Дело № 2-1336/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Юсьва 7 декабря 2017 года
Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе
председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,
при секретарях Казанцевой И.А., Крохалевой Е.С.,
с участием истца Овчинниковой В.П.,
представителя ответчика Мехоношина Г.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинниковой В.П. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о признании отказа в установлении опеки незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Овчинникова В.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Министерству социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, свои требования мотивировав тем, что с 2004 года содержит приют в д. <адрес>, где проживают люди, не имеющие жилья и родственников, а также инвалиды. С 2013 года в приюте проживает З.С.В., которая является инвалидом детства. На основании решения Кудымкарского городского суда (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) З.С.В. признана недееспособной. Поскольку З.С.В. получила социально-бытовые навыки и стала для нее родным человеком, ей было принято решение об оформлении предварительной опеки над З.С.В. Однако письмом ТУ МСР Пермского края по Коми-Пермяцкому округу от 12 сентября 2017 года в передаче З.С.В. под предварительную опеку было отказано по тем основаниям, что на основании акта обследования жилищно-бытовых условий от 17 августа 2017 года в доме совместно с З.С.В. проживает Х.Н.М., она находится в длительных командировках, а во время ее отсутствия З.С.В. находится под присмотром инвалидов, которые не могут обеспечить должный контроль и уход за ней. Просит признать отказ Территориального управления о передаче под предварительную опеку недееспособной З.С.В. незаконным.
В судебном заседании Овчинникова В.П. исковые требования поддержала по вышеизложенным доводам, дополнила, что акт обследования условий жизни гражданина от 17 августа 2017 года не соответствует действительности. Гражданин Х.Н.М. в <адрес> никогда не проживал и не проживает, по адресу: <адрес>, совместно с З.С.В. проживают Зу.С.В., З.Т.А. и Т.Л.В., в длительные командировки она никогда не выезжает, два раза в неделю выезжает до районного центра. Когда и при каких обстоятельствах был составлен акт обследования жилищных условий, ей не известно, хотя для составления акта специалисты территориального управления должны были выехать в <адрес>. Просит признать отказ о передаче З.С.В. под предварительную опеку незаконным.
Представитель Территориального Управления министерства социального развития Пермского края по КПАО Мехоношин Г.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что Овчинниковой В.П. отказано в передаче З.С.В. под предварительную опеку законно и обоснованно. Основанием для отказа послужил акт обследования жилищных условий З.С.В. Сведения, указанные в акте, соответствуют действительности.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, свидетелей К.Л.П., Р.В.А., Б.Н.М., Зу.С.В., суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу части 7 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.
Частью 6 статьи 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна может быть указан срок действия полномочий опекуна, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительства», в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве).
Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Кудымкарского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) от 14 июля 2017 года З.С.В. признана недееспособной.
Овчинникова В.П. обратилась в орган опеки с заявлением об установлении предварительной опеки над З.С.В.
Письмом за подписью начальника Территориального управления министерства социального развития Пермского края по КПАО от 12 сентября 2017 года в передаче под предварительную опеку недееспособной З.С.В. отказано. Основанием отказа в передаче под предварительную опеку недееспособной З.С.В. в данном письме указано, что 17.08.2017 года специалистом КГАУ «Центр социальной защиты населения по Коми-Пермяцкому округу» Б.Н.М. был осуществлен выезд с целью обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного по адресу: <адрес>. Обследованием установлено, что в жилом доме проживают Овчинникова В.П., являющаяся кандидатом в опекуны, Х.Н.М., инвалид 1 группы, В.М.И., инвалид 2 группы, которые родственных отношений с недееспособной З.С.В. не имеют. Отдельной комнаты для недееспособной не выделено, имеется отдельное спальное место. Овчинникова В.П. часто бывает в разъездах, в это время недееспособная З.С.В. остается под присмотром проживающих в данном жилом доме, которые являются инвалидами и не могут обеспечить должный контроль и уход за З.С.В.
В судебном заседании в обоснование данного отказа был представлен акт обследования условий жизни Овчинниковой В.П. от 17.08.2017 года, в котором указаны перечисленные в письме начальника Территориального управления министерства социального развития Пермского края по КПАО от 12 сентября 2017 года Мехоношина Г.А. обстоятельства, послужившие основанием для отказа Овчинниковой В.П. в передаче под предварительную опеку недееспособной З.С.В.
В соответствии с пунктом 7 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927, в целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет, за исключением граждан, указанных в пункте 4(1) настоящих Правил, орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.
Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании условий жизни гражданина).
Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования, второй хранится в органе опеки и попечительства.
В судебном заседании свидетели К.Л.П., Р.В.А., и Б.Н.М. подтвердили, что акт обследования жилищно-бытовый условий был составлен в кабинете Территориального управления соцзащиты в с. Юсьва, так как выехать в <адрес> не было возможности. При этом К.Л.П. пояснила, что в <адрес> она выезжала в июле 2017 года, поэтому считает, что необходимость в повторной поездке с целью обследования условий жизни Очинниковой В.П. отсутствовала, поскольку, по её мнению за это время ничего не изменилось.
Вместе с тем, согласно Правилам подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927, при обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи. Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Учитывая вышеизложенное, акт обследования условий жизни Овчинниковой В.П. от 17.08.2017 года нельзя признать законным, поскольку фактически обследование условий жизни Овчинниковой В.П. не проводилось, соответственно, нельзя признать законным и обоснованным отказ Территориального управления министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу Овчинниковой В.П. в установлении предварительной опеки над недееспособной З.С.В., поскольку он основан на акте обследования условий жизни Овчинниковой В.П. от 17.08.2017 года.
На основании изложенного, исковые требования Овчинниковой В.П. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Овчинниковой В.П. удовлетворить.
Признать отказ Территориального управления министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в установлении предварительной опеки над недееспособной З.С.В. незаконным.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11 декабря 2017 года.
Председательствующий: Е.В. Баяндина
<данные изъяты>
<данные изъяты>