом, характерным признаком договорных отношений с участием потребителей, регулирование которых носит специальный характер, является их возмездность, т.е. наличие договорного условия об обязанности потребителя оплатить товары (работы, услуги) для личных нужд.В соответствии со ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Из смысла приведенной нормы следует, что договор предполагает наличие у его сторон взаимных прав и обязанностей.
В ПАО "Аэрофлот" действуют Правила Программы "Аэрофлот Бонус" - программа, реализуемая ПАО "Аэрофлот" для своих клиентов, согласно которой Участнику Программы начисляются мили, которые могут использоваться для получения билетов и иных Премий в соответствии с Правилами Программы.
Правила программы "Аэрофлот Бонус" размещены в свободном доступе на официальном сайте ПАО "Аэрофлот" в сети Интернет, с которыми пассажиры могут ознакомиться по ссылке: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/afi_bonus/rules.
Согласно Вводной части Правила программы "Аэрофлот Бонус" (л.д. 6) настоящие Правила программы "Аэрофлот Бонус" являются публичной офертой ПАО "Аэрофлот", адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в программе "Аэрофлот Бонус" на определенных в настоящих Правилах условиях, без ограничения срока для акцепта и возможности досрочного отзыва данной оферты.
Акцептом оферты является регистрация физического лица в порядке, установленном в Разделе 2 настоящих Правил.
Совершая акцепт, Участник подтверждает, что он полностью и безоговорочно согласен со всеми условиями настоящей оферты (настоящих Правил программы).
Программа "Аэрофлот Бонус" является маркетинговым мероприятием ПАО "Аэрофлот", направленным на привлечение новых, удержание существующих клиентов, развитие клиентской базы. В целях увеличения активности Участников в приобретении услуг ПАО "Аэрофлот" последние вправе привлекать к участию в Программе любых Партнеров как для предоставления Премий Участникам в виде товаров и услуг Партнеров, так и для начисления Миль.
ПАО "Аэрофлот" обязуется произвести начисление Миль в соответствии с условиями, установленными Правилами Программы.
Программа, к которой присоединился истец, не предполагает возложение на него каких-либо обязанностей. Указанной Программой какие-либо обязанности на ответчика не возлагаются.
Вступление и участие в программе является исключительно добровольным выбором конкретного пассажира, при этом на участника программы не возлагается никаких обязанностей, в том числе обязанность летать только компанией Аэрофлот.
Указанная программа позволяет участникам накапливать мили или баллы за полеты, а затем использовать их для приобретения бесплатных билетов, повышения класса обслуживания и получения других бонусов.
В связи с тем, что данная программа является поощрительной, ПАО "Аэрофлот" самостоятельно устанавливает порядок, размер и виды поощрений тем или иным категориям пассажиров.
При этом выдача каких-либо премий либо привилегий не является безусловным обязательством Аэрофлота, условия программы не содержат также каких-либо обязательств со стороны участников программы.
С правилами применения данной программы каждый участник программы может ознакомиться при регистрации пользователя, кроме того, данные правила программы находятся в свободном доступе на официальной сайте авиакомпании.
Согласно разделу программы "Разное" Аэрофлот оставляет за собой право изменить правила и условия программы "Аэрофлот Бонус" в любое время без предварительного уведомления, а согласно п. 6 раздела программы "Разное" ответчик оставляет за собой право отменить программу с предварительным уведомлением участника за 2 месяца до планируемой даты отмены.
В процессе вступления в программу путем заполнения соответствующего Заявления, пассажир соглашается с вышеуказанными условиями программы.
Таким образом, из условий программы усматривается, что программа не содержит каких-либо безусловных обязательств ни со стороны пассажиров, ни со стороны авиакомпании. Программа "Аэрофлот-Бонус" является исключительно поощрительной программой для пассажиров, разработанной ПАО "Аэрофлот", при которой ПАО "Аэрофлот" обладает правом по собственной инициативе в любое время изменить или отменить указанную программу поощрения пассажиров: отказать в выдаче премии; аннулировать накопленные баллы: исключить участника из программы.
Участие в программе не является условием договора перевозки, не вытекает из него и находится за рамками договора перевозки, правоотношения сторон по участию в Программе являются добровольными и безвозмездными, поскольку премиальные авиабилеты предоставляются без взимания какой-либо платы, при условии наличия на счету участника определенного количества балов, что четко определено условиями программы, с которыми участник согласился при вступлении.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемая программа является поощрительной, безвозмездной и ее нельзя рассматривать как возможность получения прибыли, в связи с чем к правоотношениям сторон не подлежат применению как нормы ГК РФ об обязательствах, так и нормы Закона "О защите прав потребителей".
Поскольку рассматриваемая программа является поощрительной и ее нельзя рассматривать как договор между сторонами, в связи с чем, ответчик имел право аннулировать все набранные участником мили, аннулировать счет участника программы, установив нарушение участником правил и условий программы "Аэрофлот Бонус".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к ПАО "Аэрофлот" об обязании восстановить счет участника программы "Аэрофлот-Бонус" и взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Минина