ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1335/2021 от 22.06.2022 Калининского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23 RS0018-01 -2021 -001504-55 К делу №2-314/2022

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ст.Калининская

Краснодарский край 22 июня 2022 года

Калининский районный суд Краснодарского края

в составе: председательствующего Осовик С.В.,

при секретаре Беспальченко А.И.,

с участием истца Махно Р.Л.,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Калининский район Дремухиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махно Р.Л. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Махно Р.Л. обратилась в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением, в иске указано, что на основании того, что она является ребенком сиротой она обратилась в Управление градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и представила все необходимые документы.

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края , от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании того, что на момент подачи заявления она достигла возраста 23 лет.

О том, что заявление о включении в список необходимо подать до достижения возраста 23 лет она узнала только из указанного постановления. О том, что детям-сиротам могут предоставляться жилые помещения она узнала только непосредственно перед подачей заявления.

В соответствии со ст.7 ч.8 п.3 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N1748-КЗ (ред. от 13.10.2015) "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" «лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.»

В настоящее время она не имеет собственного жилья, и получить жилое помещение иным способом не имеет возможности.

Принадлежавшее ей жилое помещение в признано невозможным для проживания детей - сирот на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации МО Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, истец просит суд: Признать за истцом право на обеспечение жилым помещением по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Обязать Управление градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район включить ее в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В возражении на исковое заявление представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края указал, что Министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство), рассмотрев исковое заявление Махно Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании права на обеспечение жилым помещением, сообщает следующее.

Базовым нормативным правовым актом, регламентирующим осуществление дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот, в виде обеспечения последних жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №159-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Закона №159-ФЗ жилые помещения для указанной категории граждан предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

На территории Краснодарского края данные правоотношения регулируются Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон №1748-КЗ). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленным уполномоченным органом местного самоуправления.

Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

Включение граждан в список носит заявительный характер и подается в уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия в области обеспечения жилыми помещениями, по месту жительства заявителем либо его законным представителем.

Заявление о включении в список подается гражданином или его законным представителем в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства.

К заявлению о включении в список прилагаются документы, перечень которых установлен статьей 7 Закона №1748-КЗ. Для лиц, достигших возраста 23 лет к заявлению о включении в список прилагается, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.

Пропуск срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением истица обосновывает тем, что узнала о своем праве только после того как получила приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. №397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Махно Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением о включении в список, в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Калининский район ДД.ММ.ГГГГ (на дату подачи заявления Махно Р.Л. полных лет - 29).

Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГМахно Р.Л. отказано во включении в список, так как она как лицо, достигшее возраста 23 лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации не имела права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения

Включение в список детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет, противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно выраженной по результатам рассмотрения жалоб граждан.

По результатам проверки, проводимой Счетной палатой Российской Федерации в конце 2019 года, в отношении деятельности министерства в рамках контрольного мероприятия «Оценка сложившейся практики реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и лиц из их числа при обеспечении жилыми помещениями» аудиторами было указано, что граждане, достигшие 23-летнего возраста на дату включения, в список включены неправомерно.

Одновременно сообщаем, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., до достижения возраста 23 лет, дети-сироты, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением, должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет, указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Аналогичная позиция содержится в Определении Судебной коллегий по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. №18-КГ 17-139.

В исковом заявлении сведения, подтверждающие что в период с 14 до 23 лет истец имела право на обеспечение жилым помещением (наличие, либо отсутствие на праве собственности жилых помещений) не указаны, и к нему не приложены.

На основании изложенного представитель ответчика просит суд: 1. Отказать в удовлетворении исковых требований Махно Р.Л. в полном объеме.

В возражении представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации МО Калининский район указал, что администрация муниципального образования Калининский район, не согласна с исковым заявлением, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. №1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда относятся: 1) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (далее - лица из числа детей-сирот).

Согласно ст.7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. №1748- КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края.

Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден порядок принятия решения о включении в список либо об отказе во включении в него детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также решения об исключении указанных лиц из списка (далее - Порядок).

Решение о включении в список либо об отказе во включении в него детей-сирот, а также решение об исключении их из списка принимается министерством труда и социального развития Краснодарского края во взаимодействии с оператором государственной информационной системы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из их числа - государственным учреждением Краснодарского края и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее соответственно - министерство, оператор государственной информационной системы, уполномоченный орган).

Вышеуказанные решения, принимаются министерством по результатам рассмотрения соответствующих заявлений и приложенных к ним документов, предоставленных в уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. №1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".

Пунктом 4 ст.7 указанного Закона Краснодарского края, установлен перечень документов, предоставляемых гражданином для включения- в список.

Согласно п.21 ч.4 данного Закона, к заявлению прилагается вступившее в силу решения суда об установлении факта проживания гражданину по соответствующему адресу, о признании право на обеспечение жилым помещением.

Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления о включении в список на основании сведений, содержащихся в заявлении о включении в список и приложенных к нему документов, готовит заключение о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот в список, и предоставляет его копию, а также копию учетного дела, нарочно оператору государственной информационной системы.

Оператор государственной информационной системы в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов, проводит проверку содержащихся в них сведений, готовит заключение о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот в список и предоставляет его совместно с копией учетного дела в министерство.

Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, проводит проверку содержащихся в них сведений и принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот и детей в список либо об отказе во включении детей-сирот в список.

Решение о включении детей-сирот в список либо об отказе во включении в него оформляется приказом министерства в срок не позднее 60 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении детей-сирот в список.

Дети-сироты включаются в список на основании заявления о включении детей-сирот в список или копии вступившего в законную силу решения суда о защите их жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом даты и времени принятия (поступления) заявления о включении в список или в соответствии с решением суда.

Решение об отказе во включении детей-сирот в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В решении об отказе во включении детей-сирот в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Поскольку гражданкой Махно Р.Л. при подаче заявления в уполномоченный орган не было предоставлено вступившее в силу решение суда о признании право на обеспечение жилым помещением, приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано Махно Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1986 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 14 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, части 10 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в связи с тем, что она, как лицо, достигшее возраста 23 лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации не имела права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на момент подачи заявления истице было 30 лет.

На основании изложенного, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации МО Калининский район, просит суд: В исковых требованиях Махно Р.Л. отказать.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края, извещенный о времени и месте судебного заседания не явился. В возражении просил рассмотреть дело без их участия. Суд в порядке ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании истец Махно Р.Л. поддержала исковое заявление.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации МО Калининский район по доверенности Дремухина Н.А. возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы указанные в возражении.

Рассмотрев исковые требования, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Согласно приказу Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении Махно Р.Л. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», отказано Махно Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 14 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, части 10 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в связи с тем, что она, как лицо, достигшее возраста 23 лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации не имела права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.4,5).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГМахно Р.Л. является собственником в общей долевой собственности 1/6, жилого помещения, (л.д.6).

Согласно заключению об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д.7,8).

Согласно постановлению администрации МО Калининский район «Об установлении факта невозможности проживания Махно Р.Л. в ранее занимаемом жилом помещении,собственником которого она является» от ДД.ММ.ГГГГ, установить факт невозможности проживания Махно Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: , собственником 1/6 доли которого она является (л.д.9,10).

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГМ. и Х. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака , после заключения брака присвоены фамилии мужу- М., жене – М. (л.д.11).

Согласно ответу на запрос администрации МО Северский район Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, М. (Х.) Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать - О., решением суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей; отец - Х., решением суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Постановлением главы администрации Северского района, Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детское учреждение несовершеннолетних: Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р.», Х. определена в Кропоткинскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также сообщаем, что М. (Х.) Р.Л. в уполномоченный орган либо в управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район, по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не обращалась, в списке детей-сирот не состояла и не состоит, жилое помещение по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также земельный участок для строительства жилого дома на праве собственности или на основании иного подлежащего государственной регистрации права, М. (Х.) Р.Л. не предоставлялись (л.д.55,56).

Согласно ответу администрации МО Кавказский район Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям, поступившим из Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Т. Краснодарского края» Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения прибыла ДД.ММ.ГГГГ из дошкольного детского дома в школу-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.К. и обучалась по ДД.ММ.ГГГГ (приказ об отчислении от ДД.ММ.ГГГГ), выбыла в связи переводом в . В период обучения в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.К. находятся на полном государственном обеспечении. Сведения даны на основании алфавитной книги записи учащихся, книги приказов по движению учащихся школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.К., иными сведениями не располагаем. Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.К. переименована в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Т. Краснодарского края на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57). Согласно постановлению главы администрации Северского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детское учреждение несовершеннолетних Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Х.ДД.ММ.ГГГГ года рождения», определены несовершеннолетние Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Х.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в детское - интернат учреждение (л.д.58). Согласно решению Кропоткинского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГХ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и О., ДД.ММ.ГГГГ рождения признаны безвестно отсутствующими (л.д.59).

Согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ, Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закону Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.1 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях., Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"), лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 09.09.2019 г. №1580, утвержден порядок принятия решения о включении в список либо об отказе во включении в него детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также решения об исключении указанных лиц из списка.

Согласно п.21 ч.4 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", к заявлению о включении в список прилагаются следующие документы: вступившие в силу решения суда об установлении факта проживания гражданина по соответствующему адресу, о признании права на обеспечение жилым помещением.

Дети-сироты включаются в список на основании заявления о включении детей-сирот в список или копии вступившего в законную силу решения суда о защите их жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом даты и времени принятия (поступления) заявления о включении в список или в соответствии с решением суда.

Решение об отказе во включении детей-сирот в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно "Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что согласно решению суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГХ., О. признаны безвестно отсутствующими, их дети Х., Х. определены в детское-интернат учреждение. М. (Х.) Р.Л. в уполномоченный орган либо в управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования , по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не обращалась, в списке детей-сирот не состояла и не состоит, жилое помещение по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также земельный участок для строительства жилого дома на праве собственности или на основании иного подлежащего государственной регистрации права, М. (Х.) Р.Л. не предоставлялись.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N1748-КЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела видно, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В удовлетворении которого ей было отказано, в связи с тем, что она, как лицо, достигшее возраста 23 лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации не имела права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Махно Р.Л. не представила суду доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших ее обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет. На момент подачи заявления истцу исполнилось 29 (полных) лет. На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Махно Р.Л. о признании за ней права на обеспечение жилым помещением и включении её в список лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями по категории «Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Махно Р.Л.ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании за ней права на обеспечение жилым помещением и включении её в список лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями по категории «Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение, месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:_____________________________