ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1333-10 от 09.12.2010 Высокогорского районного суда (Республика Татарстан)

                                                                                    Высокогорский районный суд ст. Высокая Гора                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Высокогорский районный суд ст. Высокая Гора — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1333-10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 декабря 2010 года пос. ж. д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Валиуллова Х.Х.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ ФИО3,

при секретаре Зияттиновой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, Некоммерческой организации «» о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, в обоснование указывает следующее.

Ему и его семье в ноябре 2006 года по программе «Ликвидация ветхого жилья» была предоставлена квартира, площадью 74,5 кв.м. Однако до настоящего времени с ним не заключен договор социального найма, следовательно, ни он ни члены его семьи не могут зарегистрироваться по указанному адресу. Место их регистрации - прежнее место проживания: пос. , что подтверждается выпиской из домовой книги  сельского поселения Высокогорского муниципального района. С момента вселения в предоставленное жилое помещение они пользуются и владеют жильем, своевременно оплачивают жилищно-коммунальные услуги, услуги технического обслуживания и ремонта, в том числе, капитального дома, придомовой территории, содержат помещение в надлежащем состоянии.

Он неоднократно обращался в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района с вопросом заключения договора социального найма, поскольку заказчиком строительства являлся отдел капитального строительства при администрации Высокогорского района, однако ответчик направил его в , так как строительство дома финансировалось в соответствии с программой Государственного Жилищного Фонда РТ. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо обязуется передать другой стороне - гражданину жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Наниматель по такому договору обязан вносить плату за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт этого помещения, а также за коммунальные услуги. Все эти обязательства ими исполняются в полном объеме, однако решение вопроса заключения договора найма без решения суда не представляется возможным. Просит обязать, Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ, заключить с ним ФИО1, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, с. , .

Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 в судебном заседании свои требования поддержали, в обоснование привели те же доводы.

Представитель ответчика исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 пояснила, что в удовлетворении иска не возражает. Квартира истцу предоставлялась в рамках реализации Программы ликвидации ветхого жилья. Во исполнении аналогичного решения Высокогорского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом района заключены ДД.ММ.ГГГГ договора социального найма жилого помещения с гражданином проживающими по адресу: с. , , кв. кв.

По делу в качестве третьего лица судом привлечено Министерство земельных и имущественных отношений, представитель которого в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица ООО «» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав объяснения сторон, проверив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что исковые требования истца ФИО1 подлежат удовлетворению частично.

ДД.ММ.ГГГГ издан Указ Президента Республики Татарстан №VII-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья». Указом Кабинету Министров Республики Татарстан, Главам администраций районов и городов Республики Татарстан возложено обеспечение переселения в благоустроеннее жилье семей, проживающих в ветхом жилищном фонде. Финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда, реконструкции кварталов ветхого жилья и контроль за использованием средств, направляемых на указанные цели, возложено на Государственный внебюджетный жилищный фонд республики Татарстан.

По делу установлено, что строительство жилого  с.  Высокогорского района РТ, в котором истец вселился в  было начато в 2003 году по Программе ликвидации ветхого жилья.

Лицам, подпадающим под действие этой программы, квартиры в указанном доме должны были быть предоставлены на безвозмездной основе. Как видно из соответствующего списка, составленного исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ, семья истца подпадала под действие указанной программы.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Главы администрации Высокогорского района Республики Татарстан земельный участок - 0,5 га отведён для строительства двух 27 квартирных жилых домов поз. 10 и 11 по Программе ликвидации ветхого жилья.

ДД.ММ.ГГГГ  заключил договор с ГУ Высокогорский , согласно которому первый передал второму функцию заказчика на строительство 27-и квартирного жилого дома по , позиция 11, дом предназначался для заселения граждан по Программе ликвидации ветхого жилья. В соответствии с этим договором ГУ Высокогорский МОКС ДД.ММ.ГГГГ заключил генеральный договор подряда № на строительство 27-и квартирного жилого дома в , позиция 11, с ЗАО «».

Строительство дома финансировалось на бюджетные средства. В письме заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № указывается на это обстоятельство, в этом письме указывается и .

В соответствии с п. 1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Кабинета Министров Республики Татарстан «О присвоении кодов бюджетной классификации для учёта доходов »  был присвоен код бюджетной классификации раздела «Доходы целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации». Речь идёт о бюджетных средствах.

Согласно дополнительному соглашению к договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ № по объекту 27 кв. ж. дом по  в с. , поз. 11 (строительный номер) выполнено строительно-монтажных работ на ДД.ММ.ГГГГ 11671993, 42 руб., остаток сметной стоимости 4180570, 74 руб., лимит финансирования на 2006 год 2461000 руб. Таким образом, уже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была освоена большая часть финансирования на строительство дома, на 73%. Освоение финансирования в этом объёме происходило в момент действия Программы ликвидации ветхого жилья. Дом сдан в эксплуатацию в ноябре 2006 года. Но при этом, необходимо учитывать, что в дом заселено 11 других семей по социальной ипотеке.

Согласно приложению № к передаточному акту  указывается на освоение финансирования по указанному адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 12155615,29 руб.

Указом Президента РТ от 30 декабря № УП-810 «О мерах по регулированию деятельности »  был преобразован в Некоммерческую организацию «».

Указом Президента РТ от ДД.ММ.ГГГГ № УП-219 Указ Президента РТ от ДД.ММ.ГГГГ №VII-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья» утратил силу.

Постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 года №188 вместо Программы ликвидации ветхого жилья была введена Программа приобретения жилья по социальной ипотеке. 15 ноября 2006 года законченный строительством объект - 27-и квартирный жилой дом по  (позиция 11) в  Высокогорского района РТ подрядчиком ЗАО «» сдан заказчику ГУ  при администрации Высокогорского района РТ, что подтверждается актом о приеме- сдаче законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день выдано соответствующее разрешение компетентного органа на ввод в эксплуатацию объекта жилищного строительства - 27-и квартирного жилого дома по .

Постановлением № 103 от 13 февраля 2001 года Главы администрации Высокогорского района Республик Татарстан земельный участок - 0,5 га отведён для строительства двух 27 квартирных жилых домов поз. 10 и 11 по Программе ликвидации ветхого жилья. По состоянию на 9 января 2003 года была освоена большая часть финансирования на строительство дома, на 73 процента. Освоение финансирования в этом объёме происходило в момент действия Программы ликвидации ветхого жилья. Финансирование государственной Программы ликвидации ветхого жилищного фонда осуществлялось за счёт бюджетных средств. Дом сдан в эксплуатацию в ноябре 2006 года. Право собственности на дом не оформлено.

Кроме того, согласно пункту 2.1 Устава Некоммерческой организации «» Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ. К фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности  в соответствии передаточным актом.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Абзацем 2 пункта 4 этой же статьи Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Соответственно средства и иное имущество Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан являлось собственностью Республики Татарстан - Государственной собственностью. В соответствии с п. 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О принадлежности жилых домов, построенных за счёт средств Государственного внебюджетного жилищного фонда» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) главам администраций … районов РТ жилые дома за исключением встроено-пристроенных помещений, построенные за счёт средств  Республики Татарстан, включать в состав коммунальной собственности городов и районов.

Учитывая, что часть спорного дома построена за счёт средств , то данная часть дома подлежит включению в состав коммунальной собственности Высокогорского района.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Согласно письму руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес  истец состоял в списке Программы ликвидации ветхого жилья, заселялись по этой Программе на основании договора социального найма. Лицам, подпадающим под действие этой Программы, квартиры в указанном доме должны были быть представлены на безвозмездной основе. Как видно из соответствующего списка, составленного исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ, семьи истцов подпадала под действие указанной Программы. По делу не установлено, что истец в спорное жилое помещение вселился самовольно, эту квартиру он занял по распоряжению Главы администрации района.

Между семьей истца и ООО « заключен договор найма жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 147) ООО « действовал от имени НО «» на основании договора на предоставление услуг по управлению жилыми домами от ДД.ММ.ГГГГ №/ф (л.д. 270-272). В приложении к указанному договору указан и спорный дом (л.д.273) что означает, что ООО « был полномочен заключать договор социального найма с истцом. То, что договор от ДД.ММ.ГГГГ №/ф был расторгнут соглашением от ДД.ММ.ГГГГ не имеет никакого значения, поскольку на момент заключения договора социального найма у ООО « были полномочия на заключение договора.

Из объяснений представителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ также следует, что квартира истцу предоставлялась в рамках реализации Программы ликвидации ветхого жилья.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что требование истца к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ о заключения социального найма на занимаемые им квартиры является обоснованным, поскольку истцу квартиру предоставлялись в рамках Программы ликвидации ветхого жилья в РТ в доме, построенном в основном на средства, выделенные для реализации этой программы из госбюджета.

ДД.ММ.ГГГГ законченный строительством объект - 27-и квартирный жилой дом по  (позиция 11) в с. Высокогорского района РТ подрядчиком ЗАО «» сдан заказчику ГУ МОКС при администрации Высокогорского района РТ, что подтверждается актом о приеме- сдаче законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день выдано соответствующее разрешение компетентного органа на ввод в эксплуатацию объекта жилищного строительства - 27-и квартирного жилого дома по .

Судом установлено, что фактически жилой дом, в котором находятся спорные квартиры, был сдан во владение Высокогорского муниципального образования районного уровня, поскольку заказчик ГУ МОКС при администрации Высокогорского района РТ является подразделением районного муниципального образования.

Таким образом, исковые требования истца ФИО1 следует удовлетворить частично. Следует обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан заключить с ФИО1, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район,  с указанием в договоре всех членов семьи. В удовлетворении иска к Некоммерческой организации «» следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1, к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, Некоммерческой организации «» обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Исполнительный комитет Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан заключить с ФИО1, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. 

В удовлетворении иска к Некоммерческой организации «» отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня составления судом мотивированного решения в Верховный суд Республики Татарстан через данный районный суд.

Судья: подпись: Х.Х. Валиуллов