ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1335/23 от 09.11.2023 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело 2-1335/23

УИД 18RS0021-01-2023-001161-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Можга Удмуртская Республика 9 ноября 2023 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Мартыновой И.В.,

при секретаре Черновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демидовой Карины Хасановны к АО «Авиакомпания Азимут», ООО «ВНК «Трэвел» о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Демидова Карина Хасанова обратился в суд к АО «Авиакомпания Азимут», ООО «ВНК «Трэвел» о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов. Требования мотивированы тем, что 12 февраля 2023 года Демидова К.Х. воспользовалась услугами АО «Авиакомпания Азимут», а именно перелетом по маршруту «Фергана Республика Узбекистан - аэропорт «Внуково» г. Москва». При себе у истица был багаж массой 17 килограммов, который был включен в стоимость билета. Вышеуказанный факт подтверждается билетом №*** от дд.мм.гггг и квитанцией по багажу №*** от дд.мм.гггг. По прибытию в аэропорт «Внуково» истец получила информацию от персонала о том, что ее багаж не прибыл. В связи с этим, ею было написано заявление №***.

В конце февраля 2023 года в адрес истца поступила информация о том, что багаж прибыл в аэропорт «Внуково» г. Москва. Представители службы безопасности аэропорта пояснили, что имеется необходимость осуществления ею самостоятельного выезда в место прибытия багажа. В связи, с чем она выехала за свой счет в вышеуказанный аэропорт для получения багажа.

14 февраля в адрес ответчика была направлена претензия о возмещении ей убытков. Ответа на данную претензию на сегодняшний день не поступило.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав и законных интересов потребителя исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом.

Также, в соответствии со статьей 15 вышеуказанного закона, с исполнителя заказа может быть взыскана компенсация за доставленный моральный вред.

Кроме того, в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик, допустив просрочку доставления багажа, оплачивает неустойку (штраф) заказчику в размере 25 %, установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, за каждый час просрочки, но не более 50 % провозной платы.

В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2023 года установлена следующая сумма минимального размера оплаты труда - 18678,30 рублей. Для защиты своих интересов Демидова К.Х. была вынуждена обратиться за юридической помощью, стоимость услуг составила 15000 рублей.

В связи с наступившими негативными последствиями, указанными в настоящем заявлении, Демидовой К.Х. был причинен моральный ущерб на сумму 10000 рублей.

С учетом уточненных исковых требований истец просит взыскать с ответчика АО «Авиакомпания Азимут» в счет возмещения убытков 6644,00 рублей, т.е. сумму потраченную на билеты маршрутом Ижевска - Москва (до аэропорта) и обратно для получения багажа, неустойку в порядке ст. 120 Воздушного кодекса РФ в размере 13000,00 (26000,00 х 50%) рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 10000,00 рублей; компенсацию морального вреда в размере 10000,00 рублей, а также расходы по поездке на автобусе по маршруту Ижевск - Можга в судебное заседание 22 сентября 2023 года в размере 350,00 рублей.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «ВНК «Трэвел»

Истец Демидова К.Х., ответчики АО «Авиакомпания Азимут», ООО «ВНК «Трэвел», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Истец в адрес суда направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания Азимут» Дивинский А.П., действующий по доверенности от дд.мм.гггг направил в адрес суда возражения на исковое заявления, которым указал, что исковые требования истца не признает, в удовлетворении просит отказать в полном объеме. Возражения мотивирован тем, что рейс №*** Фергана-Москва за 12 февраля 23 года является чартерным, заказчиком данного рейса является ООО «ВНК Трэвел», куда Демидовой К.Х. и было рекомендовано обратиться с претензией. 14 марта 2023 года истцу был направлен ответ на претензию №***.

В соответствии с условиями договора чартера №*** от 30 мая 2022 года, заключенного между АО «Авиакомпания АЗИМУТ» (перевозчик) и ООО «ВНК Трэвел» (заказчик) перевозчик обязуется выполнить чартерные перевозки по маршрутам, указанным в приложениях к договору, а заказчик обязуется оплатить такую перевозку пассажиров и багажа. Согласно Дополнительному соглашению №*** к договору №*** от 30 мая 2022 года ООО «ВНК Трэвел» оплатило АО «Авиакомпания АЗИМУТ» стоимость авиаперевозки по маршруту Москва-Фергана-Москва за 11/12.02.23 год. Таким образом оплатив перевозчику фиксированную стоимость рейса, ООО «ВНК-Трэвел» самостоятельно производило продажу а/билетов пассажирам по установленным ценам, а истец приобрел билет на чартерный рейс Фергана-Москва, выполняемый авиаперевозчиком авиакомпанией АО «Авиакомпания АЗИМУТ» на основании договора фрахтования, заключенного с заказчиком ООО «ВНК Трэвел».

Имущественный интерес авиакомпании при осуществлении чартерных перевозок заключается в получении от заказчика чартерного рейса платы за предоставление вместимости воздушных судов заказчикам, которые осуществляют непосредственную реализацию и оформление авиаперевозки пассажирам, получая от них денежные средства в собственную пользу.

В соответствии с п. 4.1 договора №*** от 30 мая 2022 года стороны несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, согласно п. 2.2.4 договора заказчик обеспечивает доставку багажа на регистрацию в аэропорт за 2 часа до времени отправления самолёта по согласованному графику.

В соответствии с п 240 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» возврат пассажирам денежных сумм, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Истец был уведомлен о том, что перелет осуществляется чартерным рейсом, что подтверждается записью <данные изъяты> в а/билете пасс. Демидовой К.Х. в разделе «базовый тариф».

Согласие пассажира следовать чартерным рейсом рассматривается как его согласие со всеми условиями и особенностями договора чартерной перевозки.

Таким образом, ответственность перед пассажиром по всем неисправностям договора чартера несёт заказчик, в данном случае ООО «ВНК Трэвел».

Ответчиком ООО «ВНК Трэвел» в лице генерального директора Дубровского С.А. в адрес суда направлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что иск подан к ненадлежащему ответчику. ООО «ВНК Трэвел» является заказчиком рейса, перевозку пассажиров и багажа согласно заключенному договору №*** от 30 мая 2022 года осуществляет АК «Азимут» на своих воздушных судах.

В соответствии с п. 2.1.1 перевозчик обязан выполнить воздушную перевозку пассажиров и багажа в соответствии с условиями настоящего договора.

Согласно п.п.2.2.4 заказчик обеспечивает доставку пассажиров и их багажа на регистрацию в аэропорт за два часа до времени отправления самолета по согласованному графику.

Как видно из искового заявления пассажирки Демидовой К.Х., она прибыла в аэропорт Фергана вовремя. Сотрудники аэропорта осуществлявшие регистрацию пассажиров и обработку багажа действуя в интересах Авиакомпании «Азимут» приняли данного пассажира и ее багаж к перевозке при этом выдав посадочный талон и регистрационную бирку на багаж, на основании чего можно сделать вывод, что заказчиком выполнены условия указанные в п.п.2.2.4

Кроме того, после прохождения регистрационных действий, а Демидова К.Х. и ее багаж их прошел, далее он передается под ответственность аэропортовых структур оказывающих услуги по наземному обслуживанию перевозчиков.

Ответственность заказчика ограничивается исключительно выдачей пассажиру действительного проездного документа, на основании которого перевозчик, в нашем случае АК «Азимут» примет данного пассажира и его багаж к перевозке.

Таким образом, ООО «ВНК Трэвел» является не надлежащим ответчиком, так как не осуществляет перевозку пассажиров и их багажа, а тем более не может влиять на перевозку и обработку багажа, в связи с чем просит суд отказать в исковых требованиях к ООО «ВНК Трэвел».

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Демидовой К.Х. и ответчиков АО «Авиакомпания АЗИМУТ» и ООО «ВНК Трэвел».

Изучив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон в процессе, а в соответствии с требованиями ст. ст. 55, 56, 57 ГПК РФ все доказательства представляются в суд первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В силу п. 1, 2 ст. 786 Гражданского Кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В соответствии с п. 1 ст. 793 Гражданского Кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Положениями п. 1 ст. 118 Воздушного кодекса РФ определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Согласно ч. 1 ст. 125 ВК РФ право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:

1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки - пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;

2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира - пассажир.

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 15.09.2020) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» предусмотрено:

п. 88 - после регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика.

п. 146 - перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам.

п. 154 - если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа, включающие:

направление запроса в аэропорт отправления о наличии багажа;

направление запросов в аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно;

направление запроса о досылке багажа в случае его обнаружения.

Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.

В случае если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж, подлежащий таможенному оформлению, в аэропорту, до которого багаж должен быть доставлен согласно договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязан информировать пассажира о действиях, которые необходимо совершить пассажиру в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации или законодательством страны, на территорию которой должен быть доставлен багаж, для доставки багажа пассажиру по указанному им адресу.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

В соответствии со ст. 120 Воздушного Кодекса РФ Ф) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со ст. 15 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

На основании ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В судебном заседании установлено, что 12 февраля 2023 года Демидова К.Х. воспользовалась услугами АО «Авиакомпания Азимут» и совершила перелет чартерным рейсом <данные изъяты> по маршруту Фергана - Москва, заказчиком которого являлся ООО «ВНК Трэвел». В стоимость билета также был включён багаж массой 17 кг. Указанные обстоятельства подтверждаются квитанцией электронного билета (л.д. 47), маршрутной квитанцией (л.д. 24), посадочным талоном и электронной биркой на багаж л.д.9, а также чеком по операции от 10 февраля 2023 года, согласно которому стоимость перелета составила 25333,00 рублей (л.д. 23).

Из искового заявления следует, что по прибытию в аэропорт Внуково г. Москвы истец была информирована о том, что ее багаж не прибыл, в связи с чем было подано заявление №*** от дд.мм.гггг, данный факт ответчиками не оспаривается.

14 февраля 2023 года Демидовой К.Х. в адрес ответчика АО «Авиакомпания Азимут» направлена претензия с требованием о выплате неустойки за просрочку доставки багажа и требованием об организации поиска багажа и доставки его в аэропорт г. Ижевска, которая поступила ответчику 7 марта 2023 года (л.д. 31-32).

14 марта 2023 года ответчиком АО «Авиакомпания Азимут» в адрес истца направлен ответ на претензию, из которой следует, что истицу по факту просрочки доставки багажа следует обратиться заказчику чартерного рейса ООО «ВНК Трэвел» ( л.д. 33, 34).

22 марта 2023 года в ответчика ООО «ВНК Трэвел» истцом направлена претензия об уплате неустойки и морального ущерба без указания сумм выплат (л.д. 10-12).

Согласно договору №*** от 30 мая 2022 года заключенного между АО «Авиакомпания Азимут» (перевозчик) и ООО «ВНК Трэвел» (заказчик) перевозчик обязуется выполнить чартерные перевозки по маршрутам, указанным в приложениях к договору, а заказчик обязуется оплатить такую перевозку пассажиров и багажа.

Согласно Дополнительному соглашению №*** к договору №*** от 30 мая 22 года ООО «ВНК Трэвел» оплатило АО «Авиакомпания Азимут» стоимость авиаперевозки по маршруту Москва-Фергана-Москва за 11/12.02.23 год.

Согласно п. 2.1.1 договора №*** от 30 мая 2022 года перевозчик обеспечивает оформление авиабилетов на авиаперевозку самостоятельно, в соответствии с разделом №*** договора, приложения №*** и количеством мест указанном в приложении №*** к договору, также обязан выполнить перевозку пассажиров и багажа в соответствии с условиями настоящего договора.

Согласно п. 2.2.1 и 2.2.4 указанного договора заказчик предоставляет информацию о пассажирах, необходимую для оформления авиабилетов в порядке, указанном в разделе №*** договора, приложения №*** к Договору, а также обеспечивает доставку пассажиров и их багажа на регистрацию в аэропорт за два часа до времени оправления самолета по согласованному графику.

Из выше изложенного следует, что именного перевозчик АО «Авиакомпания Азимут» несет ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора за перевозку пассажиров и багажа.

Судом условлено, что заказчик должным образом исполнил свои обязательства по указанные в пунктах 2.2.1. и 2.2.4 договора №*** от 30 мая 2022 года, поскольку заказчиком Демидовой К.Х. был выдан проездной документ, на основании которого пассажир и его багаж был принят к перевозке. Кроме того Демидова К.Х. вовремя прибыла в аэропорт г. Фергана, прошла регистрацию, получив при этом посадочный талон и регистрационную бирку на багаж.

В связи, с чем суд соглашается с доводами ответчика ООО «ВНК Трэвел», о том, что ООО «ВНК Трэвел» является не надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку не осуществляет перевозку пассажиров и их багажа, а тем самым не может влиять на перевозку и обработку багажа.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в иске в части требований, заявленных к ООО «ВНК Трэвел».

Как указывалась ранее истцом в адрес ответчика АО «Авиакомпания Азимут» направлена претензия об уплате неустойки в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также требованием организации поиска багажа и направления его в аэропорт <***>. Требования претензии ответчиком не исполнены.

Истец в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ просит взыскать с ответчика неустойку за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг) в размере в 13000,00 ( 26000,00 х 50%) рублей.

Согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Стоимость проезда рейсом Фергана - Москва составила 25333,00 рублей. Таким образом штраф в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ составляет в размере 12666,5 (25333,00 х50%) рублей в пользу истца.

Также истец в иске указала, что в конце февраля 2023 поступила информация о том, что багаж прибыл в аэропорт «Внуково» и представитель службы безопасности аэропорта пояснил о необходимости самостоятельного получения багажа в месте его прибытия, несмотря на то, что в претензии истец просила направить найденный багаж в аэропорт г. Ижевска.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Пунктом 154 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей предусмотрено, что перевозчик должен обеспечить доставку найденного багажа в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

Поскольку ответчиком АО «Авиакомпания Азимут» было отказано в доставке багажа в аэропорт г. Ижевска, истец осуществила выезд за багажом, при этом понесла убытки в виде транспортных расходов на билеты в размере 6644,00 рублей, что подтверждается электронными билетом автокомпании «Ижавиа» №*** от 4 марта 2023 года стоимость которого составила 2500,00 рублей, двумя билетами ООО «Аэроэкспресс» от 5 марта 2023 года на суммы 950,00 и 500,00 рублей, а также электронным проездным документом на поезд маршрутом Москва – Ижевск на 6 март 2023 года, стоимостью 2694,00 рулей.

В нарушение статьи 56 ГПК РФ, ответчик не представил суду доказательств подтверждающих отсутствие его вины в задержке багажа и не доставления его в аэропорт указный истцом, освобождающих перевозчика от ответственности в виде взыскания с него убытков, тогда как отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что у истца имеются правовые основания для возмещения убытков ввиду транспортных расходов на билеты при осуществления выезда за багажом с г. Ижевска до г. Москвы и обратно, в связи с чем взыскивает с ответчика в пользу Демидовой К.Х. в размере 6644,00 рублей.

Рассматривая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Как следует из статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку факт нарушения ответчиком АО «Авиакомпания Азимут» прав истца как потребителя, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, требования о компенсации морального вреда истцу подлежат удовлетворению.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, и принимая во внимание тот факт, что со стороны ответчика АО «Авиакомпания Азимут» при оказании услуги по перевозке истца была допущена просрочка доставки багажа в пункт назначения в установленное договором перевозки время, истец была вынуждена из другого региона России (г. Ижевск Удмуртия) ехать за багажом в аэропорт Внуково г. Москвы, суд приходит к выводу, что несомненно, действиями ответчика истцам был причинен моральный вред.

Учитывая приведенные нормы материального права, установленные обстоятельства нарушения прав истцов, как потребителей, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000,00 рублей. Указанная сумма, по мнению суда, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (ст. 21 и 53 Конституции Российской Федерации), а также отвечает требованиям разумности и справедливости.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с приведенной нормой права, суд приходит к выводу о взыскании с АО «Авиакомпания Азимут» в пользу истца штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 8833,25 (12666,5 + 5000,00 х 50%) рублей.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым в силу ст. 94 ГПК РФ относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; и другие признанные судом необходимыми расходы.

Перечень судебных издержек, предусмотренный ст. 94 ГПК РФ, не является исчерпывающим.

В соответствии ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ст. 100 ГПК РФ).

На основании статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы истца на оплату юридических услуг в размере 10000 рублей подтверждены договором об оказании услуг от 22 мая 2023 года и распиской о получении денежных средств от Демидовой К.Х. Мымриным Д.С. от 22 мая 2023 года.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что при определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание категорию и сложность гражданского дела, характер и объем оказанных юридических услуг (подготовки искового заявления, уточнения исковых требований), исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает, что расходы на оплату юридических услуг подлежащими удовлетворению в полном объеме в размере 10000,00 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Также истец просит взыскать понесены расходы на проезд в судебное заседание, назначенное на 22 сентября 2023 года, по маршруту Ижевск - Можга в размере 350,00 рублей, что подтверждается билетом серии №*** от 22 сентября 2023 года. В тоже время из искового заявления, а также из копии паспорта истца следует, что Демидова К.Х. зарегистрирована по адресу: <***>, в связи, с чем исковое заявление ею было подано по месту ее жительства в Можгинский районный суд. Указанное гражданское дело рассматривалось Можгинским районным судом УР, расположенным по адресу: <***>. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность несения затрат на проезд с <***> поскольку местом жительства истца является <***>, в связи с чем требование в части взыскании расходов на проезд в судебное заседание, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 98, статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1072,42 рублей (772,42 рублей – по требованию имущественного характера подлежащего оценке, 300 рублей – по требованию неимущественного характера), от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Демидовой Карины Хасановы (<данные изъяты>) о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с АО «Авиакомпания Азимут» в пользу Демидовой Карины Хасановны убытки в размере 6644,00 рублей, неустойку за просрочку доставки багажа в размере 12666,5 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000,00 рублей, штраф в размере 8833,25 рублей, судебные расходы за юридические услуги в размере 10000,00 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с АО «Авиакомпания Азимут» в доход местного бюджета госпошлину в размере 1072,42 рублей.

В удовлетворении исковых требований Демидовой Карины Хасановы к ООО «ВНК Трэвел» (<данные изъяты>) о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2023 года.

Председательствующий судья И.В. Мартынова