ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1332/2013 от 18.07.2013 Дальнегорского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-1332/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнегорск 18 июля 2013 года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Корочкиной А.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Дальнегорска Ляпиной И.А.

при секретаре Алексеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Дальнегорска в интересах неопределённого круга лиц к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском, в интересах неопределённого круга лиц, указав, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного характера - лесных пожаров. В ходе проверки установлено, что администрацией Дальнегорского городского округа не приняты все меры для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах Дальнегорского городского округа.

Так, в <данные изъяты> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; <данные изъяты> не обеспечены достаточным количеством водоисточников для целей наружного пожаротушения; <данные изъяты> находится на расстоянии, превышающем нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны.

На основании п. 10 ст. 5 Устава <данные изъяты> к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Села: <данные изъяты> входят в состав территории Дальнегорского городского округа, что определено ч.4 ст.2 Устава Дальнегорского городского округа.

В нарушение п.п. 16, 17, 80 Правил, администрацией <данные изъяты> в <данные изъяты> не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в <данные изъяты> и на прилегающих к ним территориях, а также не созданы условия для организации в <данные изъяты> добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации ставит под угрозу жизнь, здоровье неопределенного круга лиц, имущество граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества в условиях возникновения пожара.

Невыполнение администрацией <данные изъяты> возложенных обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации и муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит: признать бездействие администрации <данные изъяты> городского
округа по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Дальнегорского городского округа – незаконным; обязать администрацию <данные изъяты> городского округа обеспечить средствами оповещения людей о пожаре населенные пункты <данные изъяты> городского округа: <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить достаточным количеством водоисточников для целей наружного пожаротушения населенные пункты Дальнегорского городского округа: <данные изъяты> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Дальнегорского городского округа создать условия для организации в д. Черемшаны добровольной пожарной охраны и
для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в
иных формах в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного разбирательства прокурор <адрес> требования уточнил. Просит: обязать администрацию Дальнегорского городского округа создать условия для организации в <данные изъяты> добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, путем социального стимулирования участия граждан в добровольной пожарной дружине, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Остальные требования поддержал.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации <данные изъяты> городского округа по доверенности – ФИО5 с требованиями не согласилась. Суду пояснила, что отдел надзорной деятельности неоднократно делает заявления о том, что администрацией не выполняются меры пожарной безопасности, однако, данные заявление не находят своего подтверждения, что доказывается решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ № А51-5370/2011, решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ № А51-8837/2012, постановление Мирового суда от ДД.ММ.ГГГГ №.

Администрация городского округа выполняет мероприятия по снижению пожарной опасности в населенных пунктах, а также на объектах муниципальной собственности, согласно муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность <данные изъяты> городского округа на 2011-2015гг» (прилагается)

Во исполнение п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией городского округа принято постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об утверждении Положения о порядке использования действующих телевизионных станций для оповещения и информирования населения Дальнегорского городского округа в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» (прилагается) и заключены Соглашения на оповещение населения с <данные изъяты> Возможность использования данных СГУ закреплена и в ответе на запрос с Отдела ГОЧС <адрес> (прилагается) Отделом по делам ГОиЧС разработан проект муниципальной целевой программы «Снижение рисков чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на территории Дальнегорского городского округа на 2014-2017гг» (прилагается), в которой прописаны мероприятия по исполнению краевой целевой подпрограммы Государственной программы <адрес> «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па (прилагается). 06 мая на территории городского округа работал представитель Ставропольского Научно-Производственного Объединения «Инженерные системы» с целью сбора необходимой документации и сведений для разработки Проекта системы оповещения Дальнегорского городского округа за счет средств краевого бюджета.

Факт отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения в <данные изъяты>. не находит своего подтверждения. В настоящее время для нужд пожаротушения в <данные изъяты> используется река, расположенная недалеко от деревни. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа и филиалом <данные изъяты> заключен муниципальный контракт №чс на выполнение работ по устройству подъезда к источнику противопожарного водоснабжения в <данные изъяты> Для нужд пожаротушения д. Мономахово используется пожарный резервуар объемом 50 мЗ; <адрес>. Пожарный резервуар возможно использовать круглогодично. Также в <адрес> находится пожарная часть, время прибытия которой д. Мономахово, соответствует предъявляемым требованиям. Наличие источников противопожарного водоснабжения подтверждается ответом из КГКУ 9 ОПС от ДД.ММ.ГГГГ № о наличии мест возможного водозабора на нужды пожаротушения (прилагается).

ДД.ММ.ГГГГ администрацию городского округа уведомили о создании на территории городского округа Общественной организации «Добровольная пожарная охрана <данные изъяты> городского округа». ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа и Общественной организацией было заключено Соглашение о совместной деятельности по развитию добровольной пожарной охраны. Для нужд пожаротушения в д. <данные изъяты> администрацией в 2011 году, согласно муниципальной целевой программы, был закуплена пожарная мотопомпа. Также отделом ГО и ЧС разработан проект муниципальной целевой программы «Муниципальная поддержка добровольных пожарных и общественных объединений добровольной пожарной охраны на территории Дальнегорского городского округа на 2014-2016гг». Данная программа была разработана для оказания поддержки общественной организации «Добровольная пожарная дружина Дальнегорского городского округа», с которой администрация заключила Соглашение. Администрация городского округа вышла с инициативой о передаче 1 ед. автомашины с КППК ЛХО для осуществления деятельности по пожаротушения <адрес>.

Представитель третьего лица – Главного управления МЧС России по <адрес> – по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснил, что администрацией Дальнегорского городского округа не принято достаточных и необходимых мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах <данные изъяты> городского округа, а именно: в <адрес> <адрес> <адрес>, д.
<данные изъяты> городского округа отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре; <данные изъяты> не обеспечены достаточным количеством
водоисточников для целей наружного пожаротушения; д.Черемшаны расположена на расстоянии, превышающем нормативное время
прибытия подразделений пожарной охраны.

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Согласно п. 4 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в. <данные изъяты> допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоёмы.

Исходя из полученных данных необходимо обеспечить населённые пункты <данные изъяты> Дальнегорского городского округа наружным противопожарным водоснабжением, а именно обеспечить двумя пожарными резервуарами объёмом не менее 27 м. куб. каждый (искусственными водоёмами) в радиусе 200 метров.

Согласно ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территории городского округа определяется из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских округах не должно превышать 10 минут, что не представляется возможным в отношении <данные изъяты>

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает требования обоснованы и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления являются одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, т.е. совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Согласно статье 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьёй 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; создание условий для организации добровольной пожарной охраны.

В нарушение требований ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ администрацией <данные изъяты> городского округа не принято достаточных и необходимых мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Дальнегорского городского округа, а именно: в <адрес> <адрес> <адрес>, д.
<данные изъяты> городского округа отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре; <данные изъяты> не обеспечены достаточным количеством
водоисточников для целей наружного пожаротушения; <данные изъяты> расположена на расстоянии, превышающем нормативное время
прибытия подразделений пожарной охраны.

Довод представителя Администрации <данные изъяты> о том, что ими принимаются все необходимые меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Дальнегорского городского округа, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Суду не представлено доказательств установки автоматизированных средств оповещения людей о пожаре, довод представителя ответчика о том. что ими разработана схема оповещения по средствам теле-радио вещания, а также посредством служебных автомобилей ГИБДД, не указывает на то, что данная обязанность выполнена ими в полном объеме и в соответствии с законом.

Также суду не предоставлено доказательств наличия достаточного количества водоисточников для целей наружного пожаротушения в <данные изъяты>.

Довод Администрации <данные изъяты> о том, что норма закона об организация добровольной пожарной дружины носит рекомендательных характер, суд полагает основан на неверном толковании закона. Поскольку ст. 63 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" прямо предусмотрена обязанность Администрации создание условий для организации добровольной пожарной охраны, кроме того ч.2 указанной статьи устанавливает обязанность администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах <данные изъяты> городского округа. Как установлено <данные изъяты> расположена на расстоянии, превышающем нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны, в связи с чем требование прокурора <адрес> о возложении на администрацию обязанности по созданию условий для организации в <данные изъяты> добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, путем социального стимулирования участия граждан в добровольной пожарной дружине, является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд считает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> городского округа исполнить решение суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности – удовлетворить в части.

Признать бездействие администрации <данные изъяты> городского округа по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах <данные изъяты> городского округа – незаконным.

Обязать администрацию <данные изъяты> городского округа обеспечить средствами оповещения людей о пожаре населенные пункты <данные изъяты> городского округа: <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию <данные изъяты> городского округа обеспечить достаточным количеством водоисточников для целей наружного пожаротушения населенные пункты <данные изъяты> городского округа: <данные изъяты> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию <данные изъяты> городского округа создать условия для организации в д. Черемшаны добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, путем социального стимулирования участия граждан в добровольной пожарной дружине в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Корочкина А.В.

к