Дело № 2-15/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бабиной С.А.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ТСЖ «Русь» ФИО2, представителя ответчика Администрации Сальского городского поселения ФИО3, представителя ответчика АО «Водоканал» ФИО4,
при секретаре Кулаковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ТСЖ «Русь», Администрация Сальского городского поселения, АО «Водоканал» о возмещении ущерба
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Русь» о возмещении ущерба. В обосновании требований указала, что 03 апреля 2019 года произошел прорыв городской водопроводной трубы, повредивший принадлежащий ей на праве собственности, дом по адресу: <адрес>
Место разрыва водопровода находится на расстоянии 5-ти метров от границы принадлежащего истцу участка и на расстоянии 7,5 метров от принадлежащего жилого дома. Авария трубы вызвала повреждения (трещины) жилого дома, замокание стен и пола подвальных помещений гаража и жилого дома, «проседание» асфальтового покрытия на отдельных участках, отхождение отмосток и асфальто-бетонных съездов гаражей, расположенных на участке по <адрес>
Для определения размера причинённого ущерба на основании Договора № от 15 апреля 2019 года между ФИО1 и ООО «Южный региональный Центр Судебной Экспертизы и Оценки «Верум», судебным экспертом ФИО5 была проведена досудебная строительно-техническая экспертиза об определении причинно-следственной связи между прорывом водопроводной трубы и повреждениями жилого дома по <адрес>.
В результате проведённой экспертизы было установлено, что причиной образования повреждений (трещин) в несущих стенах обследуемого жилого дома по <адрес> является подтопление фундаментов жилого дома водой из аварийного водопровода, проходящего во дворе МКЖД №<адрес>, в 7,5 метрах от жилого дома заказчика. Рыночная стоимость ущерба жилого дома по адресу: <адрес> полученного в результате повреждений несущих стен вследствие разрыва трубы центрального водопровода 03 апреля 2019 года с учетом разумного округления составляет 1 800 000 рублей.
На основании изложенного просит взыскать с ответчика в ее пользу сумму ущерба в размере 500 000 руб.
Определением от 09 октября 2019 года в качестве соответчиков привлечены Администрация Сальского городского поселения, АО «Водоканал».
С учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просила взыскать с ответчиков ТСЖ «Русь», Администрация Сальского городского поселения, АО «Водоканал» в ее пользу денежные средства за причиненный материальный ущерб и убытки в связи с заливом принадлежащего ей земельного участка и жилого дома в результате аварии водопроводной трубы в размере 500 000 рублей, судебные расходы.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, пояснила, что ей достаточно получить возмещение ущерба в размере 500 000 рублей, взыскать денежные средства, уплаченные за судебную экспертизу в размере 35000 рублей.
Представитель ответчика ТСЖ «Русь» ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, представила письменные возражения, пояснила, что произошел порыв централизованной водопроводной трубы, которая принадлежат на правах собственности муниципальному образованию «Сальское городское поселение», и переданы в аренду АО «Водоканал» по договору № от 11 ноября 2016 года, спорный объект централизованной водопроводной системы ТСЖ «Русь» не принадлежит, поэтому законных оснований для взыскания ущерба с ТСЖ не имеется.
Согласно договору № от 01 января 2010 года между АО «Водоканал» и ТСЖ «Русь» границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в акте указана точка «В1» - колодец и внутридомовые сети.
В Договоре № от 01 октября 2019 года указана точка «В1» по <адрес> ТСЖ «Русь» не имеет ни какого отношения к земельному участку по <адрес>.
В акте нет объяснения, что собой представляет данная точка «В1»: колодец или водопроводная труба. Так как вся система централизованного водоснабжения <адрес> имеет литер «В», то «В1», возможно, является колодцем, но дома по <адрес> никак не могут быть подключены к данному колодцу по ул. Свобода, поскольку между данной точкой и домами находится детский сад «Светлячок» и он подключен к данному колодцу.
ТСЖ «Русь» не получает питьевую воду из данного источника, так как в Акте Договора № от 11 ноября 2016 года Сальского городского поселения при передаче АО «Водоканал» по адресу <адрес> - нет водопровода, его можно отнести к бесхозному объекту. На данной водопроводной трубе с литером «В», во дворе ТСЖ «Русь» находятся несколько колодцев, к которым присоединён целый ряд объектов. К домам <адрес> могут принадлежать только два колодца и внутридомовые трубы от места врезки до границ домов, внешней границей является стена многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности - приборы учёта.
Подземная центральная водопроводная труба, проходящая под территорией ТСЖ «Русь» предназначена для обслуживания более одного капитального строения, что не отвечает всем установленным законодательством критериям общего имущества МКД. Согласно ФЗ № 416 от 07 декабря 2011 года за эксплуатацию объекта отвечает ресурсоснабжающая организация со дня подписания с органом самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.
Представитель ответчика просила в удовлетворении иска к ТСЖ «Русь» отказать.
Представитель ответчика Администрации Сальского городского поселения ФИО3, в судебном заседании иск не признал, просил отказать в полном объеме, представил письменный отзыв. Суду пояснил, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения. Система водоснабжения, водоотведения (отдельные объекты таких систем) Сальского городского поселения эксплуатируется гарантирующей организацией акционерным обществом «Водоканал» на основании договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности «Сальского городского поселения».
Все водопроводные и канализационные сети, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «Сальское городское поселение» переданы в аренду гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения - АО «Водоканал» по договору от 11 ноября 2016 года № 1.
Водопроводная линия, проходящая по земельному участку многоквартирных домов <адрес> на участке которой имел место порыв, не являлась объектом муниципальной собственности муниципального образования «Сальское городское поселение» и в реестре муниципального имущества не значилась.
Между ТСЖ «Русь» обеспечивающим содержание общего имущества многоквартирных домов по <адрес> и гарантирующей организацией АО «Водоканал» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № от 01 октября 2018 года. Согласно договору водоканал осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение многоквартирных домов по <адрес> Согласно актов балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение к договору) границей водоснабжения является колодец В1, расположенный по <адрес>, то есть ответственность за содержание водопровода от указанной точки и проходящего далее по земельному участку многоквартирных домов лежит на Абоненте ТСЖ «Русь».
В соответствии с п. 14 договора № Абонент ТСЖ «Русь» обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов.
Таким образом, ответственность за надлежащее содержание водопроводной линии, проходящей по земельному участку многоквартирных домов <адрес>, на участке которой имел место порыв лежит на ТСЖ «Русь».
Администрацией Сальского городского поселения проведена установка на территории домов по <адрес> водопроводной трубы. Вынесено постановление о принятии ее в муниципальную собственность. После проведения необходимых мероприятий водопроводная линия будет передана ресурсоснабжающей организации.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска к Администрации Сальского городского поселения отказать.
Представитель ответчика АО «Водоканал» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, а именно взыскать с ТСЖ «Русь» денежные средства за причиненный материальный ущерб и убытки в связи с заливом принадлежащего истцу участка и дома в результате аварии водопроводной трубы, представила письменный отзыв. Суду пояснила, что в соответствии с журналом регистрации обращения граждан АО «Водоканал», 03 апреля 2019 года от граждан, проживающих по адресу: <адрес> поступило обращение о порыве водопровода, на место порыва был осуществлен выезд аварийной бригады. По прибытии на место порыва была составлена схема места нахождения порыва. Место порыва находилось на территории двора МКД по адресу: <адрес>
По данным бухгалтерского учета АО «Водоканал» водопровод, проходящий по территории двора МКД по адресу: <адрес> и <адрес> на балансе АО «Водоканал» не состоит.
Внутридомовой водопровод, проходящий по территории двора МКД по адресу: <адрес> и <адрес> в соответствии с договором аренды муниципального недвижимого имущества № от 11 ноября 2016 года в аренду АО «Водоканал» не передавался.
Согласно пункта 2 договора холодного водоснабжения и водоотведения № от 01 октября 2018 года, заключенного между АО «Водоканал» и ТСЖ «Русь» границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению №.
В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение №1 договора), водопровод, проходящий по территории двора МКД по адресу: <адрес> и <адрес> находится в границе балансовой и эксплуатационной ответственности абонента, то есть ТСЖ «Русь», которая начинается от водопроводного колодца централизованных систем холодного водоснабжения, расположенного по улице Свобода.
Подпунктом «а» пункта 14 договора абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов.
Согласно подпункта «м» пункта 14 вышеуказанного договора абонент обязан обеспечить в сроки, установленные законодательством РФ, ликвидацию повреждения или неисправности водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, а также устранить последствия таких повреждений и неисправностей.
Водопровод, проходящий по территории двора МКД по адресу: <адрес> на котором произошел порыв 03 апреля 2019 года, находится в границе балансовой и эксплуатационной ответственности ТСЖ «Русь», которая начинается от водопроводного колодца централизованных систем холодного водоснабжения, расположенного по улице Свобода, то обязанность (ответственность) по эксплуатации этих сетей, а также ликвидация повреждения или неисправности водопроводных сетей, и устранение последствия таких повреждений и неисправностей несет ТСЖ «Русь». Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований к АО «Водоканал» отказать в полном объеме.
Внешний управляющий АО «Водоканал» ФИО6 в соответствии со ст. 113 ГПК РФ извещен о месте и времени слушания дела, дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Исследовав имеющиеся доказательства, заслушав истца, представителей ответчиков, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, для наступления ответственности за причинение вреда необходимо установление противоправности поведения причинителя вреда, факта наступления вреда, причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, вины причинителя вреда. Отсутствие вины доказывает причинитель вреда.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 03 апреля 2019 года произошел прорыв водопроводной трубы, проходящей по земельному участку по адресу: <адрес>, на котором расположены многоквартирные дома №. Указанный факт сторонами не оспаривался.
На место выезжала аварийная бригада АО «Водоканал», составлена схема нахождения места прорыва (том 1 л.д. 233).
ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 68,6 кв.м., земельный участок площадью 564 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 104,105).
Обращаясь с заявленными требованиями, истец указывает, что в результате прорыва водопроводной трубы, расположенной на расстоянии пяти метров от участка истца, повреждено ее имущество, по адресу: <адрес>, а именно: появились трещины на стенах жилого дома, произошло намокание стен и пола подвального помещения, жилого дома, проседание асфальтового покрытия на отдельных участках, отхождение отмостки.
Согласно акту обследования комиссией дворовой территории и распределительных сетей водоснабжения многоквартирных домов по <адрес> от 09 апреля 2019 года, утвержденному главой Администрации Сальского городского поселения, проведен осмотр фасада жилого дома по <адрес>. Выявлены трещины по кирпичной кладке расхождением около 5-10 мм на кирпичной кладке фронтона с южной стороны дома, многочисленные трещины расхождением до 10 мм на стенах с западной стороны дома (том 1 л.д. 225-226).
Судом для определения причинно-следственной связи между произошедшим 03 апреля 2019 года прорывом водопроводной трубы на земельном участке по адресу: <адрес> и техническим состоянием жилого дома и иных строений и сооружений, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес> и стоимости восстановительного ремонта, по делу назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению № ООО «ЮРЦЭО»АС-Консалтинг» от 10 февраля 2020 года (том 3 л.д. 144-195), эксперт пришел к следующим выводам, по первому вопросу: причинно-следственная связь между произошедшим 03 апреля 2019 года прорывом водопроводной трубы на земельном участке по адресу: <адрес> и техническим состоянием жилого дома и забора, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес> имеется.
По второму вопросу: Стоимость восстановительного ремонта (в том числе стоимость материалов) жилого дома и хозяйственных строений по адресу: <адрес> пострадавших в результате прорыва водопроводной трубы на земельном участке по адресу: <адрес>, составляет 585 766 рублей.
Для производства ремонтно-восстановительных работ жилого дома и хозяйственных сооружений по адресу: <адрес> необходимых для устранения повреждений, находящихся в причинно-следственной связи с прорывом водопроводной трубы на земельном участке по адресу: <адрес> необходимо выполнить следующие работы:
Жилой дом лит. «А»:
- демонтаж водосточных труб и водосточных желобов вдоль западной стены жилого дома;
- демонтаж оконных блоков в западной стене жилого дома лит. «А», а также в восточной стене лит. «А» (ком. №1, №2 и №3);
- демонтаж облицовки кирпичной кладки западной, южной, восточной и части северной стен жилого дома лит. «А»;
- демонтаж фундамента под облицовку кирпичной кладки западной, южной, восточной и части северной стен жилого дома лит. «А»;
- произвести монтаж фундамента под облицовку кирпичной кладки западной, южной, восточной и части северной стен жилого дома лит. «А»;
- выполнить кирпичную кладку западной, южной, восточной и части северной стен жилого дома лит. «А»;
- произвести переустановку дверных блоков между помещениями №1 и №2, №2 и №6, а также переустановку дверной коробки между помещениями №2 и №3;
- произвести ремонтно-отделочные работы в помещениях №1,2,3,4,5,6,7, а именно: демонтаж обоев, демонтаж облицовки потолков из пластиковых панелей, демонтаж облицовки потолков из гипсокартонных листов, демонтаж керамической плитки на стенах, ремонт штукатурки стен и потолков, оклейка обоями стен и потолков, монтаж облицовки потолков из пластиковых панелей, облицовка стен керамическими плитками, окраска стен, ремонт штукатурки и окраска откосов;
- произвести смену полов в помещениях №1,2,3,6,7 жилого дома лит. «А»;
- произвести смену электропроводки в помещениях №1,2,3,4,5,6,7 жилого дома;
- выполнить ремонт отмостки;
Хозяйственные сооружения:
- демонтаж и монтаж металлического забора, установленного вдоль западной границы земельного участка.
Детальный перечень и объемы работ, необходимые для устранения повреждений жилого и хозяйственных сооружений по адресу: <адрес> находящихся в причинно-следственной связи с прорывом водопроводной трубы на земельном участке по адресу: <адрес>, представлены в приложении № 2.
С учетом положений ст.86 ГПК РФ, суд принимает в качестве доказательства по делу заключение ООО «ЮРЦЭО»АС-Консалтинг» от 10 февраля 2020 года, поскольку оно содержит подробное описание произведенных исследований и сделанный в результате их выводы и научно-обоснованные ответы на поставленные вопросы. Заключение выполнено компетентным экспертом, квалификация эксперта подтверждается соответствующими свидетельствами, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, в исходе дела не заинтересован. Процессуальный порядок проведения экспертизы соблюден. Заключение является последовательным, соответствует обстоятельствам дела, оснований не доверять данному доказательству не имеется.
Доводы председателя ТСЖ «Русь» о том, что экспертом в заключении не указано о расположении на участке истца канализационной ямы, судом не принимаются так как, экспертом даны ответы на поставленные судом вопросы. Согласно ч. 1 ст. 85 ГПК РФ, эксперт обязан дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Фактически сторонами заключение не оспаривалось, ходатайство о назначении повторной, дополнительной экспертизы не заявлялось.
Каких-либо доказательств в опровержение результатов судебной экспертизы сторонами не представлено, оснований не согласиться с выводами эксперта у суда не имеется.
Оценивая данное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу с учетом содержания ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заключение соответствует требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, в связи, с чем данное заключение судом принимается как допустимое и относимое доказательство по делу.
Оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не принимает в качестве доказательства заключение эксперта ООО «ЮРЦСЭОиО «Верум» № от 20 апреля 2019 года, эксперт судом не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы заключения, относительно размера причиненного ущерба вызывают сомнения у суда, учитывая противоречия с другими имеющимися в деле допустимыми доказательствами.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт причинения истцу ущерба, в связи с прорывом водопроводной трубы.
Истец считает, что сумма в размере 500 000 рублей будет достаточна для возмещения причиненного ущерба.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Для наступления ответственности за причинение вреда необходимо установление в том числе противоправности поведения причинителя вреда, вины причинителя вреда. Отсутствие вины доказывает причинитель вреда.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст. 1 ЗК РФ, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок площадью 6656 кв.м., кадастровый номер № расположен по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет 09 февраля 2007 года (том 2 л.д. 56). На территории указанного земельного участка расположены многоквартирные дома №
Собственниками помещений в многоквартирном доме № выбрано управление товариществом собственников жилья, создано ТСЖ «Русь».
Администрация Сальского городского поселения возражая против заявленных требований, считает, что водопроводная сеть по адресу: <адрес> собственностью муниципального органа не является, соответственно в аренду АО «Водоканал» не передана, земельный участок под МКД поставлен на учет в 2007 года, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир МКД по <адрес> ответственность за содержание данных сооружений возлагается на ТСЖ.
В соответствии с п. 1, 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Между ТСЖ «Русь» и АО «Водоканал» заключен договор № холодного водоснабжения и водоотведения от 01 октября 2018 года, предметом договора является подача через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечение транспортировки. Местом исполнения обязательств по договору является многоквартирный дом по адресу: <адрес> Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон содержит сведения о границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности: В-1 ул. Свободы, выпуски канализационных стоков (том 1 л.д. 72-83).
В соответствии с пп. б п. 12 Договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и (или)находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности.
Согласно пп. а п. 14 Договора, Абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и (или)находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с требованиями ст. 539, 534 ГК РФ абонент обязан обеспечить безопасность эксплуатации и надлежащее техническое состояние находящихся в его ведении энергетических сетей.
Правила обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 № 124 (далее Правила № 124) устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями договоров холодного водоснабжения, водоотведения, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354 (далее Правила № 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (часть 1 Правил № 354).
Согласно пункту 16 Правил № 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 (далее Правила № 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Коллективный (общедомой) прибор учета, в МКД <адрес> установлен в подвалах указанных домов, что подтверждается приложением № 4 к договору холодного водоснабжения и водоотведения (том 1 л.д. 81).
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о принадлежности ТСЖ «Русь» водопроводных и канализационных сетей от указанных АО «Водоканал» колодцев до границы стены многоквартирного дома (расположенных за пределами внешних границ многоквартирного жилого дома) на каком-либо вещном праве или ином законном основании, и, следовательно, в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ и ст. 39 ЖК РФ отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков канализационных сетей на ТСЖ «Русь» и на собственников жилых помещений многоквартирных домов.
Соответствующие правоустанавливающие документы на сети, прилегающие к домам, а также иные документы, подтверждающие вхождение их части, выходящей за пределы внешней стены дома, в состав общего имущества, в дело не представлены.
Согласно п. 7 ст. 13 и п. 7 ст. 14 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон № 416-ФЗ), местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
На основании изложенных норм права, у ответчика ТСЖ «Русь» не возникает обязанности по содержанию имущества, не относящегося к общедомовому.
АО «Водоканал» является гарантирующей организацией и на основании п. 6 ст. 2 Закона № 416-ФЗ, обязано оказывать услуги водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 5, 6 ст. 2 Закон № 416-ФЗ водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения, а канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
На основании пп. 8 п. 5 ст. 13 Закона № 416-ФЗ существенным условием договора водоснабжения является определение границ эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям, определяемых по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих сетей.
Пункт 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644 (далее Правила № 644), императивно определяет, что границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Иное усмотрение при определении границы балансовой принадлежности законом не допускается.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (п. 23 Правил № 644).
Согласно пунктам 31 и 32 Правил № 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пункта 35 Правил № 644 Абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с ч.1 ст. 36 и ст. 39 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Как следует из пунктов 5, 6 Правил № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Правилами № 124, а также Правилами № 354 дано единое понятие внутридомовых инженерных систем.
Согласно указанным Правилам, внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.
Таким образом, анализируя данные нормы права, суд приходит к выводу о том, что водопроводные и канализационные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему водоснабжения и водоотведения, но и систему за ее пределами, не могут быть включены в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставку указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, граница балансовой принадлежности по водопроводным сетям определена действующим законодательством по внешней границе стены многоквартирного дома, вопреки доводам представителя АО «Водоканал».
Из материалов дела следует, что факт принадлежности ТСЖ «Русь» водопроводных сетей от канализационных колодцев до границы стены многоквартирного дома (то есть находящиеся за пределами внешних границ многоквартирного жилого дома) на каком-либо вещном праве или ином законном основании не доказан, а, следовательно, отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков водопроводных сетей на товарищество собственников жилья, и на собственников жилых помещений многоквартирных домов, и возмещению вреда, причиненного прорывом водопроводной сети, вопреки доводам Администрации Сальского городского поселения.
Следует отметить, что водопроводная труба в соответствии со схемой (том 3 л.д. 54), предназначена для обслуживания иных объектов кроме МКД <адрес>, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами холодного водоснабжения и водоотведения (том 3 л.д. 2-11, 12-19,20-27, 28-35, 36-42, 43-50), поэтому не может находиться в собственности жильцов МКД.
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о принятии в общую долевую собственность участка водопроводной сети, где произошел прорыв, не принималось. АО «Водоканал» не представлено доказательств
получения абонентами, подключенными к спорному участку водопроводной трубы, разрешения у ТСЖ «Русь» на подключение к водопроводной трубе, которая по утверждению ответчика принадлежит собственникам помещений МКД.
Определяя конкретное лицо, виновное в причинении имущественного ущерба истцу, суд исходит из следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), за исключением входящих в состав имущества предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Исходя из содержания статей 14, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.
Пунктом 6.2.1 Правил благоустройства и санитарного содержания Сальского городского поселения, утвержденных Решением Собрания депутатов Сальского городского поселения от 31 октября 2017 года № 92, предусматривается, что владельцы подземных коммуникаций или организации, ответственные за эксплуатацию этих коммуникаций, обеспечивают их содержание в исправном состоянии, своевременное устранение аварийных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации подземных коммуникаций.
Согласно выписке из ЕГРН, сведения о водопроводной сети по адресу: <адрес> в реестре отсутствуют (том 1 л.д. 87).
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества Сальского городского поселения от 01 ноября 2019 года (том 3 л.д. 1), в реестре муниципального имущества Муниципального образования «Сальское городское поселение» не значится объект недвижимого имущества – водопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>
По договору аренды № 1 муниципального недвижимого имущества от 11 ноября 2016 года, Администрацией Сальского городского поселения передано АО «Водоканал» во временное владение и пользование для обеспечения надлежащего, бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения Сальского городского поселения, имущество, указанное в приложении № 1 к договору, передается по акту приема-передачи (Приложение № 2) (том 2 л.д. 1-49). В п. 1.3. Договора указано, что Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в пользование имущества.
Арендатор обязан поддерживать указанное в п. 1.1 недвижимое имущество в исправном состоянии, проводить его текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на его содержание (п. 4.1.3 Договора аренды № 1 от 11 ноября 2016 года).
Водопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес> в аренду АО «Водоканал» не передавалась.
В Сальском филиале ГБУ «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области», Отделе архитектуры, градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Сальского района Ростовской области сведения о строительстве объекта водопровода по адресу: <адрес> отсутствуют (том 3 л.д. 67,82).
Таким образом, спорная водопроводная сеть по состоянию на 03 апреля 2019 года, на балансе ответчиков и других организаций не стояла, право собственности на нее не зарегистрировано в установленном законом порядке, сведения о принадлежности указанной сети какой-либо организации также отсутствовали.
При таких обстоятельствах, водопроводная сеть по адресу: <адрес>, не имеет титульного собственника, который нес бы бремя содержания указанного имущества.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 марта 2011 N 2-П отмечал, что "... органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132)".
Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 02 апреля 2002 N 7-П, определения от 10 апреля 2002 N 92-О, от 06 марта 2008 N 214-О-П). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство водопроводной системы и системы водоотведения на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
При передаче сетей водоснабжения и водоотведения в эксплуатирующую организацию администрацией Сальского городского поселения не было предпринято мер по выявлению и постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества данной водопроводной сети.
Поскольку данная система инженерных коммуникаций находится на территории г. Сальска, не обращение Администрации Сальского городского поселения с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ, а также п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Действующим законодательством определена обязанность муниципального органа определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный участок водопроводной сети.
Администрация Сальского городского поселения такую обязанность не исполнила, передаточный акт по водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес> между Администрацией и АО «Водоканал» не подписывался, чем допустила незаконное бездействие. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Постановлением Администрации Сальского городского поселения от 16 ноября 2018 года № внесены изменения в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Сальского городское поселение» (том 2 л.д. 108).
Согласно схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Сальского городское поселение» на срок с 2017 года по 2027 год, общая протяженность водопроводных сетей составляет 272,36 км., в том числе 17,1 км. – водопроводы, 23,56 км.- безхозяйные сети.
С целью снижения вероятности возникновения аварий и утечек на сетях водопровода и для уменьшения объемов потерь воды следует выполнять своевременную замену тех участков трубопроводов, которые в этом нуждаются. Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, срок эксплуатации составляет 15 лет. Нормативный ресурс эксплуатации водопроводных сетей выработан на 90,8 % (том 2л.д. 132). Учитывая, что одной из основных проблем систем водоснабжения г. Сальска остается высокая аварийность систем водоснабжения, обусловленная величиной износа водопроводных сетей и оборудования, рекомендован капитальный ремонт и реконструкция сетей водоснабжения, строительство новых магистральных сетей (том 2 л.д. 164).
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Учитывая вышеприведенные установленные обстоятельства и нормы, принимая во внимание, что повреждение имущества истца произошло в результате прорыва водопроводной трубы, из-за ненадлежащего ее содержания, участок водопроводной сети не передавался АО «Водоканал» по договору аренды, причинение ущерба истцу состоит в причинной связи с бездействием Администрации Сальского городского поселения, ответственность за вред, причиненный в результате аварии на данном участке, несет Администрация Сальского городского поселения
Администрацией Сальского городского поселения проведена установка на территории домов по <адрес> новой водопроводной трубы, протяженностью 288 метров. Вынесено постановление о принятии ее в муниципальную собственность. После проведения необходимых мероприятий водопроводная линия будет передана ресурсоснабжающей организации (том 3 л.д. 214,215,216).
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне исследовав представленные доказательства в совокупности, проверив и оценив их, суд пришёл к выводу, что доводы истца о повреждении ее имущества в результате прорыва водопроводной трубы, нашли свое подтверждение, ответственность за вред, причиненный в результате аварии на данном участке несет Администрация Сальского городского поселения, исковые требования о взыскании с ответчика Администрации Сальского городского поселения суммы материального ущерба в размере 500 000 рублей подлежат удовлетворению. В удовлетворении требований к ТСЖ «Русь», АО «Водоканал» следует отказать.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам, другие признанные судом необходимыми расходы.
Как следует из ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истец в ее пользу просила взыскать расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 8200 рублей, за проведенную экспертизу в размере 35000 руб.
В подтверждение несения указанных расходов истцом представлены: чек-ордер от 17 сентября 2019 года об оплате государственной пошлины в размере 8200 рублей (том 1 л.д. 3), чек-ордер от 04 февраля 2020 года об оплате за проведение судебной экспертизы в размере 35000 рублей (том 4 л.д. 43).
Учитывая, что заключение судебной экспертизы № 620/19 ООО «ЮРЦЭО»АС-Консалтинг» от 10 февраля 2020 года принято судом в качестве доказательства по делу, ее проведение было направлено на установление значимых по делу обстоятельств, требования истца о взыскании ущерба с Администрации Сальского городского поселения удовлетворено, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика Администрации Сальского городского поселения в пользу истца расходы по проведению судебной экспертизы в размере 35000 рублей, расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 8200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ТСЖ «Русь», Администрация Сальского городского поселения, АО «Водоканал» о возмещении ущерба, удовлетворить частично.
Взыскать с Администрация Сальского городского поселения в пользу ФИО1 в счет причиненного ущерба 500 000 рублей, оплаченные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 35 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8200 рублей, а всего 543 200 (пятьсот сорок три тысячи двести) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Бабина
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2020 года.