Дело №2-1332/2022
УИД 42RS0002-01-2022-001624-84
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Спицыной О.Н.,
при секретаре Абдулиной Н.А.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Белово
27 мая 2022 года
Гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Просит обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить ей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., уроженке <адрес>, гражданке Российской Федерации, на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 21 кв.м., отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах Беловского городского округа <адрес>- Кузбасса.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что она, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., являюсь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее родители ФИО4 и ФИО3 умерли. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п ей назначен опекун.
В соответствии с Распоряжением Администрации Беловского городского округа № - п от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, как нуждающаяся в обеспечении жильем.
На сегодняшний день она по-прежнему является нуждающейся в обеспечении жильем, так как до настоящего времени жильем не обеспечена. По состоянию на 18.02.2022 состоит в указанном Списке за номером 346. В январе 2022г. обращалась в Администрацию Беловского городского округа с письменным заявлением по вопросу предоставления ей жилого помещения, на что получила ответ о невозможности предоставить жилое помещение в настоящее время, поскольку в муниципальном жилищном фонде фактически отсутствуют свободные жилые помещения.
Считает, что бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении ее жилым помещением, отвечающим требованиям ч.2 ст.15, ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, грубо нарушает ее право на жилье.
Информация о движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Беловского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://belovskygor.kmr.sudrf.ru/ в соответствии со статьей 113 ГПК РФ.
Истец ФИО1, извещенная в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, в суд не явилась. Представил ходатайство (л.д.35) о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Ответчик Администрация Беловского городского округа, извещенные в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, не обеспечил явку представителя в судебное заседание. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых также содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку исполнение судебного решения подразумевает предоставление жилья вне очереди по отношению к другим сиротам и нарушит их права на жилище, которые возникли раньше, чем у истца (л.д.28-29).
Суд, изучив ходатайства, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.8 ч. 1, ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из ст. 1 абз. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно ст.8 приведенного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из свидетельства о рождении серии №, выданного органом ЗАГС <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, Россия, родилась ФИО1, его родителями указаны ФИО3, ФИО4.
Согласно свидетельству о смерти серии №№, выданному органом ЗАГС <адрес> Россия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о смерти серии №№, выданному органом ЗАГС <адрес> Россия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д.17) с ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., была назначена ФИО5, проживающая по адресу: <адрес>.
Согласно данным паспорта гражданина РФ № (л.д.8) и адресной справки (л.д.19) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., значится зарегистрированной по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п установлен факт невозможности проживания малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Как следует из Распоряжения Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д.15-16) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, в связи с установлением факта невозможности проживания, включена в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию города Белово о предоставлении ей по закону положенного жилья, указала, что является сиротой и ей исполнилось 18 лет (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено сообщение (л.д.11-12), согласно которому по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п, она включена в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, она в указанном списке значится под номером 345.
В настоящее время предоставить жилое помещение не представляется возможным, в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде Беловского городского округа юридически и фактически свободных жилых помещений, удовлетворяющих установленным законом требованиям для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения для проживания будет предоставлено в соответствии с жилищным законодательством, по мере поступления денежных средств из федерального и областного бюджета и приобретения жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ схожего содержания был дан ответ Прокурору города Белово в связи с обращением ФИО1 о нарушении ее жилищных прав. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, она в указанном списке значится под номером 346 (л.д.13-14).
Из справки Администрации Беловского городского округа Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ж (л.д.30) следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится в списке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в указанном списке за номером 339.
Таким образом, из материалов дела следует, что истец в установленном законом порядке был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства право истца на предоставление жилого помещения не опровергалось ответчиком, истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и как ребенок-сирота включен в список на предоставление жилого помещения в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и с учета по каким-либо основаниям не снимался. Доказательств опровергающих данное обстоятельство в порядке ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Учитывая исключительную компетенцию органа местного самоуправления в решении данного вопроса, указанное выше обстоятельство при рассмотрении возникших правоотношений не должно нарушать права истца, состоящего на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В ходе судебного разбирательства право истца на предоставление жилого помещения не опровергалось ответчиком.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ ГП КО «ЦТИ КО» филиал № БТИ г.Белово (л.д.22) филиал осуществлял полномочия по государственной регистрации объектов недвижимого имущества до ДД.ММ.ГГГГ.
Выписка ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ о правах отдельного лица на имевшиеся(имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории субъектов РФ (л.д.18) содержит сведения о регистрации за ФИО1 права общей долевой собственности в 1/5 доли по адресу: <адрес>, в котором, согласно представительным доказательствам и установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам, установлен факт невозможности проживания.
ФИО1 поставленная на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота и включенная в список на предоставление ей жилого помещения в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до настоящего времени не обеспечена жильем.
К доводам представителя ответчика, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым, при удовлетворении исковых требований ФИО1 о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения, будут нарушены права сирот стоящих впереди по очереди на получение жилых помещений, суд относится критически.
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Пунктом 9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. №124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст.1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 года №134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п.1 ст.5 приведенного закона гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п.3,4,5 ст.5 приведенного закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.
Вопрос наличия муниципального специализированного жилищного фонда не является основанием к отказу в удовлетворении требований. Положения действующего законодательства о порядке обеспечения данной категории лиц, к которым относится истец, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не имущественные гражданско-правовые отношения. В этой связи не затрагивают соотношения прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений.
При указанных обстоятельствах, суд полагает удовлетворить заявленные требования об обязании Администрации Беловского городского округа предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что ФИО1, как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в установленном порядке поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была.
Кроме того, согласно Закону Кемеровской области от 27.12.2012 года №134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в п. 1 ст. 3 дано следующее понятие: список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. При этом, согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Пунктом 3 названной статьи установлено, что в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, а не для того, чтоб руководствоваться данным списком при решении вопроса, кто первый из достигших 18 лет граждан должен получить жилье, кто второй и так далее.
В статье 5 данного закона также не указано, что предоставление жилого помещения осуществляется строго в порядке очередности по вышеуказанному списку. В пункте 1 данной статьи лишь указано, что жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в пункте 3 статьи 8 также указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Таким образом, законодательством не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
С учетом вышеуказанных норм законодательства РФ и законодательства Кемеровской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18 лет, а не наступление очереди по списку. Данное жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Конвенция о правах ребенка прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего. Данная обязанность возлагается на государство.
Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Обеспечение ребенка-сироты жилым помещением должно быть незамедлительным, какой либо очередности в решении данного вопроса быть не может.
Рассматривая требования и определяя жилое помещение, которое должно быть, предоставлено ФИО1 по договору найма специализированного помещения, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
В соответствии с ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Пунктом 1 ст.7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 №134-ОЗ «"Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Постановлением Администрации Беловского городского округа от 23.04.2013г. №93-п установлена норма предоставления по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина – 21 кв.м.
В связи с этим, требования подлежат удовлетворению.
Суд также учитывает, что Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019г. N130 в статью 65 Конституции Российской Федерации включено новое наименования субъекта Российской Федерации Кемеровская область – Кузбасс.
Исходя из вышеуказанных положений закона, истцу должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования Беловского городского округа Кемеровской области - Кузбасса, общей площадью не менее 21 кв.м., соответствовать санитарным и техническим нормам.
Согласно ст.38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить однократно отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Беловского городского округа Кемеровской области-Кузбасса в виде жилого дома или квартиры ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям, юридически и фактически свободное жилое помещение, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не менее 21 кв.м..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 31 мая 2022 года.
Судья (подпись) О.Н. Спицына