Дело № 2-29/2022
УИД 33RS0014-01-2021-001668-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2022 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретаре Реган В.А.,
с участием истца ФИО1 и его представителя адвоката Коноплевой Н.А.,
представителя ответчика администрации Муромского района ФИО2,
представителя ответчика МУП о. Муром «Водопровод и канализация» ФИО3,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Муромского района, главе администрации Муромского района ФИО4, Управлению социально-экономического развития администрации Муромского района Владимирской области, МУП округа Муром «Водопровод и канализация» о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным договора аренды земельного участка, обязании подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Муромского района и, уточнив требования, просит:
- признать незаконным решение администрации Муромского района Владимирской области (уведомление об отказе от 03.03.2021 № КУМИЗ-515-01-49), которым отказано в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер);
- признать незаконным договор аренды земельного участка № 2371 от 21.01.2021 с кадастровым номером (номер), заключенный между КУМИЗ Муромского района Владимирской области и МУП округа Муром «Водопровод и канализация»,
- обязать администрацию Муромского района Владимирской области устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 30.12.2019 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер)
- обязать КУМИЗ Муромского района Владимирской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить ФИО1 договор купли-продажи указанного земельного участка.
Определением суда от 02 июля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава администрации Муромского района ФИО4
Определением суда от 28 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КУМИЗ администрации Муромского района.
Определением суда от 27 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП округа Муром «Водопровод и канализация».
Определением суда от 22 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
Определением суда от 12 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в округе Муром, Муромском, Меленковском и Селивановском районах.
Определением суда от 09 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ЖКХ администрации округа Муром.
Определением суда от 06 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Эконорма».
Определением суда от 31 января 2022 года судом осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
Определением суда от 31 января 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены КУМИЗ администрации Муромского района и МУП округа Муром «Водопровод и канализация» с исключением их из числа третьих лиц.
Определением суда от 10 марта 2022 года судом произведена замена ответчика КУМИЗ администрации Муромского района на Управление социально-экономического развития администрации Муромского района Владимирской области в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения.
В обоснование заявленных требований указано, что 09.01.2017 между администрацией Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области и ФИО1 заключен договор аренды № 233 земельного участка с кадастровым номером (номер), площадью 74065 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: ...., на срок – три года. Передаточным актом от 09.01.2017 указанный земельный участок передан в пользование ФИО1 30.12.2019 года ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Муромского района Владимирской области о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов. Уведомлением от 28.01.2020 КУМИЗ-149-01-49 администрация Муромского района сообщила об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения водозаборного сооружения (Александровского водозабора) «насосная станция первого подъёма № 11».
Договор аренды № 233 от 09.01.2017 не содержит сведений о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка, в ЕГРН такие данные отсутствовали. 24.03.2020 ФИО1 обратился в администрацию Муромского района с заявлением о разъяснении причин отказа в предоставлении земельного участка, приложив письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 04.02.2020, согласно которому зоны санитарной охраны Александровского водозабора в установленном порядке утверждены не были. 25 мая 2020 года ФИО1 получил разъяснения оснований отказа в предоставлении земельного участка. 27.11.2020 ФИО5 обратился в суд с иском о признании решения администрации Муромского района об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным.
25.01.2021 между ФИО5, администрацией Муромского района и главой администрации Муромского района было заключено мировое соглашение о повторном рассмотрении заявления истца от 30.12.2019 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер). Уведомлением от 03.03.2021 № КУМИЗ-515-01-49 администрация Муромского района сообщила об отказе в предоставлении ФИО5 земельного участка по причине того, что земельный участок находится во втором и третьем поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения Александровского водозабора, а также в связи с предоставлением земельного участка на дату рассмотрения обращения на праве аренды иному лицу.
Истец полагает, что приведенные основания отказа являются незаконными. Действия администрации по предоставлению земельного участка иному лицу на дату рассмотрения заявления ФИО1 совершены в обход установленной законом процедуры, при этом земельный участок до настоящего времени находится во владении ФИО1
Истец ФИО1 и его представитель адвокат Коноплева Н.А. в судебном заседании поддержали требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Муромского района ФИО2 возражал против удовлетворения требований истца. В представленном суду отзыве указал, что в рамках мирового соглашения от 25.01.2021 администрация Муромского района повторно рассмотрела заявление истца от 30.12.2019 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (номер) в собственность за плату без проведения торгов. Решением от 03.03.2021 №КУМИЗ-515-01-49 истцу было повторно отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка. Основанием для отказа послужило тот факт, что спорный земельный участок по информации МУП о. Муром «Водопровод и канализация» расположен во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения «Александровского» водозабора. Срок договора аренды земельного участка № 233 от 09.01.2017, заключенного между администрацией Ковардицкого сельского поселения (раннее обладавшей полномочиями по предоставлению земельных участков) и ФИО1 истек 08.01.2020, пролонгация договоров по государственным и муниципальным земельным участкам земельным законодательством не предусмотрена. Акт возврата спорного земельного участка был подписан ответчиком и направлен 09.01.2020 заказным письмом в адрес истца. Данный акт получен истцом, но не подписан и не возвращен в адрес ответчика. Ответчик считает акт возврата земельного участка подписанным в одностороннем порядке, в связи с чем в соответствии с п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Кроме того, соответствии с п.2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ указанный земельный участок предоставлен КУМИЗ Муромского района на праве аренды иному лицу – МУП о. Муром «Водопровод и канализация». Решение ответчика от 03.03.2021 №КУМИЗ-515-01-49 является законным и мотивированным.
Ответчик - глава администрации Муромского района ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, в котором указал, что земельный участок с кадастровым номером (номер) расположен во втором и третьем поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения «Александровского» водозабора, в связи с чем у администрации Муромского района имелись основания для отказа в предоставлении в собственность указанного земельного участка, предусмотренные п.6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ и п.19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. Кроме этого, срок аренды земельного участка № 233 от 09.01.2017 заключенный между администрацией Ковардицкого сельского поселения и ФИО1, истек 08.01.2020.
21.08.2020 КУМИЗ администрации Муромского района направило в орган Росреестра письмо о регистрации прекращения ограничения права и обременения земельного участка с кадастровым номером (номер) в виде аренды. Согласно выписки из ЕГРН от 31.08.2020 ограничение права на земельный участок отсутствует. 30.12.2020 от МУП о. Муром «Водопровод и канализация» поступило заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (номер) на праве аренды для развития сети водоснабжения местного значения. 21.01.2021 между КУМИЗ администрации Муромского района и МУП о. Муром «Водопровод и канализация» был заключен договор аренды № 2371 находящегося в государственной собственности земельного участка. Таким образом, администрация Муромского района обоснованно отказала истцу в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку земельный участок предоставлен на праве аренды иному лицу.
Представитель ответчика Управления социально-экономического развития администрации Муромского района Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, в котором указал, что в рамках мирового соглашения от 25.01.2021 администрация Муромского района повторно рассмотрела заявление истца от 30.12.2019 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (номер) в собственность за плату без проведения торгов. Решением от 03.03.2021 КУМИЗ-515-01-49 истцу было повторно отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка. Основанием для отказа послужило то, что спорный земельный участок по информации МУП о. Муром «Водопровод и канализация» расположен во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения «Александровского» водозабора, истек срок договора аренды земельного участка № 233 от 09.01.2017, заключенного между администрацией Ковардицкого сельского поселения и ФИО1 Кроме того, указанный земельный участок предоставлен на праве аренды иному лицу – МУП о. Муром «Водопровод и канализация».
Ответчик МУП округа Муром «Водопровод и канализация» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца. В представленном отзыве указала, что спорный земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером (номер) на котором расположена артскважина № 11. Источники водоснабжения должны быть защищены от загрязнения и засорения. Для этого устанавливаются зоны санитарной охраны. В соответствии с п.1.5 СанПин «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения» зоны санитарной охраны организуется в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения возозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Принадлежность к такой зоне (зоне с особыми условиями использования) является одним из правовых средств определения правового режима земельного участка. Зоны санитарной охраны организуется в составе трех поясов, в каждом из которых устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Следовательно, ограничение оборотоспособности земельного участка как вспомогательное правовое средство должно дополнительно гарантировать использование и охрану земельных участков в соответствии с установленным правовым режимом, содержащим такой дополнительный элемент, как ограничение использования в связи с принадлежностью земельного участка в зоне санитарной охраны. Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области № 10 от 31.01.2022 были установлены зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения МУП о. Муром «Водопровод и канализация» в отношении артезианских скважин № 10 и № 11. Согласно картам (планам) спорный земельный участок находиться во втором поясе ЗСО данных скважин. Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости, полученных из ЕГРН на 21.02.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер) установлены ограничения прав на данный земельный участок, предусмотренный постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 31.01.2022 № 10.
Решение администрации Муромского района Владимирской области об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:15:001520:596 является законным и обоснованным.
Представители третьих лиц Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, ООО «Эконорма» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в округе Муром, Муромском, Меленковском и Селивановском районах в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве оставляет решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления ЖКХ администрации округа Муром в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном отзыве указал, что в соответствии с п.14 ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Из приведенных положений Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, находящиеся в первом и втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона в частную собственность не предоставляются. Учитывая значимость водных объектов для окружающей среды и человека, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о границах зон с особыми условиями использования не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 9 января 2017 года между администрацией Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области и ФИО1 заключен договор аренды № 233 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, согласно которого ФИО1 во временное владение и пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером (номер), площадью 74065 кв.м., местоположение: ...., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка (п.1.1). Цель аренды (разрешенное использование): сельскохозяйственное использование (п.1.2). Участок не обременен, ограничен в использовании согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 (п.1.5). Согласно п.2.1 договора аренда устанавливается на срок 3 года.
Согласно п.4.4.12 договора по окончании срока действия договора или при его досрочном расторжении арендатор должен освободить участок не позднее 3-х дней после прекращения договора и вернуть арендодателю по передаточному акту.
9 января 2017 года между администрацией Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области и ФИО1 подписан передаточный акт, по которому ФИО1 принял в аренду земельный участок с кадастровым номером (номер), площадью 74065 кв.м., местоположение: ...., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
26 января 2017 года договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Ограничение прав в виде аренды на земельный участок действует с 26.01.2017 по 26.01.2020.
30 декабря 2019 года ФИО1 обратился в администрацию Муромского района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (номер), площадью 74065 кв.м., местоположение: .... в соответствии с пп.9 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ на праве собственности за плату без проведения торгов для сельскохозяйственного производства.
28 января 2020 года администрация Муромского района уведомлением № КУМИЗ-149-01-49 отказала ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения водозаборного сооружения (Александровского водозабора) «Насосная станция первого подъема № 11».
ФИО1 не согласившись с данным отказом, обратился в суд с иском о признании данного отказа незаконным и обязании повторно рассмотреть его заявление о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Определением Муромского городского суда от 25 января 2021 года между ФИО1 и административным ответчиком администрацией Муромского района, административным ответчиком главой администрации Муромского района ФИО4 утверждено соглашение о примирении сторон, по условиям которого административный ответчик-1 и административный ответчик-2 обязуются в срок не позднее 03 марта 2021 года повторно рассмотреть заявление административного истца от 30.12.2019, поступившее в администрацию Муромского района Владимирской области, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер)
03 марта 2021 года администрация Муромского района в рамках соглашения о примирении сторон, заключенного 25.01.2021, повторно рассмотрела заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер), площадью 74065 кв.м., местоположение: ...., уведомлением № КУМИЗ-515-01-49 истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность. При этом, в уведомлении указано, что испрашиваемый земельный участок расположен во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Александровского водозабора. Из уведомления также следует, что согласно пп.14 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Кроме того, указано, что срок договора аренды, заключенного с ФИО1 истек 08.01.2020. Согласно выписки из ЕГРН земельный участок предоставлен в аренду иному лицу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 этого же федерального закона предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с положениями пунктов 1.4 и 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, при этом отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (пункты 1.6 и 1.17 данных Санитарных правил и норм).
Согласно сообщению МУП о. Муром «Водопровод и канализация» от 02.03.2021 № 04/310 земельный участок с кадастровым номером (номер) расположен во втором и третьем поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения Александровского водозабора. На основании проектной документации, данный земельный участок попадает в групповой водозабор, состоящий из СКВ. №1; №72383 (№2); №3; №4; №5; №М50-87 (№6); №71384-бис (№7); №71384 (№8) и одиночный водозабор СКВ. №10; №11. В зону третьего пояса попадает СКВ. №3813/179 (№9). В соответствии с СанПиН 2.1.1110-02 и СНиП 2.04.02-84 с целью исключения возможности загрязнения подземных вод эксплуатируемого водоносного горизонта, предусматривается создание зоны санитарной охраны в составе трех поясов. Первый пояс (зона строгого санитарного режима) включает территорию расположения скважины, его назначение - защита от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса ЗСО (зона ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения микробиологического и химического загрязнения воды источника водоснабжения. В зоне второго пояса не должно располагаться действующих кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, сооружений подземной фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей животноводческих и птицеводческих предприятий, а так же других сельскохозяйственных объектов (складов хранения ядохимикатов и минеральных удобрений), являющихся потенциальными источниками микробного загрязнения и обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод в районе размещения артезианской скважины.
В районе земельного участка от артезианской скважины до резервуара чистой воды проходят: водовод d= 150мм, водовод с1=300мм, электрический кабель, которые находятся в хозяйственном ведении МУП о. Муром «Водопровод и канализация». Зона санитарной охраны водовода, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, составляет по 10 метров от крайних линий водовода.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
31.01.2022 постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области № 10 были установлены зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения МУП о. Муром «Водопровод и канализация» в отношении артезианских скважин № 10 и № 11. Согласно картам (планам) зон санитарной охраны по данным скважинам спорный земельный участок находится во втором поясе ЗСО данных скважин. Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости, полученных из ЕГРН на 21.02.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер) установлены ограничения прав на данный земельный участок, предусмотренный постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 31.01.2022 № 10.
Данный факт свидетельствует о том, что и ранее спорный земельный участок был фактически расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения Александровского водозабора.
Поскольку испрашиваемый земельный участок относиться к землям, оборот которых ограничен, администрация Муромского района, обладая на момент рассмотрения заявления сведениями о расположении спорного земельного участка во втором поясе ЗСО указанных выше скважин, полученных от МУП о. Муром «Водопровод и канализация», правомерно отказала истцу в передаче в собственность спорного земельного участка по названному выше основанию.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Срок договора аренды по договору аренды № 233 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 09.01.2017, заключенный между администрацией Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области и ФИО1, истек 08.01.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества; с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Соответственно, с заявлением о прекращении аренды также может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Основания прекращения обязательств установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, согласно статье 407 которого обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором; прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором; стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
земельный участок предоставлен гражданину или юридическому
лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев,
предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для
ведения садоводства.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером (номер) ранее был предоставлен на основании результатов аукциона на право заключения договора аренды, у администрации Муромского района отсутствовали основания для заключения нового договора аренды с ФИО1
25.03.2020 ФИО1 были направлены заказным письмом с уведомлением и описью вложения для подписания и возврата в Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района передаточные акты на земельный участок от 09.01.2020. В соответствии с условиями договора аренды арендатор в связи с окончанием срока аренды должен передать, а арендодатель принять земельный участок с кадастровым номером (номер)
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 60226730634991 ФИО1 получил заказное письмо с вышеуказанными передаточными актами 02.04.2020, однако подписанные акты в Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района не представил.
21.08.2020 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района в адрес Росреестра было направлено письмо № 675-16-05 о регистрации прекращения ограничения права и обременения земельного участка с кадастровым номером (номер) в виде аренды, номер государственной регистрации 33:15:001520:596-33/025/2017-2 от 26.01.2017, в связи с истечением срока аренды.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31.08.2020 № 99/2020/345442265 ограничение права на земельный участок с кадастровым номером (номер) отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, по состоянию на 25.01.2021 у администрации Муромского района Владимирской области имелись основания для отказа истцу по пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
30.12.2020 от МУП «Водоканал» поступило заявление о
предоставлении земельного участка с кадастровым номером (номер)на праве аренды для развития сети водоснабжения местного значения.
21.01.2021 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района и МУП «Водоканал» был заключен договор аренды № 2371 находящегося в государственной собственности земельного участка (дата регистрации: 04.02.2021, номер регистрации: (номер)
Учитывая выше изложенное, администрация Муромского района Владимирской области обоснованно отказала истцу в предоставлении истребуемого земельного участка в собственность, в том числе и по основаниям пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок на момент обращения за ним, был предоставлен на праве аренды иному лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1. Земельного кодекса
Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
решения органа государственной власти или органа местного
самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
договора купли-продажи в случае предоставления земельного
участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в
аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления
земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпункту 1 пункту 5 статьи 39.17. Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предоставлении земельного участка, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
В силу п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Первоначально ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 30.12.2019. Его заявление было рассмотрено и уведомлением от 28.01.2020 администрация Муромского района отказала ФИО1 в предоставлении земельного участка. 22 мая 2020 года в адрес ФИО1 даны разъяснения о причинах отказа в предоставлении земельного участка. 31 августа 2020 года в Единый государственный реестра недвижимости внесены сведения о прекращении ограничения права и обременения спорного земельного участка в виде аренды в связи с истечением срока аренды.
30 декабря 2020 года МУП о. Муром «Водоканал и канализация» обратилась в администрацию о. Муром с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды. Данное заявление было рассмотрено и 21 января 2021 года между КУМИЗ администрации Муромского района и МУП о. Муром «Водоканал и канализация» заключен договор аренды спорного земельного участка на срок 49 лет. Данный договор зарегистрирован в установленном порядке.
25.01.2021 между ФИО5, администрацией Муромского района и главой администрации Муромского района было заключено мировое соглашение о повторном рассмотрении заявления истца от 30.12.2019 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер). Уведомлением от 03.03.2021 № КУМИЗ-515-01-49 администрация Муромского района сообщила об отказе в предоставлении ФИО5 земельного участка по причине того, что земельный участок находится во втором и третьем поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения Александровского водозабора, а также в связи с предоставлением земельного участка на дату рассмотрения обращения на праве аренды иному лицу.
Заявление о предоставлении спорного земельного участка в собственность поступило от истца ранее чем заявление МУП о. Муром «Водопровод и канализация» о предоставлении земельного участка в аренду.
Вместе с тем нарушение порядка рассмотрения обращений о представлении земельного участка не влечет признание незаконным договора аренды земельного участка № 2371 от 21.01.2021 с кадастровым номером (номер), заключенного между КУМИЗ Муромского района Владимирской области и МУП округа Муром «Водопровод и канализация», поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения водозаборного сооружения (Александровского водозабора) «насосная станция первого подъёма № 11» и по указанным обстоятельствам не мог быть предоставлен в собственность истцу.
Таким образом, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения администрации Муромского района Владимирской области (уведомление об отказе от 03.03.2021 № КУМИЗ-515-01-49), которым отказано в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер); признании незаконным договора аренды земельного участка № 2371 от 21.01.2021 с кадастровым номером (номер), заключенного между КУМИЗ администрации Муромского района Владимирской области и МУП округа Муром «Водопровод и канализация», не подлежат удовлетворению и производные требования об обязании администрации Муромского района Владимирской устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 от 30.12.2019 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер); обязании Управления социально-экономического развития администрации Муромского района Владимирской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить ФИО1 договор купли-продажи указанного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации Муромского района, Главе администрации Муромского района ФИО4, Управлению социально-экономического развития администрации Муромского района Владимирской области, МУП округа Муром «Водопровод и канализация» о признании незаконным решения администрации Муромского района Владимирской области (уведомление об отказе от 03.03.2021 № КУМИЗ-515-01-49), которым отказано в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер); о признании незаконным договора аренды земельного участка № 2371 от 21.01.2021 с кадастровым номером (номер), заключенного между КУМИЗ администрации Муромского района Владимирской области и МУП округа Муром «Водопровод и канализация», обязании администрации Муромского района Владимирской области устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 от 30.12.2019 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (номер); обязании Управления социально-экономического развития администрации Муромского района Владимирской в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить ФИО1 договор купли-продажи указанного земельного участка, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.М.Филатова
Решение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2022 года.