Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 апреля 2018 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Сидоровой О.М.,
с участием истца Дмитриевой И.В., представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) Трошиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1335/18 по иску Дмитриевой И.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии,
У с т а н о в и л:
Дмитриева И.В. обратилась с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее УПФР) о перерасчете страховой пенсии по старости со дня ее назначения с учетом заработной платы за 1987-1996 года по справке, выданной архивной службой Администрации г. Урай ХМАО-Югра, в обосновании заявленных требований ссылаясь на то, что является получателем страховой пенсии по старости, однако решением УПФР от <дата>№ *** ей отказано в исчислении пенсии с учетом сведений о заработной плате за 1987-1996 года, указанной в справке архивной службой Администрации г. Урай ХМАО-Югра, поскольку заработок представлен в виде табуляграмм с кодами начислений и удержаний, справочник кодов по заработной плате в архив не поступал. Однако с вышеуказанным решением не согласна, поскольку не может нести ответственность за работодателя. В период с 01.09.1987 по 29.02.1992 работала в системе МУП «технической эксплуатации жилищного хозяйства в качестве помощника воспитателя в детских дошкольных учреждениях, с 01.03.1992 по 31.04.1996 в системе Ассоциаций «Комплекс дошкольных учреждений» в той же должности, в связи с чем полагает, что весь заработок, указанный в архивной справке должен быть учтен при назначении пенсии, в связи с чем обратилась в суд.
В судебном заседании Дмитриева И.В. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель УПФР в лице Трошиной О.А. исковые требования не признала, пояснила, что истцу обоснованно было отказано в исчислении пенсии по представленной справке о заработной плате, сославшись на доводы, изложенные в решении от <дата>.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Аналогичное правило было прописано в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 10 приведенного Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Согласно вышеприведенному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации законодателю предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 30 от 21.01.2002. "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработка порядка и оснований для назначения, перерасчета размера трудовой пенсии по старости поручена Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации.
В соответствии с этим Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации принято Постановление N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно п. 26 указанного Перечня среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Судом установлено, что Дмитриева И.В. является получателем страховой пенсии по старости
Решением УПФР от <дата>№ *** истцу отказано в исчислении размера страховой пенсии по старости с учетом сведений о заработке за период с сентября 1987 года по январь 1996 год, выданной архивной службой Администрации г. Урай ХМАО-Югра, поскольку заработок представлен в виде табуляграмм с кодами начислений и удержаний, справочник кодов по заработной плате в архив не поступал.
Вместе с тем, согласно справке о заработной плате, выданной архивной службой Администрации г. Урай ХМАО-Югра на имя Дмитриевой И.В. имеются сведения о заработке за период с сентября 1987 года по январь 1996 год, указанная справка выдана на основании лицевых счетов
Также суд полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что представленная архивная справка не может быть учтена при исчислении размера страховой пенсии в связи с не предоставлением справочника кодов, поскольку в силу приведенных норм права на Дмитриеву И.В., как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) своих обязательств.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования Дмитриевой И.В. и обязать УПФР произвести перерасчет страховой пенсии по старости со дня ее назначения с учетом заработной платы за 1987-1996 года по справке, выданной архивной службой Администрации г. Урай ХМАО-Югра.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 197,198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Дмитриевой И.В. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах произвести Дмитриевой И.В. перерасчет страховой пенсии по старости со дня ее назначения с учетом заработной платы за 1987-1996 года по справке, выданной архивной службой Администрации г. Урай ХМАО-Югра.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья: Сапего О.В.