Дело № 2-1332-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Заводский районный суд <адрес>
в составе председательствующего Сучковой И.А.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>»,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением в котором просит признать распоряжение администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» недействующим полностью со дня его принятия.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка нормативных правовых актов Кемеровского муниципального района, которыми определены нормативы потребления населением твердого топлива. Так, прокуратурой района установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кемеровского муниципального района издано распоряжение № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>». Решение официально опубликовано в <адрес>ной газете «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ № 11. Настоящее Распоряжение утверждает нормативы потребления угля для населения Кемеровского муниципального района в целях предоставления населению равных социальных гарантий и рационального использования бюджетных средств, а также для расчета оплаты коммунальных услуг жителям <адрес> и последующего расчета при назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Пунктом 1 Распоряжения определены нормы потребления угля для населения Кемеровского муниципального района. Органы местного самоуправления не наделены федеральным законодательством полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе твердого топлива для жилых домов с печным отоплением. Нормативными правовыми актами <адрес> органы местного самоуправления также не наделены полномочиями по утверждению нормативов потребления населением твердого топлива. Таким образом, распоряжение администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» противоречит требованиям закона.
В судебном заседании представитель заявителя прокурора <адрес> - ФИО3, помощник прокурора <адрес>, действующая в судебном заседании на основании служебного удостоверения, обстоятельства и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просила требования удовлетворить, поскольку органы местного самоуправления не наделены федеральным законодательством полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе твердого топлива для жилых домов с печным отоплением. Уточнила, что просит признать распоряжение администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица администрации Кемеровского муниципального района – ФИО4, действующая на основании доверенности от 30.12.2013г. № 1106, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), требования прокурора <адрес> не признала, против их удовлетворения возражала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление (л.д. 11-13), согласно которому распоряжение принято в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, действующей на момент его вынесения, и не противоречила действующему законодательству. На территории <адрес> нормативно-правовой акт, устанавливающий нормативы потребления твердого топлива (угля) не утвержден. Отмена распоряжении приведет к невозможности исполнения функции, направленной на поддержку жителей <адрес> путем предоставления твердого топлива по льготной цене в пределах установленной нормы, что повлечет негативные последствия для жителей Кемеровского муниципального района.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, прокуратурой <адрес> была проведена проверка нормативных правовых актов Кемеровского муниципального района, которыми определены нормативы потребления населением твердого топлива.
В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кемеровского муниципального района было издано распоряжение № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» (л.д. 5), которое официально опубликовано в <адрес>ной газете «Заря» от 12.03.2005г. № (л.д. 6).
Из распоряжения следует, что в целях предоставления населению равных социальных гарантий и рационального использования бюджетных средств, а также для расчета оплаты коммунальных услуг жителям Кеме6ровского района и последующего расчета при назначении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг была утверждена норма потребления угля исходя из методических указаний по определению нормы отпуска топлива, реализуемого населению от 09.08.2004г.
Пунктом 1 распоряжения определены нормы потребления угля для населения Кемеровского муниципального района.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания – 01.03.2005г.
В силу пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не возлагает на него такую обязанность.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац 10 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту - Правила), определяет, что твердое топливо при наличии печного отопления, используемое для предоставления коммунальных услуг, является коммунальным ресурсом.
В абз. 9 п. 2 Правил коммунальные услуги определены как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с абз. 13 п. 2 Правил нормативом потребления коммунальной услуги является количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В силу требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных выше правовых норм, органы местного самоуправления не наделены ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами <адрес> полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе твердого топлива для жилых домов с печным отоплением. Такие полномочия законом возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, каковым администрация Кемеровского муниципального района не является. Следовательно, распоряжение администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» противоречит требованиям действующего федерального законодательства, и в соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд признает данное распоряжение администрации Кемеровского муниципального района недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу, как противоречащее федеральному законодательству, поскольку данное распоряжение до вынесения решения суда применялось.
Доводы представителя администрации Кемеровского муниципального района о том, что при принятии распоряжения оно не противоречило действовавшему на тот момент времени законодательству ( п. 1 ст. 157 ГПК РФ), суд находит необоснованными, поскольку после внесения изменений в федеральное законодательство нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны быть приведены в соответствие ему.
Ссылка представителя администрации Кемеровского муниципального района на то, что нормативы потребления коммунальных услуг, могут устанавливаться, в том числе органами местного самоуправления, судом не принимается во внимание, как основанная на неверном толковании действующего законодательства, поскольку положения п. 2 ст. 157 ЖК РФ, прямо предусматривают, что установление нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тот факт, что на территории <адрес> нормативный правовой акт, устанавливающий норматив потребления твердого топлива (угля), не утвержден, не свидетельствует о законности распоряжения администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р.
В своих возражениях представитель администрации Кемеровского муниципального района ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией было принято постановление № 1279-п «О порядке выплаты субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса», ДД.ММ.ГГГГ - постановление № «О порядке выплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса» (л.д. 14-26). Отмена Распоряжения приведет к невозможности исполнению функции, направленной на поддержку жителей <адрес> путем предоставления твердого топлива по льготной цене в пределах установленной нормы, что повлечет негативные последствия для жителей Кемеровского муниципального района.
Однако данные доводы суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют какого-либо юридического значения для правильного разрешения настоящего дела.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что распоряжении администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» противоречит требованиям федерального законодательства, обстоятельств свидетельствующих об обратном в ходе разбирательства судом не установлено, то суд находит заявление прокурора <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «о нормативе потребления угля для населения <адрес>» обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» - удовлетворить.
Признать распоряжение администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения <адрес>» недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Сучкова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.