ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1335/18 от 26.11.2018 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский 26 ноября 2018 г.

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Тимощук Ю.В., при секретаре Малетиной О.О., с участием истицы ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1335/2018 по иску ФИО1 к МОУ «Речушинская средняя общеобразовательная школа» о взыскании северной надбавки, назначении северной надбавки,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Нижнеилимский районный суд с исковым заявлением к МОУ «Речушинская СОШ» о взыскании северной надбавки за время работы, назначении северной надбавки. В обоснование своих требований указала, что она работает в МОУ «Речушинская СОШ» в должности *** с 27 ноября 2017 года по 31 марта 2018 года временно замещала основного работника В. Ее заработок составлял 16784,40 рублей в месяц, в то же время и за такую же работу ее коллеги получали 22176, 71 рублей в месяц. Разница в зарплате получилась 5392, 31 рубля в месяц. Соответственно задолженность по северным надбавкам на конец марта 2018 составила 21569, 24 рубля. А с 9 апреля 2018 года, она была устроена на постоянное место работы в этой же организации в качестве уборщика служебных помещений. За весь период работы директор, ФИО3 отказывает в выплате ей северной надбавки, ссылаясь на статью Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

По годам она попадает по старому закону о молодых специалистах, статья 317 ТК РФ от 19 февраля 1993 года N-45 20-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях». Начисление северных надбавок до 30 лет производится с той целью, чтобы молодые специалисты были заинтересованы в переезде в северные районы страны. К примеру, до 2005 года при расчете северных надбавок для граждан возрастом моложе 30 лет были использованы льготные правила. Так, молодые специалисты, прожившие на севере больше пяти лет, имели возможность получать северную надбавку с момента принятия их на работу. Однако в январе 2005 года данную льготу признали недействительной. Поэтому надбавки на данных условиях продолжают получать только те граждане, которые жили на Севере более пяти лет до того, как была отменена льгота.

Считает, что ей полагается выплата северной надбавки в размере 50%, так как она родилась и проживает в районе, приравненном к районам Крайнего Севера. Просит взыскать с директора МОУ «Речушинская СОШ» ФИО3 в свою пользу не выплаченные ей северные надбавки за весь период работы в размере 21569,24 рублей, назначить ей северные надбавки в размере 50 %.

Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно указала, что ее знакомые, устроившись на работу, сразу стали получать северную надбавку в полном размере.

Определением Нижнеилимского районного суда от 08.11.2018 г. произведена замена ненадлежащего ответчика директора МОУ «Речушинская СОШ» ФИО3 на МОУ «Речушинская СОШ». Представитель МОУ «Речушинская СОШ» ФИО3, надлежащим образом извещенная о дате и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно исковых требований, МУ «Департамент образования Администрации Нижнеилимского муниципального района» ФИО2, действующая на основании доверенности *** от ***, сроком действия по ***, исковые требования не признала, в обоснование поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, приобщенном к материалам гражданского дела. Дополнительно указала, что образовательное учреждение является бюджетным учреждением и не имеет возможности выплачивать северную надбавку в повышенном размере, чем это предусмотрено законодательством.

С учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истица ФИО1 в соответствии с трудовым договором *** от ***, принята на работу по должности *** в МОУ «Речушинская средняя общеобразовательная школа» на определенный срок на время отсутствия основного работника В. В соответствии с п. 13 трудового договора, работнику установлен должностной оклад в размере 3080 руб., производятся выплаты компенсационного характера: районные надбавки в размере 60%, за работу в сельской местности 25%. Дополнительным соглашением *** от *** о внесении изменений в трудовой договор от ***, были внесены изменения в п. 13 трудового договора, а именно, за выполнение трудовых обязанностей, работнику установлена заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы 3204 руб. в месяц. 30.03.2018 г. истица на основании приказа МОУ «Речушинская СОШ» ***-л от ***, уволена с занимаемой должности на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по окончанию срока действия трудового договора.

В соответствии с приказом МОУ «Речушинская СОШ» ***-л от *** о приеме работника на работу, истица ФИО1 принята в МОУ «Речушинская СОШ» по должности *** постоянно, с тарифной ставкой 3204 руб., при этом предусмотрены доплаты в размере 25 % за работу в сельской местности, 60% районный коэффициент. 09.04.2018 г. с истицей ФИО1 заключен соответствующий трудовой договор.

Также судом установлено, что согласно справкам по начислению заработной платы, представленных в материалы дела, истице ежемесячно начислялся и выплачивался районный коэффициент в размере 60 %, северная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до мая 2018 г. не выплачивалась. Кроме того, согласно приказа МОУ «Речушинская СОШ» *** от ***, истице установлена надбавка за работу в районах, приравненных к Крайнему Северу с 18.11.2018 г. в размере 20%. Данные обстоятельства истицей в судебном заседании не оспаривались.

В судебном заседании установлено, что истица ФИО1 (до замужества ***) родилась *** в ***, зарегистрирована по месту жительства с 05.06.1992 г. в ***.

Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.

Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.

Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ч. 1 ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Действительно, в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1, в редакции от 10.01.2003 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривалась выплата молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

Вместе с тем, в соответствии с п. 8 ст. 26 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1, "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" изложена в новой редакции. А именно, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

В силу ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1, в редакции от 22.08.2004 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 433-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 26 и пунктом 23 статьи 138 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в указанное правовое регулирование оспариваемыми законоположениями были внесены изменения, в результате которых норма о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы была исключена из статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пункт 8 статьи 26), а установление размера процентной надбавки и порядок ее выплаты отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 23 статьи 138), в результате чего для молодежи процентная надбавка стала начисляться в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458.

Пунктом 1 подпункта «е» Постановления Совмина РСФСР от 22.10.1990 N 458 "Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера" установлено, что молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

В силу подпункта «г» п. 16 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 01.12.2015 г.) "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 года в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки - последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, действующим законодательством установлен порядок начисления и выплаты процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера для молодежи в размере 10% за каждые шесть месяцев работы, а оснований для применения ответчиком в отношениях с истицей положений законодательства, утратившего силу с 2005 г., в ходе рассмотрения дела не установлено. Действия работодателя по начислению истице процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера, по истечении 6 месяцев работы в размере 10%, соответствуют приведенным нормам права, а доводы истицы в обоснование своих исковых требований основаны на неверном толковании норм, регламентирующих спорные правоотношения. В связи с чем, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании с ответчика невыплаченной северной надбавки и начислении таковой в размере 50% ранее срока, установленного законом.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МОУ «Речушинская средняя общеобразовательная школа» о взыскании северной надбавки в размере 21569 руб. 24 коп., назначении северной надбавки в размере 50%, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 03.12.2018г.

Судья Ю.В.Тимощук