ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1332/2016 от 29.11.2016 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

Решение

именем Российской Федерации

г.Тавда 29 ноября 2016 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой А.А., при секретаре судебного заседания Гутковской М.С., с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области ФИО3, ФИО1 ответчика администрации Тавдинского городского округа ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа о признании бездействия противоправным, обязании оборудования остановочных пунктов,

установил:

ФИО1 службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратился в Тавдинский районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах неопределенного круга потребителей к администрации Тавдинского городского округа, в котором просит признать бездействие администрации Тавдинского городского округа в неисполнении требований ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» противоправным; обязать администрацию Тавдинского городского округа оборудовать остановочные пункты, расположенные по маршрутам: «ТФК-Б.Яр»; пос.«Моторный» - пос.«Фабрика»; «СХТ-Нефтебаза»; «ТФК- <адрес>» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»:-указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, -указателями со следующей информацией -условное обозначение транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; -наименование остановочного пункта; -номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; -наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; -расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; -наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; а также обязать администрацию Тавдинского городского округа довести решение суда в средствах массовой информации Тавдинского городского округа в течение месяца с даты вступления решения в законную силу, указав в обоснование требований следующее.

Ирбитским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в отношении администрации Тавдинского городского округа на основании поступивших письменных обращений граждан г.Тавды о нарушении их прав потребителей при предоставлении транспортных услуг и при организации транспортного обслуживания населения г.Тавды проведено административное расследование, по результатам которого установлено, что на территории г.Тавды деятельность по регулярным перевозкам пассажиров и багажа осуществляют: индивидуальные предприниматели ФИО4, ФИО5 по маршруту «ТФК-Б.Яр»; индивидуальные предприниматели ФИО6, ФИО7 по маршруту «СХТ-Нефтебаза»; индивидуальные предприниматели ФИО8, ФИО11, ФИО9 по маршруту «Поселок-ТФК».

Между перевозчиками и администрацией Тавдинского городского округа заключены договоры на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным автобусным маршрутам на территории Тавдинского городского округа, на основании которых

перевозчики выполняют перевозки пассажиров и багажа автобусами по регулярным автобусным маршрутам, проходящим по территории Тавдинского городского округа, перечень которых содержится в приложении к договорам. Подп.3.2.3 договоров закреплена обязанность перевозчика соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, <адрес> и муниципальных правовых актов Тавдинского городского округа, регулирующих вопросы организации и осуществления транспортного обслуживания населения.

Вопросы оборудования остановочных пунктов указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров (п.14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) и вопросы размещения полной и необходимой информации на остановочных пунктах, предусмотренной п.15 этих же Правил, в договорах на право осуществления пассажирских перевозок не определены.

ДД.ММ.ГГГГ совместно с ФИО1 главы администрации Тавдинского городского округа проведен осмотр остановок и остановочных комплектов, в результате которого установлено:

-остановочный пункт «администрация» <адрес>: установлен знак «остановка
общественного транспорта» и указатель наименования остановки «поликлиника». На
остановочном пункте наименование остановки не соответствует наименованию остановочного пункта, указанного в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Тавдинского городского округа (приложение к постановлению администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ), другая информация отсутствует; -остановочный пункт «администрация» <адрес> центральной районной больницы: установлен знак «остановка общественного транспорта» и указатель наименования остановки «поликлиника», другая информация отсутствует; -остановочный пункт «ЦРБ» <адрес>: установлен знак «остановка
общественного транспорта», другая информация отсутствует; -остановочный пункт «ЦРБ» <адрес> в обратную сторону: отсутствует знак «остановка общественного транспорта» и информационные таблички, на остановочном пункте указано наименование остановки «медгородок»; -остановочный пункт «площадь» <адрес>: размещен знак «остановка общественного транспорта», указатель наименования остановки, указатель с информацией о номерах маршрутах, начала движения, интервалы и окончания движения не соответствуют действительности, указатель старый, весь потертый; -остановочный пункт «площадь» <адрес> (в сторону остановки «администрации» около музыкальной школы) знак и указатели отсутствуют; -остановочный пункт «почта» <адрес>: размещен знак «остановка общественного транспорта», указатель наименования остановки, указатель старый, весь потертый, не читаемый; -остановочный пункт «почта» в сторону остановки «площадь» знак и указатели отсутствуют; -остановочный пункт «школа »; размещен знак «остановка общественного транспорта»; -остановочный пункт «школа » в сторону остановки «почта»: размещен знак «остановка общественного транспорта»; -остановочный пункт «переезд»: отсутствует знак и указатель; -остановочный пункт «общество инвалидов»: отсутствует знак и указатель; -остановочный пункт «еловка»: установлен знак «остановка общественного транспорта» и указатель наименования остановки; -остановочный пункт «ТЛК»: установлен знак «остановка общественного транспорта», указатели с информацией отсутствуют.

В соответствии п.7 ч.1 ст.16 ФИО1 закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п.7 п.1 ст.6 Устава Тавдинского городского округа, принятого решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Согласно п.11 раздела 2 Положения об администрации Тавдинского городского округа, утвержденного решением Думы Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, указанный вопрос отнесен к полномочиям администрации городского округа.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» установлены порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных ФИО1 законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок. Данными Правилами предусмотрено, что остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров (п.14). На указателях размещается информация, указанная в п. 15 Правил. С учетом приведенных в обоснование иска норм правовых актов, по мнению истца, администрация Тавдинского городского округа должна оборудовать остановочные пункты указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров и на указателях разместить соответствующую информацию.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области ФИО3 в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям, по обстоятельствам дела пояснила, что длительное бездействие ответчика по не оборудованию указанных в иске остановочных пунктов соответствующими указателями с информацией на них является противоправным и нарушает права неопределенного круга потребителей.

ФИО1 ответчика администрации Тавдинского городского округа ФИО10 в судебном заседании признал, что администрация Тавдинского городского округа не организовала оборудование остановочных комплексов указателями с соответствующей информацией на них в соответствии с требованиями п.п.14, 15 раздела 2 «Регулярные перевозки» Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по причине отсутствия финансирования на указанные цели. При этом при принятии решения просил учесть, что для оборудования остановочных комплексов соответствующими указателями необходимо значительное количество времени и денежных средств. Так, поскольку в бюджете Тавдинского городского округа на 2017 год средства на данные цели не предусмотрены, необходимо провести перераспределение средств местного бюджета, утвердить данное перераспределение Думой Тавдинского городского округа; после выделения на данные цели бюджетных средств необходимо провести торги в соответствии с ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Учитывая длительность процедур по исполнению заявленных истцом требований, потребуется срок исполнения решения суда не менее 1 года со дня вступления его в законную силу. Считает, что требование истца об обязании довести решение суда в средствах массовой информации Тавдинского городского округа не подлежит удовлетворению, поскольку не основано на нормах права.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст.12, ч.1 ст.130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).

Согласно п.п.7 п.1 ст.16 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

На основании п.п.10 п.1 ст.13 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

С учетом п.п.4, 6 ст.19 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если, согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, п.п.14, 15 раздела 2 «Регулярные перевозки» которых определяют следующее: остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. На указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация: а)условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая),
используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; б)наименование остановочного пункта; в)номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; г)наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; д)расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; е)надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Постановлением главы администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Тавдинского городского округа, согласно п.п.14, 15 которого администрация Тавдинского городского округа в пределах своей компетенции организует строительство, обустройство и содержание единой маршрутной сети, в том числе объектов транспортной инфраструктуры; информирует население о маршрутах городского сообщения, о выполняемых на них перевозках, о перевозчиках, а также иных сведениях, необходимых потребителям транспортных услуг на территории городского округа.

Постановлением главы администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Тавдинского городского округа и график движения автобусов по маршрутам №,

Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, составленных по результатам обследования остановочных комплексов ведущим специалистом-экспертом Ирбитского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, следует, что остановочный пункт «администрация» <адрес>: установлен знак «остановка общественного транспорта» и указатель наименования остановки «поликлиника».

На остановочном пункте наименование остановки не соответствует наименованию остановочного пункта, указанного в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Тавдинского городского округа (приложение к постановлению администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ), другая информация отсутствует; -остановочный пункт «администрация» по <адрес> центральной районной больницы: установлен знак «остановка общественного транспорта» и указатель наименования остановки «поликлиника», другая информация отсутствует; -остановочный пункт «ЦРБ» <адрес>: установлен знак «остановка общественного транспорта», другая информация отсутствует; -остановочный пункт «ЦРБ» <адрес> в обратную сторону: отсутствует знак «остановка общественного транспорта» и информационные таблички, на остановочном пункте указано наименование остановки «медгородок»; -остановочный пункт «площадь» <адрес>: размещен знак «остановка общественного транспорта», указатель наименования остановки, указатель с информацией о номерах маршрутов, начала движения, интервалы и окончания движения не соответствуют действительности, указатель старый, потертый; -остановочный пункт «площадь» <адрес> (в сторону остановки «администрации» около музыкальной школы) знак и указатели отсутствуют; -остановочный пункт «почта» <адрес>: размещен знак «остановка общественного транспорта», указатель наименования остановки, указатель старый, потертый, не читаемый; -остановочный пункт «почта» в сторону остановки «площадь» знак и указатели отсутствуют; -остановочный пункт «школа »; размещен знак «остановка общественного транспорта»; -остановочный пункт «школа » в сторону остановки «почта»: размещен знак «остановка общественного транспорта»; -остановочный пункт «переезд»: отсутствует знак и указатель; -остановочный пункт «общество инвалидов»: отсутствует знак и указатель; -остановочный пункт «еловка»: установлен знак «остановка общественного транспорта» и указатель наименования остановки; -остановочный пункт «ТЛК»: установлен знак «остановка общественного транспорта», указатели с информацией отсутствуют. Таким образом, вышеуказанные остановочные пункты не оборудованы указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров с размещением на них требуемой информации, что ответчиком не оспаривалось.

Согласно материалам дела установлено, что на территории <адрес> деятельность по регулярным перевозкам пассажиров и багажа осуществляют: индивидуальные предприниматели ФИО4, ФИО5 по маршруту «ТФК-Б.Яр»; индивидуальные предприниматели ФИО6, ФИО7 по маршруту «СХТ-Нефтебаза»; индивидуальные предприниматели ФИО8, ФИО11, ФИО9 по маршруту «Поселок-ТФК». Между администрацией Тавдинского городского округа и индивидуальными предпринимателями заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок по регулярным автобусным маршрутам на территории Тавдинского городского округа, условия которых не содержат обязанности перевозчиков обустраивать и содержать остановочные комплексы.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что администрации Тавдинского городского округа не исполняет требования ФИО1 законов от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в части необходимости оборудования остановочных пунктов соответствующими информационными указателями, не исполняя надлежащим образом полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, допустив незаконное бездействие.

Суд соглашается с доводами истца о том, что не оборудование остановочных пунктов на территории городского округа соответствующими информационными указателями нарушает права неопределенного круга граждан-потребителей, пользующихся услугами транспорта общего пользования, в связи с чем, требования ФИО1 службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> подлежат удовлетворению.

С учетом положений ст.46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд считает необходимым возложить на администрацию Тавдинского городского округа обязанность по доведению до сведения потребителей настоящего решения суда через средства массовой информации в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Во исполнение требований ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд также считает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа удовлетворить,

признать бездействие администрации Тавдинского городского округа в неисполнении требований ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ, ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ противоправным;

обязать администрацию Тавдинского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда оборудовать остановочные пункты, расположенные по маршрутам: «ТФК-Б.Яр»; пос.«Моторный»-пос.«Фабрика»; «СХТ-Нефтебаза»; «ТФК-<адрес>» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ: указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, -указателями со следующей информацией: -условное обозначение транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; -наименование остановочного пункта; -номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; -наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; -расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; -наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

обязать администрацию Тавдинского городского округа довести до сведения потребителей настоящее решение суда в средствах массовой информации Тавдинского городского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ - путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд <адрес>, вынесший решение.

Решение изготовлено в совещательной комнате в машинописном виде.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.А. Афанасьева