РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2018 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Бавиевой Л.И., при секретаре Кусамановой Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к МБОУ «Яксатовская СОШ», администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о возложении обязанности приобретения необходимого для занятий уроками физической культуры спортивного оборудования и инвентаря,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к администрации МБОУ «Яксатовская СОШ», администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о возложении обязанности приобретения необходимого для занятий уроками физической культуры количества спортивного оборудования и инвентаря, в обоснование указав, что в результате проведения проверки исполнения законодательства об образовании, физкультуре и спорту установлено, что в МБОУ «Яксатовская СОШ» в нарушение приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современными условиями обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» и письма Минобрнауки России от 16.05.2012 №МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» не располагает необходимым количеством спортивного оборудования и инвентаря. По результатам проверки прокуратурой района в адрес ответчиков было внесено представление об устранении нарушений законодательства, которые до настоящего времени не устранены. В соответствии с Уставом МБОУ «Яксатовская СОШ» образовательное учреждение является некоммерческой организации, по своей организационно правовой форме относится к бюджетным учреждениям. Учредителем школы является муниципальное образование «Приволжский район». Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО «Приволжский район» Отсутствие необходимого количества спортивного инвентаря нарушает конституционное право несовершеннолетних лиц на получение общедоступного и бесплатного образования.
В связи с чем, с учетом уточнений, прокурор Приволжского района Астраханской области просил суд обязать МБОУ «Яксатовская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МО «Приволжский район» приобрести для МБОУ «Яксатовская средняя общеобразовательная школа»: комплект скамеек и систем хранения вещей обучающихся, стеллажи для инвентаря, стойки волейбольные, универсальные на растяжках (для волейбола, бадминтона, тенниса) с механизмом натяжения, протектор и волейбольную сетку; ворота для минифутбола складные (комплект из 2-х ворот с протекторами и сетками); мяч баскетбольный №7 тренировочный; мяч баскетбольный №7 для соревнований; мяч футбольный №5 тренировочный; мяч футбольный №5 для соревнований; мяч волейбольный тренировочный; мяч волейбольный для соревнований; мяч футбольный №4; насос для накачивания мячей; жилетку игровую; тележку для хранения мячей; сетку для хранения мячей; конус с втулкой, палкой и флажком; скамейку гимнастическую жесткую; мат гимнастический прямой; мостик гимнастический подпружиненный; бревно гимнастическое напольное 3 м; перекладину гимнастическую пристенную; консоль пристенную для канатов и шестов (3 крюка); канат для лазания; комплект для групповых занятий (с подвижным стеллажом); стойки для прыжков в высоту; планку для прыжков; мяч для метания; щит для метания в цель навесной; барьер легкоатлетический регулируемый; набор для подвижных игр (в сумке); комплект для проведения спортмеропритиятий (в бауле); комплект судейский (в сумке).
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Приволжского района Астраханской области Мамцев М.Н. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Яксатовская СОШ» ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что неоднократно устно и письменно обращалась в администрацию МО «Приволжский район» об укомплектовании физкультурного зала необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, но до настоящего времени зал не укомплектован, что нарушает права обучающихся в получении образовательной услуги по предмету физическая культура.
Представитель администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области ФИО2, действующая на основании доверенности №5864 от 27.11.2018, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что расходами, подлежащими финансовому обеспечению за счет средств местных бюджетов, являются расходы на обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем в полномочия администрации района не входит.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Астраханской области ФИО3, действующая на основании доверенности №02-13298 от 03.12.2018, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на образование.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 №329–ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ, создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.
Приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 №336 утвержден перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современными условиями обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». Перечень средств обучения и воспитания, утвержденный настоящим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, сформирован в соответствии с Критериями и Требованиями.
Министерство образования и науки Российской Федерации разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, который отражен в письме Минобрнауки России от 16.05.2012 №МД-520/19.
С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Астраханской области "Об образовании в Астраханской области" к полномочиям Правительства Астраханской области в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам..
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 28 декабря 2005 года N 467-П "О порядке финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Астраханской области за счет средств, полученных муниципальными образованиями в порядке субвенций" Министерство финансов Астраханской области в соответствии с ежемесячной заявкой министерства образования и науки Астраханской области на основании поквартальной бюджетной росписи обеспечивает зачисление на его лицевой счет финансовых средств на реализацию государственного стандарта дошкольного и общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области за пять рабочих дней до установленного срока выплаты заработной платы. Министерство образования и науки Астраханской области осуществляет формирование платежных документов при перечислении финансовым органам муниципальных образований субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного и общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области и обеспечивает представление реестра финансирования по образовательным учреждениям в соответствующие отделения федерального казначейства районов области. Финансовые органы муниципальных образований за счет полученных субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях формируют сметы доходов и расходов общеобразовательных учреждений, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 16.12.2005 № 445-П "О Порядке расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области".
Судом установлено, что прокуратурой Приволжского района Астраханской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, физкультуре и спорту. МБОУ «Яксатовская СОШ» для занятий уроками физкультуры в нарушение приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современными условиями обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» и письма Минобрнауки России от 16.05.2012 №МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» не располагает необходимым количеством спортивного оборудования и инвентаря, а именно: комплект скамеек и систем хранения вещей обучающихся, стеллажи для инвентаря, стойки волейбольные, универсальные на растяжках (для волейбола, бадминтона, тенниса) с механизмом натяжения, протектор и волейбольную сетку; ворота для минифутбола складные (комплект из 2-х ворот с протекторами и сетками); мяч баскетбольный №7 тренировочный; мяч баскетбольный №7 для соревнований; мяч футбольный №5 тренировочный; мяч футбольный №5 для соревнований; мяч волейбольный тренировочный; мяч волейбольный для соревнований; мяч футбольный №4; насос для накачивания мячей; жилетку игровую; тележку для хранения мячей; сетку для хранения мячей; конус с втулкой, палкой и флажком; скамейку гимнастическую жесткую; мат гимнастический прямой; мостик гимнастический подпружиненный; бревно гимнастическое напольное 3 м; перекладину гимнастическую пристенную; консоль пристенную для канатов и шестов (3 крюка); канат для лазания; комплект для групповых занятий (с подвижным стеллажом); стойки для прыжков в высоту; планку для прыжков; мяч для метания; щит для метания в цель навесной; барьер легкоатлетический регулируемый; набор для подвижных игр (в сумке); комплект для проведения спортмеропритиятий (в бауле); комплект судейский (в сумке).
08.05.2018 за исх. №21-12-20/8 прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Яксатовская СОШ» направлено представление, с требованием принять необходимые меры к устранению причин нарушения законодательства об образовании, физкультуре и спорту и привести в соответствие с требованием нормативных правовых документов Минобрнауки РФ количество спортивного оборудования и инвентаря.
08.05.2018 прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Приволжский район» ФИО4 направлено представление, с требованием принять необходимые меры к устранению причин нарушения законодательства об образовании, физкультуре и спорту и привести в соответствие с требованием нормативных правовых документов Минобрнауки РФ количество спортивного оборудования и инвентаря. В тексте представления указано, что в МБОУ «Яксатовская СОШ» имеются лишь баскетбольные, волейбольные мячи и скакалки.
Вместе с тем, до настоящего времени требования прокурора, изложенные в данных представлениях, не исполнены, нарушения не устранены, о чем свидетельствуют ответы ответчиков о результатах рассмотрения представления прокурора.
Таким образом, обучающиеся лишены предусмотренного законом права на создание условий для занятия физической культурой и спортом, а также обучения навыкам здорового образа жизни.
В соответствии с п. 1.1 Устава МБОУ «Яксатовская СОШ», утвержденного постановлением главы администрации «Приволжский район» Астраханской области от 12.09.2011 года № 1637, данное учреждение является бюджетной некоммерческой организацией, согласно п. 1.8 Устава учредителем Учреждения является администрация муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч.1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (ч.2).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ч.3).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (ч.6).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: (п.3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (ч.7).
Таким образом, обязанность по соблюдению положений ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лежит как на МБОУ «Яксатовская СОШ», так и администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних законными, обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к МБОУ «Яксатовская СОШ», администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о возложении обязанности приобретения необходимого для занятий уроками физической культуры количестве спортивного оборудования и инвентаря удовлетворить.
Обязать МБОУ «Яксатовская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МО «Приволжский район» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда приобрести для МБОУ «Яксатовская средняя общеобразовательная школа»: комплект скамеек и систем хранения вещей обучающихся, стеллажи для инвентаря, стойки волейбольные, универсальные на растяжках (для волейбола, бадминтона, тенниса) с механизмом натяжения, протектор и волейбольную сетку; ворота для минифутбола складные (комплект из 2-х ворот с протекторами и сетками); мяч баскетбольный №7 тренировочный; мяч баскетбольный №7 для соревнований; мяч футбольный №5 тренировочный; мяч футбольный №5 для соревнований; мяч волейбольный тренировочный; мяч волейбольный для соревнований; мяч футбольный №4; насос для накачивания мячей; жилетку игровую; тележку для хранения мячей; сетку для хранения мячей; конус с втулкой, палкой и флажком; скамейку гимнастическую жесткую; мат гимнастический прямой; мостик гимнастический подпружиненный; бревно гимнастическое напольное 3 м; перекладину гимнастическую пристенную; консоль пристенную для канатов и шестов (3 крюка); канат для лазания; комплект для групповых занятий (с подвижным стеллажом); стойки для прыжков в высоту; планку для прыжков; мяч для метания; щит для метания в цель навесной; барьер легкоатлетический регулируемый; набор для подвижных игр (в сумке); комплект для проведения спортмеропритиятий (в бауле); комплект судейский (в сумке).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате. Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2018 г.
Судья Л.И. Бавиева